Проект на тему "Адаптация подростков в новом классе"

В исследовательском индивидуальном проекте по психологии на тему "Адаптация подростков в новом классе" учащаяся 10 класса подробно изучила разобралась в психологических и социальных факторах, которые влияют на адаптацию учащихся начальной школы. Проведя опросы с учащимися, учителями и родителями, автор разработала рекомендации и программы поддержки для учащихся, а также протестировала и оценила их эффективность.
В процессе проведения исследовательской работы (проекта) об адаптации подростков в новом классе обучающаяся 10 класса на основе полученных знаний, пришла к выводу о том, что легкая адаптация подростков – это в будущем благополучие, успешная социализация и полноценное развитие. Поставленные цели и задачи проекта достигнуты, что делает данный проект актуальным и социально значимым.
Оглавление
- Паспорт проектной работы
- Теоретическая база проекта
- Продукт проекта. Исследование
- Продукт проекта. Описание
Выводы
Рецензии куратора
1. Паспорт проекта
- Тема проекта: Ускорение адаптации младших классов к школе
- Тип проекта: Cоциальный
- Руководитель: Павлова Арина Дмитриевна
- Противоречие: Процесс обучения школьников может быть нарушен в следствие дезадаптации, а это является необходимым для дальнейшей жизни ученика
- Проблема: Как обеспечить успешную адаптацию учащихся к новому окружению с учетом их психологических и социальных потребностей?
- Цель: Помочь классным руководителям, составив программу комплекса мероприятий, которые помогут учащимся влиться в новый коллектив
- Задачи:
- Изучить психологические и социальные факторы, влияющие на адаптацию учащихся начальной школы
- Провести опросы с учащимися, учителями и родителями для выявления актуальных проблем
- разработать рекомендации и программы поддержки для учащихся
- Протестировать предложенные мероприятия и оценить их эффективность
- Актуальность: Проект является актуальным, так как на сегодняшний день появляется всё больше и больше гаджетов, которые заменяют подросткам реальных друзей и реальное общение. Это может негативно сказаться на социализации ребенка в новом классе и привести к различным негативным последствиям, начиная от «аутсайдинга» учащегося, и заканчивая буллингом и физическим насилием.
- Дорожная карта:
- Анкета для определения уровня адаптации
- Методические рекомендации
- Оформление отчета по итогам проекта.
- Подготовка презентации проекта.
- Защита проекта.
- Итоговый отчет о проекте
- Презентация проекта
- Оценка проекта
- Ресурсы:
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.
- Налчаджян, А.А. Социальная психология адаптации. – М.: Смысл, 2003.
- Степанов, В.Е. Опрос и анкетирование в социологических исследованиях. - М., 2006.
- PsyJournals.ru
- Psychologies.ru
- Psylist.net
- eLibrary.ru
- SWOT-анализ:
Этап | Сроки | Содержание | Результаты |
---|---|---|---|
Подготовительный | Сентябрь-Декабрь | Определение темы и типа проекта Выявление существующих противоречий и проблем, связанных с адаптацией учащихся к новому классу Определение цели проекта конкретизация задач, а также обоснование актуальности и важности адаптации Разработка пошагового плана реализации и SWOT-анализа для определения слабых и сильных сторон, возможностей и угроз |
Тема проекта: «Адаптация учащихся к новому классу» Куратор : Павлова Арина Дмитриевна Паспорт проекта Первая рецензия куратора |
Реализация проекта | Декабрь-Апрель | Разработка анкеты для определения уровня адаптации Проведение анкетирования Анализирование результатов Разработка методических рекомендаций по адаптации восьмиклассников Проведение комплекса мероприятий у восьмиклассников Оценка сложившейся ситуации в классе Проведение второго анкетирования Анализ второго анкетирования и своей оценки комплекса Разработка методички |
|
Заключительный | Март - май |
|
|
Литературные ресурсы:
Интернет-ресурсы:
Сильные стороны:
|
Слабые стороны:
|
Возможности:
|
Угрозы:
|
2. Теоретическая база проект
Глоссарий
Социальная среда: Совокупность социальных, культурных, экономических и политических условий.
