Морфологический, лексический и синтаксический состав речи Маши
Морфологический состав речи Маши
В своей речи Маша использует слова разных знаменательных частей речи. (Приложение №2). Больше всего в её речи присутствуют глаголы, имена существительные и имена прилагательные.
Наречия и местоимения употребляются реже. Причастий и деепричастий нет совсем, так как это слова, сложные для выговаривания, а сериал предназначен для детей младшего возраста.
На первом месте по употреблению стоят глаголы, так как эта часть речи обладает широкими возможностями яркого описания жизни в ее развитии, движении. Важнейшая стилистическая функция глагола в художественной речи — придавать динамизм описаниям.
Речь Маши, насыщенная глаголами, выразительно рисует стремительно разворачивающиеся события, создает энергию, иногда и напряженность повествования.
Мы обратили внимание, что глаголы в речи живой и активной Маши представлены чаще всего в форме повелительного наклонения. (Приложение № 2).
Особый интерес вызывает использование видовых форм глагола в повелительном наклонении. Глаголы в повелительном наклонении несовершенного вида имеют оттенок приглашения, а формы совершенного вида представляются более категоричным выражением побуждения, они означают скорее приказание, чем просьбу: Приступим (сов.вид ) - делай (несов.вид).
Для образности речи Маша часто использует междометия: ух, ага, эх, ох, ой, ура.
Лексический состав речи Маши
В Толковом словаре С.И.Ожегова мы находим следующее определение: «Лексика – это словарный состав языка или произведений какого-нибудь писателя».[1] Лексика с точки зрения стилистической окраски делится на нейтральную и эмоционально-окрашенную.
Речь главной героини мультфильма эмоциональная, яркая. Нейтральные слова воспринимаются как высокие и торжественные. Практически отсутствуют в речи героини просторечные слова. Очень много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Приложение №2).
Маша нередко употребляет неологизмы. Но в её речи присутствует не столько образование новых слов, а создание необычных форм слова или какой-то новый образ того или иного слова. То же самое часто делают и дети младшего возраста, когда учатся говорить.
Анализируя Машины неологизмы, мы выяснили, что при создании новых слов героиня чаще всего опирается на аналогию.
Примеры Машиных неологизмов:
1. Перемена корней в сложных словах:
Носорог +дикообраз = носообраз - дикорог
Крокодил+бегемот = крокомот- бегедил
Попугай+пеликан = попукан-пелигай
(«Следы невиданных зверей»)
2. Переход одной части речи в другую за счёт лексического значения
Настроение вареное (им.сущ.ВАРЕНЬЕ в им.прилаг.ВАРЕНОЕ) («Варенье»)
3. Слияние слов с переменой морфем
Накашеварю (глагол НАВАРЮ+имя существительное КАША)
Расфокусируй ( от слова ФОКУС)
Постельный лежим ( из сочетания слов «лежать» и «режим») Фотографичная (от сочетания слов «фотография» и «фотогеничная»)
Синтаксический состав речи
Синтаксический состав речи Маши представлен простыми предложениями, так как сложные предложения тяжелы для восприятия маленьких зрителей.
В мультсериале используется форма монолог-диалог, так как основных героев только два. В мультфильме речью наделена только Маша, а Медведь, например, отвечает ей только звуками, жестами и мимикой.
Простые предложения, которые использует в речи Маша, чаще всего односоставные:
- Лапу давай.
- Постельный лежим (режим)!
- Ах, любовь, любовь!
- Надо лечиться!
В речи героини наблюдаются все типы предложений по цели высказывания. Но больше всего побудительных, выражающих призыв к совместному действию.
Присутствуют и вопросительные предложения, которые необходимы для того, чтобы выразить стремление получить информацию и содержат вопрос. Собственно-вопросительных предложений в речи Маши немного. Чаще всего это вопросительно-побудительные или вопросительно-риторические предложения.
- Ой, это чё, каша что ли!?
- А у тебя клюёт? А как клюёт? А где клюёт? А здесь клюёт? А кто клюёт? А вот так клюёт?
- Ути, моя красотулечка! Наелась ли моя, деточка? А подросла ли, моя крошечка?
- Мишка?....Ну где же ты, когда нужен?
В мультфильме ответ на эти вопросы мы можем только видеть, а не слышать. Дополнительные оттенки в вопросительных предложениях могут быть эмоционального плана, например, оттенок отрицательной экспрессии:
- Ты что, глухой, что ли?
Также в речи Маши очень много восклицательных предложений, что также создаёт эмоциональный настрой текста. В зависимости от ситуации эти предложения вызывают разные чувства: то восхищение, то возмущение, то удивление:
- Ух ты, вот это каша!
- У меня ж дитё не меряно!
- Так вот ты какой, витамин роста!
- Моё! Ух ты!
- Ну, голубчики, давай лечиться!
- Это всё от нервов!
В своей речи героиня активно использует обращения с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что делает речь Маши доброй, приветливой.
- Ути, моя красотулечка! Наелась ли моя, деточка? А подросла ли, моя крошечка?
- Голубчик, косенький!