Проект "Сладкий русский язык: фантики и правописание"

В процессе работы над итоговым индивидуальным проектом по русскому языку на тему «Сладкий русский язык: фантики и правописание» обучающаяся 5 класса подробно разобралась в истории фантика, классифицировала наименования конфет. Также автор работы рассмотрела названия конфет с точки зрения орфограмм русского языка.
В готовом исследовательском проекте (работе) о сладком русском языке: фантиках и правописании ученица 5 класса пришла к выводу о том, что яркие и привлекательные фантики от конфет - не только радость для глаз, но еще и достаточно интересный материал для изучения русского языка.
Оглавление
Введение
I. Теоретические основы возникновения конфетного фантика
1.1. Первые конфетные фантики
1.2. Эволюция фантиков для конфет
II. Практическая часть
2.1. Классификация наименований конфетных фантиков
2.2. Анкетирование учащихся 5 «А» класса
2.3. Разработка заданий для урока русского языка
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Я предлагаю вашему вниманию свою работу на тему «Сладкий русский язык: фантики и правописание».
Мы все любим сладости, и наверняка каждый из нас хоть раз в жизни разворачивал яркий фантик от конфеты. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что эти самые фантики могут стать не только источником радости, но и отличным помощником в изучении русского языка? Оказывается, на них скрывается целый мир слов! В этой работе мы посмотрим, как можно использовать фантики для тренировки навыков правописания, и узнаем много нового о «сладком русском» языке.
Всем известно, что правила русского языка порой бывают очень непростыми, и не всегда легко их запомнить и применять. Но мы каждый день видим огромное количество слов вокруг нас, и, конечно, я подумала про фантики от конфет! Мне стало интересно, можно ли как-то связать эти яркие обертки и изучение правописания. Я решила провести исследование и узнать, как именно «сладкий русский» может помочь нам освоить правила правописания.
Исходя из темы, был выбран объект исследования: фантики от конфет.
Предмет исследования — орфограммы русского языка, встречающиеся на фантиках.
Цель: доказать, что конфетные фантики являются отличным материалом в изучении орфограмм русского языка.
В связи с этим, были поставлены следующие задачи:
- узнать историю фантика;
- собрать наименования конфет и их классифицировать;
- рассмотреть названия конфет с точки зрения орфограмм русского языка;
- обобщить материалы исследования и сделать выводы.
Методы исследования – поиск информации в научной литературе, интернете, наблюдение, анализ, анкетирование, классификация.
Учитывая объект, предмет и задачи исследования мы выдвинули следующую гипотезу: предполагаем, что на обёртках конфет можно встретить слова с орфограммами, что позволяет использовать их в качестве наглядного материала для более эффективного изучения и закрепления правил русского языка.
I. Теоретические основы возникновения конфетного фантика
1.1. Первые конфетные фантики
История конфетных фантиков начинается с эпохи, когда конфеты продавались россыпью. Появление парафинированной бумаги в начале XIX века стало первым шагом к индивидуальной упаковке, но это были лишь простые кусочки бумаги. С развитием полиграфии в конце XIX века обертки стали красочными, с рисунками и рекламой, превратившись из защиты продукта в маркетинговый инструмент.
Печатались этикетки длинными листами в два цвета или многоцветные. Материалом для конфетного фантика служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга. Изготавливали конфетные обёртки (этикетки) в типографиях.
Почему фантик так назвали? Это слово является уменьшительно- ласкательным к слову «фант». Пришло это слово из немецкого языка, где «pfand» означает «залог». В народной энциклопедии «Википедия» говорится, что «Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка).
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается такое толкование:
«Фантик - конфетная обёртка как предмет игры» [Ожегов, Шведов, 1999, с724].
В «Толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой слово «фантик»:
- конфетная обертка;
- особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в фантики»
- [Ефремова,2000, с574].
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля есть только слово «фант – залог, заклад в домашних семейных играх» [Даль, 2001, с.621].
Сначала особой необходимости в фантиках не было. С началом XIX века в Европе, а позже и в России, родилась сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты из какао-масла изготовлялись вручную и стоили баснословно дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках.
Затем, когда кондитеры поняли, что большую коробку конфет продать очень сложно из-за ее дороговизны, они стали использовать индивидуальную упаковку для каждой конфеты. Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон.
Моду на упаковку своих изделий в бумажные фантики российские кондитеры подхватили довольно быстро - в конце позапрошлого века. Над разработкой дизайна кондитерских упаковок в России работали такие известные художники, как Васнецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многие другие, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства. Только понято это было достаточно поздно.
И хотя оберточную бумагу для конфет придумали не в России, наш российский фантик стал в XIX веке лучшим в мире. Российские упаковки для конфет пользовались огромным успехом за границей. В начале 20 века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпасье с различными вкусами, помадка и тянучки, зефир, пастила...
1.2. Эволюция фантиков для конфет
Как и столетие назад, так и в наши дни, фантики являются не просто «визитными карточками» товара, его «лицом». Фантики с различными названиями являются не только рекламным знаком, знаком принадлежности, но и показателем человеческой психологии. Так в период XІX начала XX века подлинным отражением эпохи во всем ее многообразии становятся фантики с названиями конфет.