Межличностные отношения: Отношения между людьми во взаимодействии.
Индивидуальная активность: Активные усилия личности в процессе адаптации.
Психологическая составляющая: Изменения в эмоциональной, когнитивной и мотивационной сферах.
Эмоциональная сфера: Сфера чувств, эмоций и переживаний.
Когнитивная сфера: Сфера познавательных процессов.
Мотивационная сфера: Сфера потребностей, мотивов и целей.
Ролевое поведение: Поведение, соответствующее социальной роли.
Культурная детерминированность: Зависимость адаптации от культурных норм.
Самосознание: Осознание себя как личности, своих качеств, способностей и места в мире.
Рефлексия: Способность к самоанализу и осмыслению своих действий и переживаний.
Самооценка: Оценка себя как личности, своих качеств и способностей.
Самоотношение: Общее отношение к себе, включающее чувства самоуважения, самопринятия и самокритики.
Идентичность: Чувство целостности и определенности своей личности, понимание своего места в мире.
Кризис идентичности: Период сомнений и неопределенности в отношении своей идентичности, сопровождающийся поиском смысла жизни и своего места в мире.
Абстрактное мышление: Способность мыслить понятиями и категориями, анализировать сложные ситуации и понимать причинно-следственные связи.
Понятие адаптации в широком и узком смыслах:
В широком смысле, адаптация – это всеобщий процесс приспособления любой системы (биологической, социальной, технической) к изменяющимся условиям внешней или внутренней среды. Это динамический процесс, направленный на поддержание равновесия, стабильности и эффективности функционирования в новых обстоятельствах.
У общего понятия адаптации есть свои характеристики, такие как:
- Универсальность: Адаптация присуща всем живым организмам, социальным системам и даже техническим устройствам.
- Динамичность: Адаптация – это не статичное состояние, а непрерывный процесс изменения и приспособления.
- Целенаправленность: Адаптация направлена на достижение определенной цели – выживание, развитие, сохранение стабильности.
- Иерархичность: Адаптация может происходить на разных уровнях организации системы – от клеточного до социального.
- Многофакторность: Адаптация зависит от множества факторов – внешних условий, внутренних ресурсов, предыдущего опыта.
Примеры адаптации в широком смысле:
- Биологическая адаптация: Акклиматизация организма к изменению климата, развитие иммунитета к новым болезням.
- Социальная адаптация: Приспособление человека к новым культурным нормам и правилам, освоение новых социальных ролей.
- Техническая адаптация: Модернизация оборудования для соответствия новым технологическим требованиям, разработка новых программ для решения изменившихся задач.
В своем проекте я рассматриваю узкое понятие адаптации, социальное.
Разберем социальную адаптацию поподробнее -это процесс активного приспособления личности к конкретной социальной среде или группе, включающий усвоение норм, ценностей, правил поведения и установление межличностных отношений.
У нее также есть свои характеристики:
- Социальная направленность: Адаптация связана с приспособлением к социальной среде и взаимодействием с другими людьми.
- Индивидуальная активность: Адаптация требует активных усилий со стороны личности по изменению своего поведения и установок.
- Психологическая составляющая: Адаптация включает в себя изменения в эмоциональной, когнитивной и мотивационной сферах личности.
- Ролевое поведение: Адаптация предполагает освоение новых социальных ролей и функций.
- Культурная детерминированность: Процесс адаптации определяется культурными нормами и ценностями конкретного общества.
Чтобы было понятнее, что такое социальная адаптация, мы можем рассмотреть примеры адаптации первоклассника в школе, нового сотрудника в компании или ученика в новом классе. Все эти примеры затрагивают характеристики, изложенные выше.
