Стилистические особенности речи В.В. Жириновского
2. Стилистические особенности речи В.В. Жириновского
Часто политики, В.В.Жириновский в том числе, ставят цель представить некую точку зрения, оценку, мнение не как единичные, принадлежащие только и именно субъекту речи, но как общеизвестные истины.
Для этого нужо создать впечатление, внушить адресату, что отправитель сообщения мыслит и говорит так, как многие, и многие говорят и мыслят, как он. Этот прием В.Е. Чернявская называет создание семантического поля «свои».
«Вот по Москве мы идём, мы слышим звук скорой помощи, мы все стараемся взять вправо, пропустить её. Миллионы машин в городе, и мы пропускаем скорую помощь. Мы знаем: умирает человек».
Политический текст отличается стремлением к стандартизации и одновременно к экспрессивности. Широкие возможности для реализации этой тенденции являются фигуры речи – отступления от нейтрального способа изложения с целью эмоционального и эстетического манипулирования.
Стандартизованность реализуется воспроизводимостью фигур: в их основе лежат определенные схемы, которые в речи могут наполняться каждый раз новыми словами. Эти схемы восходят к риторическим традициям и обеспечивают классичность, отточенность формы. Экспрессия возникает или в результате ментальных операций сближения-сопоставления, или вследствие разрушения привычных речевых формул и стереотипов, или благодаря умелым изменениям речевой тактики.
Когда Жириновский выходит на трибуну, он строчит словами как из автомата, а каждая из произнесенных им фраз – вызов на бой. Выступления лидера партии ЛДПР всегда эмоциональны, информативны.
У Владимира Жириновского выступление всегда ориентировано не только на слушателя, но и на народ в целом. На наш взгляд, своей целью он ставит более эмоциональное воздействие на слушателя, на его простоту, доверие и иногда даже неграмотность. В его выступлениях встречаются почти все фигуры речи.
Фигура, занимающие одно из наиболее важных мест в манипулировании в политической коммуникации – это повторы. Повторяющиеся сегменты фиксируются памятью и влияют на формирование отношения к соответствующей проблеме, так как человеку всегда кажется убедительным то, что отложилось в памяти. Внедренное в сознание сообщение действует независимо от его истинности или ложности.
«Постоянное повторение является основным принципом пропаганды»[11]. В анализируемом тексте словосочетание скорая помощь повторяется 9 раз, человек умирает – 4 раза, хам -2 раза, негодяй – 3 раза,жёсткие меры – 2 раза, одна неделя - 2 раза, будет порядок, наведу порядок - 2 раза, власть - 3 раза.
Таким образом, этот приём позволяет запечатлеться важным для говорящего мыслям в сознании слушателей.
Анафора – стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, т. е. в повторении начальных частей двух или более относительно самостоятельных отрезков речи. Используя этот прием, политик не только привлекает внимание к определенному отрезку своей речи, но и оказывает воздействие на сознание.
В построении речи В.В.Жириновского можно заметить тенденцию к единоначатию новой мысли с союза и:
«И медбрат тоже такой…»; «И этот пьяный негодяй ещё и сопротивляется…»; «И большой штраф…» и т.д.
Вопросы так же являются распространенным приемом в речи политика. Они вносят разнообразие в речь, помогают привлечь внимание к тому или иному вопросу, а так же подготавливают слушателя к принятию точки зрения политика.
Вопрос всегда обращен к собеседнику и требует от него ответной реакции. Таким образом, высвечивание тех или иных граней происходит как бы на глазах у слушателя или читателя и при его участии. От этого убедительность вывода возрастает, следовательно, возникает желаемый эффект убеждения собеседника.
Объективизация – вопрос, на который автор отвечает сам. Использование вопроса служит для высвечивания отдельных сторон основного вопроса по мере развертывания текста.
«Как его будет объезжать скорая помощь? Там полно снега». «Что такое пятьсот рублей? Пирожок можно купить». «Кто первый? Скорая помощь везде идёт первая».
Жириновский обращается к слушателям с монологической речью, которая, однако, построена как диалог с безмолвной аудиторией – Владимир Вольфович сам задает себе вопросы и сам отвечает на них.
Благодаря своим интонационным особенностям объективизация формирует очень динамичное выступление, а так же акцентирует внимание слушателя на тех аспектах, которые политику необходимо выделить, т.е. скорая помощь всегда должна быть первой, а по отношению к тем, кто не позволяет ей проехать, должны быть применены жесткие меры.
Смена утвердительной интонации на вопросительную, позволяет оживить внимание слушателя или читателя, восстановить ослабший контакт с ним, внести разнообразие в авторский монолог, создав иллюзию диалога. Диалогичная форма обладает особой убедительностью, так как у слушателя создается ощущение участия в мнимом диалоге, а значит, к выводам у него есть причастность, вместе с которой появляется лояльность к говорящему, к высказанным политиком идее.
