Письмо Победы (Приложение 2)
Приложение 2
«Письмо Победы»
мы узнаём судьбу своей страны.
Великая Отечественная война одна из самых страшных и трагичных страниц в нашей истории. Семьдесят лет назад отгремели последние выстрелы пушек, давно восстановлены разрушенные города и сёла.
Из памяти стирается многое, но этот поистине героический подвиг нашего народа в победе над фашизмом не должен быть предан забвению. Осталось не так много очевидцев тех ужасных событий и теперь восстановить произошедшее мы можем только благодаря артефактам того времени.
Один из таких артефактов случайно попал ко мне в руки. Этот ценнейший источник – дневники лётчика Великой Отечественной войны. Особую ценность составляет то, что вести дневники на передовой запрещалось, даже в письмах к родным солдаты не могли писать подробно о ходе войны.
Дневник ведётся от первого лица, автор его не обозначен, поэтому, прежде всего и возникла необходимость узнать имя автора. Помогли в этом пометки, сделанные другим почерком. Автором дневника оказался Степанов Дмитрий Феликсович (годы жизни 1908-1942).
К моменту начала войны ему было 33 года. На сайте «Подвиг народа» мне удалось найти о нём более подробную информацию, описание его подвига, приказ о награждении.
Мне всегда было интересно узнать, о чём думали солдаты, которым, возможно, будет суждено умереть, защищая свою страну. Изучение дневников помогли понять мысли участников военных событий, на что надеялись, о чём мечтали.
Дневники лётчика – это особый первоисточник летописи Великой Отечественной войны. Прошло семьдесят лет, и они стали архивным документом, по которым мы можем читать страницы истории нашей страны.
Эти бесценные документы оживляют суровую правду войны. И вот у меня появилась такая возможность, узнать мысли фронтового лётчика, который непосредственно участвовал в боях. Это человек не дожил до Победы, но он мечтал о ней.
Своей военной судьбой приблизил её. Исследование его дневниковых записей дали возможность мне обратиться к нам, потомкам, не испытавшим на себе горечи военных лет, но сполна пожинающих радости той Великой Победы в форме письма. Вот это письмо.
« Я, один из тех, кто находился в рядах Красной Армии ещё до начала Великой Отечественной и кто с первых дней войны стал на защиту своей земли, своего дома, своей Родины.
До войны служил на Украине в должности заместителя эскадрильи ближне–бомбардировочного авиаполка. Наш аэродром находился в Петровцах.
22 июня 1941 года над страной пронеслось страшное слово «война». Война не парализовала людей, наоборот заставила их действовать, мобилизовать все силы, и на фронте, и в тылу.
До мельчайших подробностей запомнился первый день войны. Утром нас подняли и после завтрака послали за камышами для маскировки лагеря. Бродил на лугу по колено в воде, резал камыши до 12 часов.
Принёс камыши, и меня встречают новостью: выступал по радио В. М. Молотов о внезапном нападении Германии на нашу страну. Немцы бомбили Киев, Севастополь и др. Такая новость всколыхнула весь полк.
Самолеты разрулили по всему аэродрому. Массированному обстрелу были подвергнуты аэродромы, находящиеся на границе. В первый день войны советские войска потеряли 1200 самолетов, большинство из них потеряны не в ходе воздушных сражений, а на земле.
Аэродром Петровцы, где находился наш полк, не пострадал от немецких бомбёжек. Но это было лишь временно, теперь каждый вылет для лётчиков мог стать последним.
3 июля 1941 года с утра слушал речь товарища Сталина. Страна в опасности. Весь народ призван на защиту Родины…. В своей речи Сталин со всей откровенностью обрисовал картину вероломного нападения и сказал, что в этой войне речь идёт о жизни или смерти советского народа.
24 июля 1941 года в этот боевой вылет мы сбили истребитель. Как это было? В 8 часов полетели с лётчиком-наблюдателем Коржом бреющим полётом. В районе Пропойска открыли по нам ураганный огонь со всех видов оружия.
Такой огонь я видел впервые. Целыми снопами фейерверки пулевых трасс. Тучи разрывов снарядов. Хотя и с опозданием мы открыли огонь, но два снаряда ударило, один ворвался в фюзеляж сзади и раздробил всё.
Коржа спасла бронированная спинка, поставленная лишь позавчера и отразившая все осколки. Второй попал в триммер руля поворота и смял его, по-видимому, снаряд летел уже на затухающей скорости и большого поражения нанести не мог.
Настроение у нас обоих в полёте всегда хорошее поём, болтаем и дело своё знаем, ориентируюсь я хорошо. Начали взлетать за нами 2 истребителя с разворотом на нас у земли, так мы их огнём угостил на развороте. Попытка преследования была пересечена на самом взлёте…
Стараюсь каждый день делать в дневнике записи. Взятие Смоленска 28 июля 1941г., города Кировоград и Первомайск были сданы 14 августа 1941 г.
