Жесты в поэзии Анны Ахматовой
3. Жесты в поэзии А. Ахматовой
Самая характерная особенность поэзии Ахматовой - строгость, сдержанность в выражении чувства, обнаруживающие душевную стойкость, внутреннюю силу, достоинство.
Чувство редко выражается прямо, обычно оно передается косвенно, через деталь мира внешнего.
Детали увидены очень зорко, нередко к ним даны по два-три уточняющих эпитета; это - звуки, запахи, цвета, вещи... Таким образом, деталь у Ахматовой создает некий психологический подтекст. Детализация предметного мира в литературе не просто интересна, важна, желательна - она неизбежна.
Говоря иначе, это - не украшение, а существенная часть образа. Способ и средство воссоздать предмет во всех его особенностях, а не просто упомянуть. Именно детали включают для читателя разнообразные ассоциации, они являются источником эстетического потрясения и наслаждения от восприятия текста.
№ | Название стихотворения |
Жесты | ||
---|---|---|---|---|
Руки | Ноги, Голова | Тело, Плечи, Грудь | ||
1. | «Сжала руки под темной вуалью…» | …сжала руки… | ||
2. | «Высоко в небе облачко серело…» | …руки холодели… | …ваше тело растает … | |
3. | «Песня последней встречи» | …на правую руку надела перчатку с левой руки… | ….грудь холодела… | |
4. | «Как соломинкой, пьешь мою душу…» | …отдыхает усталое тело… | ||
5. | «Обман»(II)(III)(IV) | …тронет теплую ладонь… | …тупо болит голова… | …странно немеет тело… |
6. | «Хорони, хорони меня ветер…» | …некому руки сложить… | …труп холодный… | |
7. | «Рыбак» | …руки голы выше локтя… | …ноги ей щекочут крабы… | …в теле, раненном тоской… |
8. | «Надпись на неоконченном портрете» | …взлетевших рук излом больной… | ||
9. | «Смятение»(3) | …поцелуем руки коснулся… | ||
10. | «Вечером» | …как не похожи на объятья прикосновенья этих рук… |
№ | Название стихотворения |
Жесты | ||
---|---|---|---|---|
Руки | Ноги, Голова | Тело, Плечи, Грудь | ||
11. | «Покорно мне воображенье…» | …прекрасных рук счастливый пленник… | ||
12. | «Настоящую нежность не спутаешь…» | … бережно кутаешь мне плечи и грудь в меха … | ||
13. | «Протертый коврик под иконой…» | …зацелованные пальцы… | ||
14. | «Гость» | …поднявши руку сухую… | ||
15. | «Уединение» | …голубь ест из рук пшеницу… допишет Музы смуглая рука… | ||
16. | «Тяжела ты, любовная память…» | …греть пресыщенное тело… | ||
17. | «Муза ушла по дороге…» | …ноги обрызганы крупной росой… | ||
18. | «Я так молилась…» | …дым…стелется у ног… | ||
19. | «Все отнято: и сила и любовь…» | …голову в веночке темном клонит… | …брошенное тело… | |
20. | «Царскосельская статуя» | …пожав незябнущие ноги… | …играли на ее плечах лучи… | |
21. | «Июль 1914»(II) | …ранят тело пресвятое… | ||
22. | «Для того ль тебя носила…» | …носила когда –то на руках… | ||
23. | «Где, высокая, твой цыганенок…» | …руки тоскуют по ноше… | ||
24. | «Перед весной бывают дни такие…» | …легкости своей дивится тело… | ||
25. | «По неделе ни слова ни с кем не скажу…» | …я дала ему руки мои… |
№ | Название стихотворения |
Жесты | ||
---|---|---|---|---|
Руки | Ноги, Голова | Тело, Плечи, Грудь | ||
26. | «В шее мелких четок ряд…» | …руки прячу… | …на груди моей дрожат… | |
27. | «Мне голос был. Он звал утешно…» | …руками я замкнула слух… | ||
28. | «Вот и берег северного моря…» | …к моим ногам припав… | ||
29. | «Эпические мотивы»(1)(3) | …одной рукой поддерживая…
…сквозь ржавую решетку просовывая руки… |
…одной рукой поддерживая тело, неопытное… | |
30. | «О жизнь без завтрашнего дня…» | …плечи в истоме целовать… | ||
31. | «А смоленская нынче именинница…» | …принесли на руках… | ||
32. | «Долгим взглядом твоим истомленная…» | …замираю…на груди твоей… | ||
33. | «О, знала ль я, когда в одежде белой…» | … к лире живые пальцы припадут… | ||
34. | «Привольем пахнет дикий мед…» | …мыл руки…
…с узких ладоней стирала брызги… |
…пахнет…фиалкою - девичий рот… | |
35. | «Маяковский в 1913 году» | …не ленились молодые руки… | ||
36. | «Памяти друга» | …с колен подняться не спешит… | …бабочку с плеча на землю ссадит… | |
37. | «Это рысьи глаза твои – Азия…» | …рыданья из чужих ладоней пила… | ||
38. | «7»(«Так не зря мы вместе бедовали…») | …я в ногах валялась… | ||
39. | «Все ушли, и никто не вернулся…» | …глаза я поднять не посмела… |
Из 200 прочитанных стихотворений в 36 присутствует жесты рук и ног, в 20 – тела, груди и плеч.
Повседневные мелочи превратились в поэзии Ахматовой в «одухотворенную предметность», в поразительно точной, емкой детали «заколотился пульс живой человеческой судьбы» (Вячеслав Иванов).
Самая знаменитая из таких деталей — перчатка в Песне последней встречи, овеществлявшая внутренне драматичный жест.
Это было стилистическое открытие, потому что любовь у символистов должна была быть явлена в «пурпурном круге в заоблачных далях».
У Ахматовой любовь передается иначе. Через один жест выражена глубина переживаний женщины, которая ушла от любимого.
«Ахматова одним ударом дает все женское и все лирическое смятение, — всю эмпирику! - одним росчерком пера увековечивает исконный первый жест женщины и поэта», — писала о Песне последней встречи Марина Цветаева.
В интимно-«вещной» сфере индивидуальных переживаний в стихотворениях А.А. Ахматовой воплощаются «вечные» темы любви, смерти, разлук, встреч, разуверений, которые в этой форме приобретали обостренно-эмоциональную, «ахматовскую» выразительность.
В тех стихотворениях Анны Ахматовой, где присутствуют жесты: взмах руки, наклон головы и т.д., преобладает печальное настроение. Лирические герои в них сожалеют, тоскуют, тревожатся и скорбят.