ИКТ в учебно-тренировочном процессе волейболистов

Представленный методический материал - проект по волейболу "ИКТ в учебно-тренировочном процессе волейболистов" посвящен формированию навыков осознанного выполнения технических и тактических действий посредством использования информационно-коммуникационных технологий на тренировках по волейболу.
В исследовательской работе (проекте) по физкультуре (волейбол) тренер-преподаватель разрабатывает, применяет и анализирует результат использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-тренировочном процессе волейболистов.
Использование данного методического материала (проекта) по волейболу "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-тренировочном процессе волейболистов" повысит интерес к учебно-тренировочным занятиям (УТЗ), поспособствует сохранению здоровья детей и повышению их спортивных результатов.
Автор проекта: тренер-преподаватель по волейболу первой категории МОУ ДО ДЮСШ «Олимп» Колесникова Любовь Ивановна.
Содержание
Введение
1. Планирование проектной деятельности.
1.1. План проектной деятельности.
1.2. Сроки проведения проекта.
2. Участие в соревнованиях различного уровня.
3. Результаты проекта ИКТ.
4. Использование ИКТ в тренировочном процессе.
5. Проектная деятельность.
Выводы.
Введение
Актуальность: Назрела необходимость перехода от традиционных форм подготовки юных спортсменов, направленных в первую очередь на накопление определенных знаний, к использованию современных компьютерных технологий (ИКТ).
Это побудило меня к работе направленной на повышение качества знаний воспитанников, развития их творческих способностей, применения информационных и здоровьесберегающих технологий в тренировочном процессе, через интерес, а значит осознанный подход к занятиям и своему здоровью.
Противоречия: между необходимостью осознанного освоения техники и тактики игрового действия и низким уровнем наглядности, мониторингового исследования.
Проблема: формирование навыков осознанного выполнения технических и тактических действий с использованием ИКТ.
Основополагающий вопрос: «Как сохранить и укрепить здоровье юных волейболистов, улучшая при этом спортивные результаты?»
Гипотеза:
Использование ИКТ в учебно-тренировочном процессе:
- Активизирует процесс тренировок.
- Улучшает результат УТЗ.
- Создает условия для успешного освоения технических и тактических навыков.
- Дает возможность отслеживания физического развития и подготовленности спортсмена.
Цель проекта: формирование навыков осознанного выполнения технических и тактических действий посредством использования информационно-коммуникационных технологий.
Задачи проекта:
- Проанализировать условия реализации проекта с точки зрения выбора оптимальной траектории развития информационных общеучебных умений;
- Рассмотреть имеющиеся в учебно-педагогической практике пути решения профессиональной проблемы и предложить свои, используя современные педагогические технологии, методики, формы, приемы и средства обучения;
- Оценить результаты педагогической деятельности.
Способы решения проблемы:
1. Тренировочный процесс.
- Здоровье сберегающие технологии.
- Видеоматериал для освоения двигательных действий, тактических знаний.
- Представление презентаций по теории.
- Электронная база данных.
2. Соревновательная деятельность.
- Товарищеские турниры.
- Официальные турниры.
Здоровьесберегающие технологии в тренировочном процессе:
- В процессе тренировки воспитанники могут наглядно посмотреть какие можно получить травмы, при неправильно проведенной разминке;
- Частота использования наглядности в учебной деятельности, многообразие видов преподавания способствует рациональной организации тренировок;
- Личностно-ориентированный подход способствует развитию у воспитанников конструктивное отношение к любым проблемам, умение их решать, что снимает психологическое напряжение и способствует качеству тренировок.
Область применения: тренировочный процесс.
Объект исследования: процесс обучения.
Предмет исследования: ИКТ в учебно-тренировочном процессе.
Состав участников: воспитанники отделения «Волейбол» ДЮСШ «Олимп».
Сроки проведения проекта: 2016-2017 учебный год.
1. Планирование проектной деятельности
1.1. План проектной деятельности
Этапы | Задачи для тренера | Планируемый результат | организационный | - Изучение электронной базы данных - Знакомство с опытом других тренеров; - Разработка теоретического материала; - Диагностика уровня физической подготовленности и физического развития. |
- Заполнение электронной базы данных для реализации проекта; - создание теоретической базы для реализации проекта. |
---|---|---|
промежуточный | - Планирование работы; - Составление базы медиотеки по разделам спортивной подготовки волейболистов; - использование ИКТ в процессе тренировок. |
- Развитие мыслительной деятельности; - Формирование творческой деятельности; - Формирование практических навыков применения ИКТ. |
практический | Итоговая диагностика; Подведение итогов реализации проекта. |
Выявление эффективности применения на практике полученных знаний |
аналитический | Степень реализации проекта | Подведение итогов проекта |
1.2. Сроки проведения проекта
Сроки проведения проекта: 2016-2017 учебный год.