По фантикам можно было изучать азбуку, и цифры, узнать о разных странах. Иногда на фантики помещали загадки, ребусы, гороскопы, частушки и стихи. Вот одна из загадок на фантике «Кто родился и никогда не умирал?» (Род человеческий). В начале XІX века выпускались конфеты, фантики которых украшали портреты писателей и поэтов - Пушкина, Гоголя, Крылова и других, изображения, связанные с императорской Россией.
Одним из основных предназначений фантика стала просветительная задача, причем, не только для детей, но и для взрослых. Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию. Существовали развлекательные обертки с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями, и обертки образовательные – с таблицей умножения или азбукой.
А значит, владельцы кондитерских фабрик наделили фантик еще одной функцией – образовательной и развивающей. Например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Появлялся и настоящий креатив, такой как обертки-пазлы: картинку с изображением повара, пожарного, горничной и графини можно было разрезать по линиям на кусочки, а потом собирать их, каждый раз получая новое лицо.
Еще одной задачей фантика стало привитие едокам конфет идеалов красоты и вкуса. Например, в фантиках дореволюционного периода отражался репертуар кино и театров. Названия многих конфет носили женские имена - «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи».
На фантиках красовались изящные дореволюционные барышни с кротким взглядом, фарфоровой кожей, замысловатыми прическами, узкими талиями. По этим изображениям можно было составить представление о модных тенденциях того времени. Замечательной традицией того времени был выпуск целых серий конфет, посвященных какому- либо событию.
II. Практическая часть
2.1. Классификация наименований конфетных фантиков
Нам захотелось выяснить, выполняет ли современный фантик те задачи, которые выполнял раньше. Мы стали обращать внимание на конфетные фантики. С радостью увидели конфеты, в которых есть загадки. Нам не встретились конфеты с таблицей умножения, азбукой или пазлами, наверное, их уже просто не существует.
В настоящее время фантики уже не осуществляют образовательную и развивающую задачу. Зато в названиях конфет присутствуют многие правила, которые мы изучаем в школе на уроках русского языка. Значит, фантику можно вернуть образовательную роль.
Все рассмотренные нами наименования конфетных фантиков можно классифицировать по признакам:
- структуре;
- лексическому значению;
- морфологическим признакам;
- способам образования;
- наличию орфограмм.
По структуре: состоят из одного слова 57 фантиков, состоят из двух слов и более - 33 фантика.
По лексическому значению: среди рассмотренных названий конфет нам встретились названия, которые мы не знали.
- Дюшес – сорт крупных южных груш.
- Барбарис – колючий кустарник с мелкими красными кислыми ягодами.
- Трюфель – сорт шоколадных конфет округлой формы.
- Буревестник – большая океаническая птица с длинным клювом и длинными острыми крыльями.
- Желейные – сладкое студенистое кушанье из фруктовых соков.
- Цитрон – вид многолетних растений из рода цитрус.
- Берлинго – вид кривулек, вышитый бисером или нитками на полоске канвы и собранный в пирамидку.
По морфологическим признакам: мы использовали 90 наименований конфетных фантиков. На них встретились 55 имен существительных, 5 имен прилагательных, 26 словосочетаний, 2 звукоподражания, 1 глагол («Отломи»), 1 наречие («Ярче!»). Местоимения среди рассмотренных нами названий конфет не встретились. Таким образом, можно сделать вывод: наиболее употребляемая в названиях конфет часть речи – имя существительное (61%).
Среди рассмотренных наименований встретились фантики, указывающие на число имен существительных:
- единственное число – 71 («Марсианка», «Коровка»);
- множественное число – 9 («Ромашки», «Детям»).
Названия, в которых встречаются имена собственные – 10 («Алёнка», «Золушка», «Мишаня», «Джек», «Лёвушка», «Мишка косолапый», «Леса Амазонки», «Алина-малина», «Жаклин», «Василиса»).
По способу образования: основные способы образования слов в русском языке, известные нам - это образование слов с помощью приставок, суффиксов и сложением основ. Рассмотрев фантики, мы нашли только два названия, образованных при помощи приставок («Зачарованные конфеты», «Отломи»). Но нашли много слов, образованных с помощью суффиксов («Коровка», «Марсианка», «Волшебная змейка», «Озорная пчелка», «Батончики», «Красная шапочка», «Золотой ключик», «Белочка», «Гнёздышко», «Бурундочок»).
Таким образом, можно сделать вывод: из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный.
Наличию орфограмм:
- Непроверяемая безударная гласная в корне слова.
«Конфеты желейные», «Лимонная вилла», «Ромашки», «Беседа», «Пилот», «Триумф», «Птичье молоко». - Проверяемая безударная гласная в корне слова.
«Марсианка» - марс, «Золотой ключик» - золото, «Вечерний сад» - вечер, «Лесная тайна» - лес, «Золотая лилия» - золото, позолота, «Леса Амазонки» -лес, «Морские» - море. - Парные согласные в корне слова.
