Индивидуальный проект "Можно ли проверить "словарные" слова?"
"Словарных" слов очень много и запомнить их учащимся очень сложно. Я решила провести исследовательскую работу в начальной школе на тему "Можно ли проверить "словарные" слова?" и узнать, действительно ли можно запомнить и проверить «словарные» слова с опорой на этимологию слова, то есть происхождение слова.
В представленной исследовательской работе по начальной школе "Можно ли проверить словарные слова" я планирую найти информацию и узнать о разнообразии словарей, выяснить, влияет ли этимология слова на написание слова, найти проверочные слова к словарным словам.
Подробнее о работе:
Также в своем исследовательском проекте "Можно ли проверить словарные слова" учащаяся начальных классов школы проводит анкетирование школьников на тему "Что такое «словарные» слова?"
Хотелось бы в рамках проекта узнать о разнообразии словарей, разобрать происхождение слов с точки зрения написания. Также, в раках исследовательской работы "Можно ли проверить словарные слова" в начальной школе хотелось бы определить, можно ли словарные слова проверить с помощью этимологического словаря.
Оглавление
Введение
I. Основная часть
1. Что такое словарь?
2. Анкетирование "Что такое «словарные» слова?"
3. Происхождение слов с точки зрения написания. Словарик
Заключение
Введение
На уроках русского языка в начальной школе мы узнаем слова с не проверяемыми и трудно проверяемыми безударными гласными в корне слова, с двойными согласными, с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить. Такие слова мы называем «словарными».
По программе «Школа – 2100» насчитывается 457 «словарных» слов. Учителя начальной школы предлагают своим ученикам эти слова запомнить. Слов много, и это вызывает затруднения у учащихся. И я решила узнать, можно ли запомнить и проверить эти слова с опорой на этимологию слова, то есть происхождение слова.
Думаю, что работа актуальна, так как некоторым учащимся начальных классов трудно запомнить большое количество «словарных» слов.
Цель моей работы: узнать, можно ли проверить «словарные» слова?
Перед собой я поставила такие задачи:
- Узнать, что такое «словарные» слова.
- Узнать о разнообразии словарей.
- Выяснить, влияет ли этимология слова на написание слова.
- Попытаться найти проверочные слова к «словарным» словам.
Гипотеза: «Словарные» слова можно проверить с помощью этимологического словаря.
Объект исследования: словарные слова.
Предмет исследования: проверка словарных слов.
Слова называют предметы, явления, признаки и действия окружающего мира. «Для всего, - писал К. Паустовский, - в русском языке есть великое множество хороших слов». Сколько всего слов назвать невозможно, потому что одни слова в нем постоянно создаются, а другие уходят из употребления.
I. Основная часть
Что такое словарь?
Словарь – собрание слов, обычно в алфавитном порядке, с пояснением и толкованием значений.
В русском языке множество словарей. Лексическое значение слова можно узнать в толковом словаре.
Словарь синонимов и антонимов представляет интерес для людей разных профессий. Он помогает выбрать наиболее удачное слово или словосочетание для более точного и яркого выражения мысли.
Многие фразеологизмы собраны в словарь фразеологизмов. Такой словарь является помощником в работе для тех, кто хочет более глубоко изучить русский язык.
Орфографический словарь.
Этот словарь даёт одно, признанное правильным, написание слова и не допускает орфографических вариантов. Словарь содержит сведения о правописании и произношении слов.
Этимологический словарь – особенный. Если к обычному словарю обращаемся за справкой, то из этимологического словаря мы узнаем только о гипотезах происхождения того или иного слова. Этих гипотез может быть несколько. А иногда гипотезы вообще нет ни одной.
Анкетирование "Что такое «словарные» слова?"
Исследование проводилось в январе – марте 2014 года среди учащихся 3 и 4 классов МОУ «Кизильской школы № 2».
Для того чтобы узнать, знают ли школьники что такое «словарные» слова и работают ли они со словарями, был использован метод анкетирования. В анкетирование приняли участие 54 ученика. Эти ученики занимаются по учебнику «Русский язык» (автор Бунеев).
Были составлены вопросы анкеты.
