Как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков?
2.5. Как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков?
Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях.
Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость.
Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
Родители должны прививать уважение к старшим, любовь к труду, учебе. но не мало важны и обычаи и семейные традиции, благодаря им дети будут развиваться духовно.
В нашей гимназии главной целью гражданско-патриотического воспитания является формирование достойного гражданина и патриота России.
Для достижения этой цели поставлены основные задачи:
- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
- уважение к историческому и культурному прошлому России, к нашим славным традициям;
- повышение престижа государственной и военный службы;
- создание новой эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания:
- духовно-нравственное;
- историческое;
- политико-правовое;
- воспитание на воинских традициях.
В школе создана детская общественная организация «Радуга». Организация "Радуга" создана с целью обогатить учеников нравственными и духовными ценностями.
Ежемесячно происходят собрания этой организации, на них решаются не только школьные вопросы, но и поступление новых идей от учеников, тем самым подростки принимают участие в жизни школы. Так же есть президент молодежной администрации.
Широко распространенной формой гражданско-патриотического воспитания учащихся в школе являются уроки мужества, уроки патриотизма («Константин Симонов как военный писатель», «Шагнувший в бессмертие» (о первом космонавте Земли Ю.А. Гагарине); встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, воинами – контрактниками.
Цель этих уроков: показать школьникам беспримерный подвиг русского народа на войне и в тылу, тесную связь героического прошлого с современностью.
Чувство патриотизма великое и необходимое.
Оно должно передаваться из поколения в поколение.
Для этой цели в школе проводятся «Дни воинской славы», открытые классные часы «Героями не рождаются - героями становятся» для 5-8 классов, часы общения, посвященные Дню народного единения, странам СНГ, Дню памяти воинов – интернационалистов, Дню защитника Отечества, проходит ежегодно конкурс инсценированной военно-патриотической песни , лучшие номера представлены ко Дню Победы.
Ко дню принятия Конституции Российской Федерации были проведены мероприятия – беседы, викторины, дискуссии, интеллектуальные игры, линейки, выставки рисунков «Мое Отечество», выпускались стенгазеты, посвященные праздникам и знаменательным датам (День народного единства, День пожилого человека, День матери, Здоровый Образ Жизни, День снятия блокады Ленинграда, 12 апреля - День космонавтики, День Победы, 200- летию Отечественной войне 1812 года.
Организовано движение волонтерских отрядов «Великая Россия – это мы!», волонтеры выпускают информационные листовки.

В этом году было продолжено новое направление в работе по патриотическому воспитанию, главная цель которого - поиск, сбор информации о земляках, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, родственниках, тружениках тыла.
В школе 5 год продолжает свою деятельность патриотический кружок «Поиск».
Нашей школе МБОУ СОШ № 13 в 2016 году присвоили имя В.М. Кондаурова.
Кружковцы собрали материал о почетном гражданине г.Азова, участнике ВОВ 1941-1945 гг, полном кавалере боевого Ордена Славы 3 степеней и Ордена Трудового Красного Знамени, заслуженном хирурге города Азова Кондаурове Василии Михайловиче.
В школе открыт боевой уголок. Работа по сбору материала продолжается в настоящее время, сотрудничаем с сыном хирургом Михаилом Васильевичем Кондауровым. Ребята из кружка активно участвуют во внутришкольной жизни, в городских и областных мероприятиях.
Исторический материал дополняется литературным. Создаются специальные папки, видео- интервью с ветеранами «Живые голоса», пополняется материал для «Книги Памяти». Работа эта проводится постоянно.
Таким образом, через систему всех данных мероприятий школа стремится вызвать у учащихся интерес к истории Отечества, показать значимость роли простого человека в исторических событиях.
Также школа способствует воспитанию чувства гордости за свою страну, свой край, на конкретных примерах показывает, что настоящие герои живут рядом, что мужество, храбрость, любовь к Родине – это качества настоящего человека, гражданина своей страны.
Каждый год на 9 мая проходят мероприятия, посвященные Дню Победы: живой коридор, караул, возложение венков, митинг, поздравление.
В течение года в рамках областных и районных операций и акций «Рассвет», «Долг», «Забота», «Ветеран», «Обелиск» оказывается помощь участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла:
- апреле – мае проводится уборка территории у памятников;
- на День Победы для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла создаются буклеты - поздравления «Солдаты Победы».
Участвуют в акции "Cпасибо деду за победу!"
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в школе сложилась система гражданско-патриотического воспитания, которая способствует формированию у школьников духовно-нравственных ценностей.