Понимание адаптации в широком смысле дает общее представление о закономерностях приспособления, а узкий смысл фокусирует внимание на конкретных механизмах и факторах, определяющих успешность адаптации личности в социальной среде. Оба подхода важны для разработки эффективных стратегий и программ, направленных на помощь людям в процессе адаптации к различным жизненным ситуациям.
В данном проекте я разберу проблему адаптации примера, приведенного выше – ученика в новом классе, а точнее, новый класс, состав которого включает в себя три группы по восемь человек, учившихся в одном классе до формирования нового
Особенности подросткового возраста и их влияние на адаптацию.
Подростковый возраст обычно считают довольно длительным периодом примерно с 12 по 17 лет. Во время этого периода, ребенок переживает как и физиологические, так и психологические перестройки, влияющие на адаптацию:
Физиологические изменения:
- Гормональная перестройка: Активная выработка половых гормонов приводит к физическим изменениям (рост, развитие вторичных половых признаков), а также влияет на эмоциональную нестабильность, перепады настроения, раздражительность и повышенную чувствительность.
- Влияние на адаптацию: Эмоциональная нестабильность может затруднять установление контактов с новыми людьми, приводить к конфликтам, вызывать чувство тревоги и неуверенности.
- Интенсивный рост и развитие: Быстрый рост может приводить к усталости, нарушению координации движений, неуклюжести, что может вызывать стеснение и неуверенность в себе.
- Влияние на адаптацию: Физический дискомфорт может снижать активность, приводить к замкнутости и избеганию социальных контактов.
Психологические изменения:
- Развитие самосознания и рефлексии: Подросток начинает активно анализировать себя, свои качества, способности, сравнивать себя с другими, что приводит к формированию самооценки и самоотношения.
- Влияние на адаптацию: Низкая самооценка, неуверенность в себе могут затруднять установление контактов, вызывать страх быть отвергнутым, приводить к застенчивости и социальной изоляции.
- Поиск идентичности: Подросток активно ищет ответы на вопросы “Кто я?”, “Какое мое место в мире?”, “Что я хочу от жизни?”. Этот поиск может быть болезненным и сопровождаться кризисом идентичности.
- Влияние на адаптацию: Неопределенность, сомнения в себе могут приводить к нестабильности, смене интересов, трудностям в выборе направления деятельности.
- Повышенная потребность в признании и уважении: Для подростка особенно важна оценка со стороны сверстников и взрослых, он стремится к признанию своих достоинств и способностей.
- Влияние на адаптацию: Негативная оценка, критика могут вызывать обиду, гнев, разочарование, снижать мотивацию и желание взаимодействовать с другими.
- Стремление к независимости и самостоятельности: Подросток стремится к самостоятельности, хочет принимать решения, не подчиняться авторитетам, что может приводить к конфликтам с родителями и учителями.
- Влияние на адаптацию: Стремление к независимости может приводить к бунтарству, нарушению правил, отрицанию ценностей группы, что затрудняет интеграцию в новый коллектив.
- Развитие абстрактного мышления: Подросток начинает мыслить более абстрактно, анализировать сложные ситуации, понимать причинно-следственные связи, что позволяет ему более глубоко осмысливать свои переживания и отношения с другими.
- Влияние на адаптацию: Развитое мышление позволяет анализировать причины трудностей в адаптации, разрабатывать стратегии их преодоления, устанавливать более глубокие и осознанные отношения с другими.
Помимо вышеуказанных изменений, есть и третий тип – социальные – такие как расширение круга общения, повышение значимости мнения окружающих, а так же углубленное внимание к формированию межличностных отношений, но эти изменения принято считать за подтип психологических.
В целом, особенности подросткового возраста могут как облегчать, так и затруднять процесс адаптации к новому классу. С одной стороны, развивающееся самосознание, стремление к независимости и потребность в общении могут стимулировать подростка к активному поиску своего места в новом коллективе, установлению контактов и проявлению инициативы. С другой стороны, эмоциональная нестабильность, низкая самооценка, повышенная значимость мнения сверстников и трудности в формировании идентичности могут приводить к неуверенности, тревоге, социальной изоляции и конфликтам.