Анкета для учащихся
- Что такое «словарные» слова?
- Можно ли проверить «словарные» слова?
- Трудно или легко их заучивать?
- Работали ли вы со словарями?
Данные анкет были обработаны и составлена диаграмма по результатам анкетирования.
- 52 человека знают, что такое словарные слова.
- 17 человек считают, что словарные слова можно проверить, а 37 – нет.
- Легко заучивают слова – 44 ученика, а 10 – заучивают с трудом.
- 49 человек работали со словарями.
Происхождение слов с точки зрения написания. Словарик
С самого раннего детства человек начинает интересоваться происхождением слова. Почему стол называется столом, река – рекой, а книга – книгой и т. п. Такие вопросы интересуют и меня, но с точки зрения написания слова.
Чтобы разгадать секреты названий животных, надо быть внимательным, наблюдательным, много знать о звериных повадках. Многие животные получили свои названия по какому – либо признаку. Это может быть и голос, и внешний вид, и место обитания, и особенности питания.
ВОРОБЕЙ – Когда увидишь, как ловко таскают крошки у голубей эти смышлёные птахи, подумаешь: «воробей» - это просто–напросто «вора бей».
А вот некоторые учёные думают иначе. Слово воробей восходит к древней основе вор. От неё образованы такие слова, как ворота, забор. Наверное, за то воробей получил своё имя, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.
ПЕТУХ - Образовано с помощью древнего суффикса – ух (сравним со словом пастух), от того же корня, что и петь, то есть петух «певец; тот, кто поёт».
Как и животные, растения чаще всего получали свои имена по какому – либо признаку.
БЕРЁЗА – Название своё дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово бер, означающее «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от бер, и образовалась сначала берза, а потом берёза.
МАЛИНА – Душистую и сладкую малину любят все. А вот почему её так назвали? Посмотрите: ягодка малины состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой. Слова малый, маленький и определили название ягоды.
А вот о некоторых учебных предметах.
КАРАНДАШ - это слово образовано от тюркского кара, что означает «чёрный» и таш – «камень».
Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налётом. Потом появились чёрные палочки, стали готовить для них «одежду» - кожаную, металлическую, деревянную.
Теперь стерженёк может быть разного цвета, но мы по - прежнему пользуемся словом карандаш.
ПОРТФЕЛЬ – это слово образовано от двух французских слов: порте (носить) и фель (лист), портфель (листонос). Портфель назван так потому, что в нём носят листы бумаги, тетради, книги. А вообще – то в него можно положить что угодно, но от этого название, когда – то данное ему, уже не изменится.
ТЕТРАДЬ – это слово произошло от греческого тетро - «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать эту книжечку и сшить её посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре листа.
Интересно? Еще как! А раз интересно, то и запомнить легко.
А еще в нашем словарике много слов, которые просто можно проверить. Только нужно очень хорошо представить себе слово, а точнее то, что оно означает.
Например, слово «берег».
Берег- это часть суши, которая словно оберегает воду в реке, озере, на море. Вот и проверяй слово однокоренными: беречь, оберегать, если не вспомнишь слова побережье, прибрежный.
Слово «запад» тоже легко проверить, если вспомнить, что солнце заходит на западе. А в старину говорили не заходит, а «западает», «падает». Вот и проверили слово!
Так что, зубрить словарные слова не обязательно. Надо просто иметь дома «Этимологический словарь русского языка» и «Толковый словарь» и не лениться полистать его прежде, чем начать учить новые словарные слова.
Заключение
Исследование слов с помощью этимологического словаря – это увлекательное дело.
Словарь раскрывает историю возникновения большей части слов русского языка.
Пользующиеся словарём смогут узнать много нового об истории своего языка и народа, расширить свой словарный запас, а также научиться правильно писать.
В ходе выполнения этой работы я пришла к таким выводам:
1. Все слова русского языка являются словарными, так как любое слово русского языка можно встретить в каком – либо словаре.
2. В русском языке множество словарей.
3. Написание слов в большинстве случаев зависит от происхождения слов.
4. К некоторым «словарным» словам можно подобрать проверочные слова, зная этимологию слова.