Риторический вопрос – это экспрессивное утверждение или отрицание. Риторический вопрос интонационно и структурно выделяется на фоне повествовательных предложений, что вносит в речь элемент неожиданности и тем самым усиливает ее выразительность. В.В. Жириновский смело использует риторические вопросы в своей речи, поскольку некоторая театральность этого приема повышает стилистический статус текста, поднимает его над обыденной речью.
«Цена – жизнь человека. С какой стати мы должны отдавать жизни наших людей за вот такое поведение?» «Они будут висеть на столбах, эти наглецы. А как иначе?»
Открытый вопрос провоцирует читателя или слушателя на ответ – в виде выражения своего, а точнее подготовленного политиком мнения – мы все свидетели этих событий. Высокая эмоциональность вопроса вызывает столь же эмоциональную реакцию.
Таким образом, вопросы различных типов помогают составителю речи привлечь внимание слушателя или читателя к той или иной проблеме, а так же создать иллюзию диалога. Умелое и правильное использование вопросов, способствует поддержанию контакта с аудиторией и воплощению манипулятивной тактики. Частое использование вопросов в публичных речах подтверждает не только популярность этих приемов, но и их эффективность.
Антитеза (противопоставление) как стилистический прием часто используется в политических речах, так как позволяет привлечь внимание к отдельным мыслям и обладает высокой степенью манипулирования. Противопоставление позволяет подчеркнуть и усилить различия между компонентами высказывания. Акцентируя внимание на различиях, говорящий подталкивает адресанта к принятию мнения, подготовленного говорящим.
Противопоставление является популярным приемом В.В.Жириновского, так как позволяет не только выделить отрезок текста, но и выразить свое отношение к нему:
«Я понимаю, пожар. Может быть, горит пустой дом. Гас. Может быть, взрывается, но люди живы. Но здесь явно идёт врач навстречу умирающему больному».
«И медбрат тоже такой. Подошёл бы и долбанул по лобовому стеклу, а он упрашивает этого негодяя».
«Дайте дорогу скорой помощи, а всё остальное пропади пропадом!»
Так же как антитеза выступает постоянное противопоставление слов «свои» - «чужие». Свои (борцы за справедливость) – мы, народ, партия; чужие (те, с кем нужно бороться) – чужие, хамы, негодяи с наглой рожей, соучастники преступления, которые не дают проехать скорой помощи. Вывод: народ, проголосовав за партию ЛДПР, может навести порядок в стране.
Наряду с противопоставлением, а иногда и в сочетании с ним, используется и прием градации.
Градация - расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. Компоненту высказывания, выраженному градацией, придается дополнительная значимость, что выделяет его из общего потока речи. Градация акцентирует внимание на каком-то отдельном компоненте высказывания и этим достигается манипуляция.
«…хамят, стреляют, разворачиваются»;
«жёсткие меры: конфискация автомобиля и штраф пятьсот тысяч рублей. <…>И, конечно, чтобы было уголовное наказание»;
«… никакой ответственности скорая помощь, машина, не несёт, если она поцарапает чужую машину, помнёт чужую машину»;
«Должно быть наказание, потому что сегодня [когда у власти не мы – К.М.] это просто: не уступил, нарушил какие-то правила, не уступил транспорту, подающему спец-сигнал».
Еще одна черта в выступлении Жириновского – использование разговорных оборотов речи (в том числе просторечий). Таким образом, он подтверждает свой имидж «такого, как все», выходца из простого народа.
«…наплевательски относятся к общественному мнению: хамят, стреляют, разворачиваются».
«Во двор въезжает к себе вот этот хам. Вылез».
«…потому что он машину отдаст, потому что у него много навороченных машин».
«Подошёл бы и долбанул бы по лобовому стеклу, а он упрашивает этого негодяя. И этот пьяный негодяйещё и сопротивляется».
«Власть применяет. Власти нету. Барыга, вор».
«Всем стоять, пока идёт скорая помощь!
«Возьми он сейчас вправо, «заедь» во двор. Нет, он стоит, ругается. Да, умереть можно, глядя на его наглую рожу».
«Они будут висеть на столбах, эти наглецы. А как иначе?»
В тексте выступления В. В. Жириновского встречаются и фразеологические обороты и устойчивые сочетания:
«Дайте дорогу скорой помощи, а всё остальное пропади пропадом!»
Фразеология привлекает слушателей своей экспрессивностью, потенциальной возможностью положительно или отрицательно оценивать явления, выражать одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое или иное отношение к нему.
Употребление фразеологизмов в речи В.В. Жириновского позволяет разрядить обстановку, перевести «опасные» моменты в шуточную форму.