Язык и фольклор амурских эвенков-орочонов
3. Язык и фольклор
Исследователи утверждают, что именно дальневосточные эвенки сумели сохранить свой фольклор к настоящему времени.
Образ жизни эвенков оказал влияние на язык.
Изначально письменности у эвенков не было, представления о мире передавались из уст в уста.
Существуют так называемые малые жанры (загадки, считалки, небольшие песни, сказки, пословицы и поговорки).
Загадки начинали, загадывали детям, когда они впервые начинали стрелять из игрушечного лука, считалось, что охотник должен уметь быстро отгадать любую загадку.
Например:
- Всё кушает, не наедается, а попьет, умрёт (огонь).
- С неба упал, долго лежал, тепло стало, в речку убежал (снег).
- Днём бывает голодное, а ночью сытое (одеяло).
- Один старик четыре раза шубу меняет (год).
Эвенкийские пословицы и поговорки отмечают особенности характера человека.
Например: про прямолинейного человека говорят: «Язык его подобен ножу», болтливый человек - «имеющий много губ», ленивый - «кишки его протухли».
Сильная радость описывается выражениями «печень стала шершавой», «кости вкривь и вкось пошли»; сильное нетерпение - «кость его защекоталась», страх - «сердце его умерло (раскололось)».
Небольшие сказки содержат объяснения того или иного явления повадок или внешнего облика определённых животных, например, почему у дятла красная голова или почему у бурундука полосатая спина.
Большой жанр эвенкийского фольклора представлен сказаньями преданьями, легендами. В этих сказаньях повествуется о былых временах, когда эвенки были воинственным народом, о сотворении мира, об истории эвенков и других народов.