«Вечерний сад» - сады, «Коровка» - корова, «Сказка-сон» - сказочка, «Лунный кот» - коты. - Разделительный Ь.
«Птичье молоко», «Грильяж», «Курьез». - Имена собственные
«Алёнка», «Мишаня», «Василиса». - Сочетания ЧК, ЧН, НЧ.
«Белочка», «Ласточка», «Москвичка», «Славяночка», «Шипучка». - Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
«Темная ночь», «Трюфель», «Апельсиновая карамель». - Непроизносимая согласная в корне слова.
«Фруктовый праздник». - Буквы И-Ы после Ц.
«Цитрон».
В ходе проведённого исследования было установлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограммы «Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова».
2.2. Анкетирование учащихся 5 А класса МОУ «СОШ № 103»
Продолжая свою исследовательскую работу, я решила выявить, обращают ли внимание мои одноклассники на названия конфет.
Для этого я провела анкетирование в своем классе по следующим вопросам:
1. Любите ли вы конфеты?
- Да
- Нет
2. Рассматриваете ли вы фантики от конфет, когда их разворачиваете?
- Да
- Нет
- Иногда
3. Обращаете ли Вы внимание на правописание слов в названии конфет?
- Да
- Нет
- Иногда
После опроса я проанализировала ответы ребят. Можно сделать вывод о том, что конфеты любят абсолютно все участники анкетирования (100%).
Фантики от конфет рассматривают 15% опрошенных. Не обращают на них внимания 40%, иногда рассматривают – 45%.
На вопрос «Обращаете ли Вы внимание на правописание слов в названии конфет?» большинство ребят (60%) ответили, что не обращают. 30% участников опроса ответили, что иногда обращают внимание, и только 10% ребят – всегда обращают внимание на названия конфет.
Результаты опроса представлены в приложении.
2.3. Разработка заданий для урока русского языка
Изучив все фантики и вспомнив правила, которые мы проходили на уроках русского языка, я обратилась к учебнику: какие виды заданий мы выполняем чаще всего? Набрав достаточное количество материала, я решила придумать свои задания, которые пригодились нам для подготовки к ВПР.
1. Фонетика
Выполните фонетический разбор слов, которые являются названиями конфет.
Заполни таблицу, используя следующие слова (названия конфет):
Буревестник, король, мятная, овсяные, куколка, пчелка, загадка, маска, Ксюша, сказка, ледок, малина, ночка, рачки, Жаклин, царские, радужный.
Слова, в которых букв больше, чем звуков | |
Слова, в которых звуков больше, чем букв | |
Слова, в которых звуков и букв одинаковое количество | |
Слова, в которых все согласные звуки мягкие | |
Слова, в которых все согласные звуки твёрдые | |
Слова, в которых все согласные звуки парные | |
Слова, начинающиеся с сонорного звука | |
Слова, начинающиеся со звука всегда твёрдого | |
Слова, заканчивающиеся звуком всегда мягким |
2. Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род число и падеж имён существительных:
Морские просторы, орешки для Золушки, шоколадный вечер, серенада ласточки, внуки Мазая, конфета на сливках, радость детям, двойной вкус.
Выполните морфологический разбор имени существительного.
3. Составьте предложения, используя названия конфет:
а) в качестве подлежащего
б) в качестве дополнения.
Выполните полный синтаксический анализ предложения.
Заключение
В ходе нашего исследования по русскому языку «Сладкий русский язык: фантики и правописание» мы узнали о появлении первого конфетного фантика, о том, какой смысл вкладывали в него кондитеры. Выяснили, что фантик был не просто бумажкой, а средством обучения, воспитания, привития чувства вкуса и красоты.
Мы подтвердили выдвинутую гипотезу. Яркие и привлекательные фантики от конфет не только радуют глаз, но и могут стать интересным материалом для изучения русского языка. Хотя не все ребята обращают внимание на орфограммы на фантиках, потенциал для развития внимательности и грамотности у этого «сладкого» способа обучения определенно есть, поскольку использование наглядных примеров из повседневной жизни повышает интерес к обучению и улучшает запоминаемость материала.
Данная работа дала мне возможность углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности и привлечь внимание ребят к изучению орфограмм русского языка.
Такой «сладкий» подход к обучению, как мы надеемся, может повысить интерес к русскому языку и улучшить грамотность у любого ребенка.
Источники информации
- История конфетного фантика. – Текст: электронный
- https://idea.vrnlib.ru/article/istoriya-konfetnogo-fantika/
- Тайны конфетного фантика. – текст электронный // https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-vorchestvo/2023/11/26/tayny-konfetnogo-fantika
- Сладкая история России: конфетная обертка как культурный артефакт. – Текст электронный
- https://picturehistory.livejournal.com/6303782.html
- https://idea.vrnlib.ru/article/istoriya-konfetnogo-fantika/
- Русский язык: 5-й класс: учебник в 2 частях/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова (и др.). – 5-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023.
- Википедия: свободная энциклопедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Фантик
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Просвещение,1999, 900 стр.
Приложение 1
Данные опроса одноклассников
Приложение 2
Проведение заданий на уроке русского языка