2.2. Анкетирование учащихся 5-Б и 5-В классов.
Мною было проведено анкетирование учащихся 5-Б и 5-В классов нашей школы. Мне было интересно узнать, насколько важны пословицы для младших подростков.
1. Знаете ли вы, что такое пословицы и поговорки?
- На этот вопрос все ребята ответили утвердительно.
2. Употребляете ли вы пословицы в современной жизни?
- Половина опрошенных ответила иногда, время от времени;
- 20% считают, что употребляют пословицы часто;
- 30 % - редко, очень редко.
3. Назовите пословицы, которые вы слышите очень часто?
- Согласно анализу анкет, лидером стала пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» (52% назвали именно её);
- отстаёт от неё на 6% «Сделал дело – гуляй смело».
- 24% опрошенных назвали пословицу «Друг познаётся в беде».
- «Всё тайное становится явным» и «Не зная броду, не суйся в воду» назвали по 16% респондентов.
4. Объясните прямой и переносный смысл пословиц.
Были предложены для толкования следующие пословицы и поговорки:
- Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.
- После драки кулаками не машут.
- Цыплят по осени считают.
- Лес рубят – щепки летят.
Буквальный смысл объяснили 88% школьников, а переносный раскрыли только 40%.
Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что школьники используют в своей речи пословицы, но этот запас нуждается в пополнении.
Тематика пословиц жизненна, отражает интересы школьников: учёба, трудолюбие, овладение нормами принятого поведения в обществе, ответственность за свои поступки. Увидеть обобщённый смысл незнакомых, редко употребимых пословиц моим одноклассникам ещё очень трудно.