Индивидуальный проект "Сироты военного времени 1941-1945 г.г."
В исследовательской работе по истории "Сироты военного времени 1941-1945 г.г." отражены данные о сиротах военного и послевоенного времени. Исследование проведено после прочтения дневника Тани Савичевой, девочки которая увидела самые страшные дни блокадного Ленинграда.
Подробнее о работе:
Своей исследовательской работой по истории я напомнила себе и моим сверстникам о детском подвиге, об истинных ценностях. Материал о сиротстве в военные и послевоенные годы я находила в музее, из статей, в сети Интернет.
Оглавление
Введение
1. Дети войны
2. Послевоенный период
3. Дети в Горячем Ключе
Итог
Источники информации
Введение
Когда вокруг белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели всем раздеться,
Потом ко рву всем стать спиной,
Но вдруг раздался голос детский.
Наивный, тихий и живой:
«Чулочки тоже снять мне дядя?» -
Не упрекая, не грозя
Смотрели, словно в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
«Чулочки тоже!»
Но смятением на миг эсэсовец объят.
Рука сама собой в мгновенье
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Он застрелить ее не может,
Но дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат! Что если б дочка
Твоя вот так же здесь легла?
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей!
Ты – Человек, не просто немец!
Но ты ведь зверь среди людей!
… Шагал эсэсовец угрюмо
К заре, не поднимая глаз.
Впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд светился синий,
И всюду слышалось опять
И не забудется поныне:
«Чулочки, дядя, тоже снять?»
Э. Асадов
Дети войны – жертвы войны. Жертвы, на мой взгляд, самые не защищённые. За годы великой отечественной войны, по разным оценкам, погибло более 28 миллионов наших соотечественников, в том числе, 13 миллионов детей.
Тринадцать миллионов маленьких человечков, которые верили в чудеса, которые, как и мы, учились в школе, которые мечтали стать врачами и первооткрывателями, которые только-только появились на свет и были растерзаны войной познав лишь улыбку мамы.
Данное исследование проведено мною под впечатлением от прочтения дневника Тани Савичевой, девочки которой довелось увидеть самые страшные дни блокадного Ленинграда, увидеть смерти самых близких ей людей и самой умереть от истощения.
Задумываясь о том, что судьба Тани Савичевой находит отражение в миллионах таких же детских судеб становится жутко, становится страшно и непонятно как и зачем столько взрослых убили столько детей.
На хрупкие плечи тех детей, кому удалось выжить легли самые страшные испытания, и преодоление этих испытаний есть самый настоящий подвиг, помнить и рассказывать о котором – наш долг.
Цель моего исследования – освещение вопроса сиротства в военные и послевоенные годы, напоминание себе и моим сверстникам о детском подвиге тех лет и о истинных ценностях.
Сегодня страшное слово «сиротство» носит единичный характер и многие из нас даже представить себе не могут, с чем сталкиваются дети, лишившиеся родительской опеки.
Дети, оставшиеся без родителей в период войны, были навсегда лишены детства. То жестокое и беспощадное время заставило их в один миг повзрослеть.
Сотни тысяч мальчишек и девчонок для того, чтобы попасть на фронт прибавляли к своему возрасту год или два. Ребята в возрасте 8 – 10 лет наравне со взрослыми работали на заводах, многие оказывали существенную помощь партизанам.
Дети участвовали в разведке, в подрывах железнодорожных путей, помогали пленным бежать из концлагерей. По рассказам очевидцев тех событий написано немало повестей о недетском подвиге.
Наиболее известными героями того времени стали Володя Казьмин, Юра Жданко, Лёня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие ребята были удостоены звания Героя Советского Союза.
Послевоенный период
Но, к счастью, в 1945 году война над фашистскими захватчиками закончилась, и для обескровленных, осиротевших детишек начались новые испытания, связанные с поиском выживших родных, поиском нового дома.
После Великой Отечественной войны в Центральном адресно-справочном детском столе, находившемся в Бугуруслане Чкаловской области, было поставлено на учет около двух с половиной миллионов детей, которые разыскивали своих родителей или родственников. Но даже эта цифра не полностью отражала масштабы детского сиротства послевоенных лет.
Для содержания детей были построены детские дома, количество которых в 1950 году составляло 6 543.
Из-за большого количества детей, все приюты были переполнены. Спальных мест не хватало, дети спали по несколько человек в одной кровати, одежда и еда также доставалась не всем.
От голода детские дома спасались подсобными хозяйствами, где всю работу выполняли сами воспитанники. В последующем, детские дома стали работать как школы-интернаты, дающие воспитанникам военное или профессиональное образование.
Следует отметить, что в послевоенные годы количество детей-сирот увеличивалось. Этот факт объясняется тем, что в 1946 году ряд регионов страны охватил голод, и родители зачастую были не в состоянии прокормить своих детей.
С целью спасения от голодной смерти, дети отдавались в детские дома. Многие родители не забирали своих детей обратно, так как сами умерли либо от голода, либо от болезней.
Дети в Горячем Ключе
Из справочного материала, подготовленного сотрудниками городского музея следует, что в 1942 году в Горячий Ключ поступали дети, эвакуированные с оккупированных немцами территорий.
В нашем городе детям оказывалась помощь, но в дальнейшем, при наступлении немецких войск на Кубань, дети отправлялись в другие города, где было безопасно.
Многие из прибывших в наш город детей были усыновлены местными жителями.
Итог
Итогом проведённого исследования стало моё мнение – нет на свете ничего страшнее и разрушительнее чем война.
Когда мы вырастем, мы станем врачами, инженерами, строителями, военными или политическими деятелями, но, кем бы мы не были, мы обязаны сделать так, чтобы не было войны.
Сегодня нам нужно изучать и глубоко вникать в историю, анализировать причины и следствия происходящих событий и не допускать ошибок наших предков.
Источники информации
Информация получена из следующих источников:
1. Электронные ресурсы Интернет;
2. Статья «Детские дома и школы для детей-сирот в России в годы Великой отечественной войны и послевоенный период». Автор А.А. Славко;
3. Справка, выданная городским музеем г. Горячий Ключ.