История обрядовых кукол
1. История обрядовых кукол
Из нескольких источников мы нашли разные определения понятия «кукла».
КУ́КЛА:
- сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. (Словарь В.И. Даля)
- 1. Детская игрушка в виде фигурки человека. 2. В театральном представлении: фигура человека или животного 3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (Словарь С.И.Ожегова)
- перен. Бездушное, безжизненное существо. ( Словарь Д.Н. Ушакова.)
- через нов.-греч. koukla, из лат. cuculla — "капюшон, куколь, чепец, кулек". (Этимологический словарь)
Связывает эти определения одно: кукла - это всегда отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о мире и миропорядке, о месте его в этом мире. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.
Куклы многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, украшению. Произошло это потому, что игрушки рождались в трудовой деятельности человека: и простой крестьянин, и признанный мастер учились у одного великого творца – природы.
Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца. Для изготовления кукол использовали разный материал – текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину и др.
Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы.
Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, верили в то, что на новом месте будет снова очаг, уют, дом.
Славянская обрядовая кукла
В славянских (русских, белорусских, украинских, польских и др.) крестьянских семьях самыми распространенными были тряпичные или текстильные куклы, которые можно разделить на две группы:
· свернутые (скрутки), т.е. сделанные без шитья иголкой,
· шитые.
Куклы по своему назначению довольно четко разделялись на:
· игровые,
· обереговые,
· обрядовые.
Обрядовые текстильные куклы также имеют свою классификацию:
· по технологии изготовления (мотанки-закрутки, кувадки, из тканевых квадратов и др.);
· по обрядам (для семейно-бытовых, календарных, прочих).
· по функциям или, если хотите, по магической кукольной силе: продуцирующую, защитную, очистительную и замещающую. (См. Приложение 2, Классификация).
Люди верили, что куклы, наделенные продуцирующей магией, помогали достичь благополучия в повседневной жизни, справляться с большими объемами любой работы, упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.
Защитная кукла берегла семью от ссор, болезней и невзгод, служила оберегом от порчи и сглаза.
Очистительная куколка помогала избавляться от «плохой» энергетики в доме. После «использования» её выбрасывали, сжигали или бросали в реку. Яркий пример этому - дошедший до нас обычай мастерить и сжигать куклу Масленицу на проводы зимы. Сгорая, кукла заодно превращает в золу и пепел весь тот духовный негатив, что накопился у людей за долгую зиму.
Куклы-заместители представляли какого-то конкретного человека. Их мастерили, когда кто-то покидал семью (уходил на войну или заработки муж или сын). Делали из одежды, принадлежавшей человеку-прототипу. Кукол-двойников «подбрасывали» злым духам, чтобы спасти живых (новорожденного младенца или членов семьи усопшего больного).
В древности славянские тряпичные куклы изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что с древнейших времён женщина хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода.
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, поэтому тряпочки и ниточки для изделия не резали, а рвали.
Безликость - очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.
Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.
В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.