Участники проекта | Поставленные задачи для воспитанников | Сроки выполнения (месяц) | Форма выполнения защита |
---|---|---|---|
Группа СО-1 | Изучить теоретический материал по теме «Питание спортсмена» «Ты и твоё здоровье» | Сентябрь, октябрь, ноябрь | Презентации, рефераты, плакаты, публикации |
Группа СО-2 | Изучить упражнений на развитие прыжка, силы, растяжки, выносливости | Декабрь, январь, февраль | Презентации, плакаты |
Группа СО-3 | Изучить и составить комплексы на развитие гибкости, выносливости, быстроты реакций, ловкости, прыгучести, силы | Февраль, Март, Апрель | Презентации, плакаты, буклеты, открытки |
Экспертная комиссия из детей отделения «волейбол», тренера и педагога организатора | Подвести итоги исследовательского проекта | май | Торжественное подведение итогов с родителями, вручение сертификатов, грамот. |
Прогнозируемые результаты
- Повышение физической и технической подготовки воспитанников;
- Применение полученных знаний в ходе УТЗ в повседневной жизни;
- Повышение результатов в физическом развитии, физической подготовке и в соревнованиях;
- Потребность воспитанников к систематическим занятиям;
- Повышение качества усвоения материала и уменьшение времени на освоение нового материала.
2. Участие в соревнованиях различного уровня.
- Окружные турниры;
- Городские турниры;
- Муниципальные турниры;
- Областные турниры.
Наши лучшие игроки:
- Зубарева Женя:
- Фишер Диана;
- Курдюкова Лиза;
- Натуральнова Вика;
- Маслеева Дарья;
- Лебёдкина Юля.

3. Результаты проекта ИКТ
Этапы | Задачи для тренера | Полученный результат |
организационный | - изучение электронной базы данных; - Знакомство с опытом других тренеров; - Разработка теоретического материала; - Диагностика уровня физической подготовленности и физического развития. |
|
промежуточный | - Планирование работы; - Составление базы медиотеки по разделам спортивной подготовки волейболистов; - использование ИКТ в процессе тренировок. |
- Использование базы электронных данных при составлении программы и календарного плана и др. метод. мат-лов; - Сформированы идеи творческой деятельности; - Приобретены практические навыки деятельности с применением ИКТ. |
практический | Итоговая диагностика; Подведение итогов реализации проекта. |
В процессе работы в проекте, воспитанники приобрели: теоретические знания, узнали много новых упражнений по ОФП, СФП и технико-тактической подготовке. Наглядно смогли увидеть свои ошибки в технике, тактике игры - провёлся анализ соревнований. Сформировался сознательный подход к тренировкам и настрой на соревнования; |
аналитический | Степень реализации проекта | Проект показал положительный результат. Все дети защитили свои работы, получили сертификаты и награды. |
4. Использование ИКТ в тренировочном процессе
Тренеру ИКТ позволяют значительно эффективнее осуществлять:
- использования электронной базы воспитанников для мониторинга, сбор, обработку и передачу информации;
- качественно изменять содержание, методы и организационные формы тренировки;
- ускорять процесс обучения нового материала;
- прививать навыки к самостоятельной поисковой деятельности в интернете, выполняя различного направления задания.
Разработана тренером:
- Электронная база данных о детях и их родителях;
- Мониторинг развития физических и технических способностей воспитанников;
- Презентации, видео фильмы по технике безопасности («Поведение в спортивном зале, на дорогах, при пожаре, черезвычайных ситуациях», «Допинг и его последствия».
- Обучающие презентации, как наглядные пособия, для совершенствования техники и тактики игры;
- Собрана база ссылок на виде показ игровых ситуаций по темам;
- Видео и фото с соревнований и тренировок для проведения анализа.
Воспитаннику ИКТ позволяет:
- развивать потребности к самостоятельному овладению техническими действиями, тактическими знаниями и умениями;
- вести самостоятельную исследовательскую работу и самообразованию;
- приобретать теоретические и практические знания и навыки в здоровьесберегающих технологиях;
- развивать способности анализировать технику двигательного действия и свое физическое развитие;
- осознанно готовиться к соревнованиям и настраиваться на победу, ориентируясь на своих кумиров;
- серьезно и сознательно подходить к укреплению своего здоровья.
Разработаны воспитанниками презентации по темам:
5. Проектная деятельность.
Используется информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в тренировочном процессе.
Результат деятельности проекта
- Доля детей со средним и высоким уровнем физической подготовки воспитанников увеличилась на 25% (с 60% до 80%);
- Анализ технической подготовки показал динамику роста результата на 12% (си52% до 64%);
- Теоретическая подготовка проходит в форме презентаций;
- Теорию по технике безопасности дети защищают в форме исследовательских работ;
- ИКТ позволили более продуктивному изучению новых тактических комбинаций;
- Просмотр обучающих фильмов и собственных игр с дальнейшим анализом техники и тактики игры;
- Повышение результативности на соревнованиях;
- Присвоение разрядов.
Выводы
Использование информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) - повышает интерес к учебно-тренировочным занятиям (УТЗ).
ИКТ способствует сохранению здоровья и повышению спортивных результатов.
Гипотеза «Использование ИКТ в тренировочном процессе» реализовалась полностью.