В своих дневниках я отмечаю очень важную дату 4 сентября 1941 года. Вот знаменательная дата для фашистов. Этот день был назначен Гитлером как день окончательной победы над СССР.
Это при максимальных трудностях какие бы они могли встретить в этой войне, на 75-й день по его расчётам война должна была кончится. Но увы!.. «Блицкриг» (молниеносная война) оказался блефом.
Все надежды Гитлера рушатся. Это есть начало конца гитлеровских побед. Он будет двигаться вперёд, будет иметь отдельные успехи, но движение его затормозилось. Уверенность в победе начинает таять на глазах, как в среде рядовых солдат, так и офицеров
Победить СССР ему не светит, ни при каких обстоятельствах. Допускаю мысль, что он будет двигаться вперёд ещё 75 дней, но он захватит не более половин 1/10 того, что захватил за первые дни...
Особенно мне запомнился тридцать шестой боевой вылет. Это было 29 августа 1941год, 69-й день борьбы с германским фашизмом для меня. Этот день будет памятен для меня на всю жизнь.
Я за него ещё отомщу. Вместе с лётчиком-наблюдателем Коржом я возвращался с задания. Напали на нас три немецких МЕ-110. После первых атак я был тяжело ранен разорвавшимся снарядом.
Однако, несмотря на ранение, мне удалось посадить горящий самолёт на своей территории. Из-за большой потери крови сам выбраться из самолёта не смог, и был спасён старшим лейтенантом Коржом.
А дальше была долгая, мучительная дорога до госпиталя, несколько операции, где у меня было обнаружено множество осколков.
Война ворвалась в мирную жизнь людей, разрушила наш привычный уклад, отобрала много жизней. Перед войной я женился на Клавдии Андреевне.
Она родилась в городе Грязи, который до войны был в составе Воронежской области. Мы часто с ней бывали у неё на родине. Клавдия Андреевна Степанова была тоже лётчицей и в ночь с 9 на 10 июля 1935г. в небе под Ростовом совершила первый в мире женский одиночный прыжок с парашютом.
В одном полку с ней служила и Катя Зеленко. Я не перестаю восхищаться Клавочкой, так ласково я её называл. Какой прекрасной честной души человек. Честность её безупречна была, есть и останется.
Она любима заслуженно. Малый процент людей такой честности, такого прекрасного характера как она. Если бы мир превратился и состоял из таких людей можно было бы сразу объявить коммунистическое общество на земном шаре…
Говорят, что на войне все чувства становятся ярче, сильнее, люди плачут от счастья и смеются от горя. Но есть такое чувство, как настоящая любовь, для которой не нужны красивые слова или какие-то доказательства, она просто есть. За настоящую любовь можно умереть.
В госпитале меня подлечили, вот сегодня 4 марта 1942 года весь день шёл снег. Ходил в военкомат, в город. На дорогу продуктов никаких не достал. Только хлеба по своей карточке получил на 6 дней – 3 кг.
Итак, наконец, я уезжаю бесповоротно в часть. Буду проситься в свою часть на фронт. Если и не в свою, то всё равно на фронт…»
Это была последняя запись дневников капитана Степанова, которой заканчивается пятая тетрадь. На протяжении всех записей герой говорит о любви к Родине, ни на секунду он не сомневался в победе русского народа.
Дмитрий Феликсович семь раз участвовал в воздушных боях. За проявленное мужество и героизм был представлен в 1941 году к высшей правительственной награде Герой Советского Союзаи награждён орденом Ленина.
К сожалению, о дальнейших передвижения Дмитрия Феликсовича не известно, также не известно где он погиб и по какой причине. Удалось выяснить лишь дату смерти, благодаря заметкам в дневнике, сделанными чужой рукой. Он погиб 14 мая 1942 года.
За словом «победа» стоит много человеческих судеб, истории большинства из них не известны.
Безусловно, что в летопись Славы, в летопись Победы вписали свои имена не только полководцы, а тысячи и тысячи известных и неизвестных героев, выживших и положивших свою жизнь на алтарь Отечества, которые писали о себе: «Я убит подо Ржевом в безымянном болоте…», тех, кто освобождал наш город.
Я рассказал историю одного лётчика, а сколько их таких было, чьи имена навсегда унесены рекой времени. Когда читаешь безликие, хотя и ужасающие цифры из учебника истории, до конца не понимаешь чудовищности происходившего.
История капитана Степанова, прочитанная мной, заставила меня и, думаю, заставит многих задуматься над произошедшим и предотвратить ошибки прошлого в будущем. Ведь как сказал Ю. Бондарев: «Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время. Не забывать Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей — это значит не забывать Время».
Перейти к содержанию
Исследовательской работы "Дневники лётчика"