Методика проведения эксперимента и роль эксперимента в учебном процессе
2.2 Методика проведения эксперимента и роль эксперимента в учебном процессе
Эксперимент, как и наблюдение, относится к группе универсальных методов - таких, какие используются в рамках различных наук и типов научного познания.
Главным признаком эксперимента считают такую процедурную, ситуационную и содержательную организацию процесса познания, при котором возможно получить объективные эмпирические данные, в отличие от тех, что имеют субъективную оценку при применении других методов психолого-педагогического познания. Использование эксперимента в учебном процессе позволяет:
- проиллюстрировать установлены в науке законы и закономерности в доступном для учащихся виде и сделать их содержание понятным для учащихся;
- повысить наглядность преподавания;
- ознакомить учащихся с экспериментальным методом исследования;
- показать применение приобретенных знаний в технике, технологиях и быту;
- усилить интерес учащихся к обучению;
- формировать у школьников опытно-экспериментаторские навыки.
Сегодня учебный эксперимент, особенно школьный является очень развитым. Чтобы дать ученикам прочные знания, сформировать у них важные практические умения и навыки, необходима координация в применении различных видов учебного эксперимента.
На основе исследования, мы пришли к выводу, что эксперимент - это педагогическое, контролирующее наблюдение, которое позволяет выявить необходимые связи, явления, закономерности, процессы.
В ходе научно-технического прогресса и перехода к новому содержанию образования возрастает роль эксперимента в обучении в школе.
Процесс обучения заключается в последовательном формировании новых для учеников понятий и теорий на основе немногих фундаментальных положений, опирающихся на опыт.
В ходе этого процесса находит отражение индуктивный характер установления основных закономерностей на базе эксперимента и дедуктивный характер вывода следствий из установленных таким образом закономерностей. Таким образом, эксперимент в учебном процессе играет важную роль.
Для измерения влажности воздуха используют разные измерительные приборы. В нашем случае мы пользовались психрометрическим гигрометром – психрометром. Известно, что от относительной влажности воздуха зависит скорость испарения. Чем меньше влажность воздуха, тем легче влаге испаряться.
В психрометре есть два термометра. Один – обычный, его называют сухим. Он измеряет температуру окружающего воздуха, колба другого термометра обмотана тканевым фитилем и опущена в емкость с водой. Второй термометр показывает не температуру воздуха, а температуру влажного фитиля, отсюда и название увлажненный термометр.
Чем меньше влажность воздуха, тем интенсивнее испаряется влага из фитиля, тем большее количество теплоты в единицу времени отводится от увлажненного термометра, тем меньше его показания, следовательно, тем больше разность показаний сухого и увлажненного термометров.
Психрометр устанавливался на 30 мин в исследуемых кабинетах и , по истечении времени снимались показания. Вычисляется разность показаний между влажным и сухим термометром. Зная разность показаний сухого и влажного термометров и температуру окружающей среды с помощью психрометрических таблиц измеряем относительную влажность воздуха.
Опытная работа по измерению относительной влажности в помещении
Так как в течение учебного года ученикам приходится больше времени проводить в школе, то не маловажную роль играет состояние влажности в учебных кабинетах. Исходя из этого, мы решили узнать, отвечает ли санитарным нормам условия наших кабинетов. Измерения проводились в предметных кабинетах и в компьютерном классе, библиотеке, столовой.
Замеры проводились в течении недели, ежедневно, затем данные усреднялись. Для измерения относительной влажности использовался психрометр и подручные материалы. Результаты измерений показаны в таблице
Определение относительной влажности воздуха с помощью приборов и подручных материалов
1 способ
Оборудование: два пластиковых стаканчика до 200 мл (один прозрачный), сосуд с ледяной водой (один на всех) и черпаком, сосуд с горячей водой (один на всех) и черпаком, термометр, таблица зависимости давления насыщенных водяных паров от температуры, (сборник задач по физике под редакцией А. П. Рымкевич).
Решение: Наливаем в прозрачный стаканчик ледяную воду и опускаем в неё термометр. Через некоторое время наружные стенки стаканчика запотеют и измерив температуру, а это будет точка росы мы по таблице определяем парциальное давление.
Затем, медленно доливаем из второго стаканчика горячую воду, пока не исчезнет роса на стенках. Замечаем температуру, при которой исчезла роса и измерив комнатную температуру, определяем максимальное давление водяных паров р0 в классе.
По формуле φ=(р/р0)100% находим относительную влажность воздуха в классе и приходим к выводу, полученный результат соответствует норме или нет.
2 способ
Оборудование: психрометр Августа, конденсационный гигрометр, волосной гигрометр.
А) Измерение влажности воздуха с помощью психрометра Августа.
Показания сухого термометра tc = 22oC, а показания влажного tв = 16oC, разность показаний ∆t=6oС. По психрометрической таблице при 22o С и ∆t=6o С относительная влажность φ = 54%.
Психрометрическая таблица
Определение влажности воздуха в разных помещениях школы в период отопительного сезона
Место определения влажности | В начале рабочего дня | В конце рабочего дня | ||||||
tсух,0С | tвл,0С | Δt,0С | φ,% | tсух,0С | tвл,0С | Δt,0С | φ,% | |
Столовая | 21 | 18 | 3 | 73 | 22 | 20 | 2 | 80 |
Кабинет физики | 22 | 15 | 7 | 38 | 23 | 17 | 5 | 47 |
Кабинет математики | 22 | 16 | 6 | 50 | 23 | 18 | 5 | 56 |
Библиотека | 21 | 16 | 5 | 53 | 22 | 17 | 5 | 54 |
Спортзал | 23 | 16 | 7 | 40 | 24 | 17 | 7 | 40 |
Определение влажности воздуха в разных помещениях школы после окончания отопительного сезона
Место определения влажности | В начале рабочего дня | В конце рабочего дня | ||||||
tсух,0С | tвл,0С | Δt,0С | φ,% | tсух,0С | tвл,0С | Δt,0С | φ,% | |
Столовая | 16 | 15 | 1 | 90 | 20 | 19 | 1 | 90 |
Каб. физики | 18 | 15 | 3 | 64 | 20 | 18 | 3 | 80 |
Каб. ИКТ | 20 | 17 | 3 | 70 | 21 | 18 | 3 | 72 |
Библиотека | 21 | 18 | 3 | 70 | 21 | 18 | 3 | 72 |
Спортзал | 14 | 12 | 2 | 80 | 16 | 15 | 1 | 90 |