Понимание этих особенностей позволяет создать поддерживающую среду, разработать эффективные стратегии адаптации и оказать своевременную помощь подросткам, испытывающим трудности в новом классе.
Факторы, влияющие на адаптацию к новому классу
Существуют две группы факторов, которые влияют на адаптацию подростка к новому классу.
Первая группа – внутренние факторы, когда раздражитель, или то, от чего зависит адаптация, связано непосредственно с личностью ученика
Вторая группа – внешние, когда адаптация зависит от окружающей среды ученика.
Для начала, рассмотрим внутренние факторы адаптации:
- Предыдущий опыт: Наличие положительного или отрицательного опыта адаптации в прошлом.
- Уровень развития социальных навыков(soft skills): Умение общаться, устанавливать контакты, разрешать конфликты.
- Личностные особенности: Тревожность, застенчивость, коммуникабельность, самооценка.
- Уровень саморегуляции: Способность самостоятельно организовывать свою деятельность, контролировать эмоции и поведение.
А теперь, рассмотрим внешние:
- Социальное окружение: Формирование новых социальных связей, отношений с одноклассниками и учителями
- Уровень требований: Изменение уровня сложности учебного материала и требований к успеваемости
- Микроклимат в классе: Атмосфера, стиль общения, уровень сплоченности.
- Взаимоотношения с новыми учителями: Стиль преподавания, отношение к ученикам, наличие обратной связи
Помимо указанных, существуют еще много других примеров внутренних и внешних факторов, но я выделила самые главные.
Важно понимать, что эти факторы не действуют изолированно, а находятся в сложном взаимодействии. Например, поддержка со стороны родителей может компенсировать негативное влияние школьного климата, а развитые коммуникативные навыки могут помочь преодолеть застенчивость и установить контакты с одноклассниками.
Дезадаптация класса
Дезадаптация класса – это состояние, когда классный коллектив в целом не может эффективно функционировать и достигать поставленных целей из-за нарушений в социальных, эмоциональных и организационных процессах. Это не просто сумма индивидуальных дезадаптаций учеников, а скорее отражение нездоровой динамики в классе как в целостной системе. Выявление признаков дезадаптации класса позволяет своевременно принять меры для оздоровления коллектива и улучшения его функционирования.
Признаки дезадаптации класса:
- Межличностные: Высокая конфликтность, группировки, буллинг, игнорирование, стереотипы, низкая эмпатия.
- Учебные: Низкая посещаемость/успеваемость/мотивация, нарушения дисциплины, негативное отношение к учителям, отсутствие сотрудничества.
- Эмоциональный климат: Напряжение, низкая сплоченность/безопасность, негативные эмоции, стресс/выгорание.
- Организационные: Отсутствие правил, неэффективное управление, недостаток обратной связи/поддержки.
- Другое: Повышенная заболеваемость, жалобы, негативные отзывы, нежелание участвовать в мероприятиях.
Дезадаптация класса представляет собой серьезную проблему, которая негативно влияет на благополучие как отдельных учеников, так и классного коллектива в целом. Проявления дезадаптации многогранны и затрагивают межличностные отношения, учебную деятельность, эмоциональный климат и организационные аспекты. Своевременное выявление признаков дезадаптации, комплексный анализ ситуации и целенаправленные меры по оздоровлению классного коллектива необходимы для создания благоприятной среды, способствующей успешной адаптации, обучению и развитию каждого ученика. Игнорирование проблемы дезадаптации может привести к усугублению негативных тенденций, ухудшению психологического климата и снижению общей эффективности образовательного процесса.
Введение к практической части (аннотация)
Что же делать, если в классе заметна дезадаптация? Я подобрала несколько игр для мероприятий на сплочение коллектива этой возрастной категории с помощью эксперимента над одним из восьмых классов нашего лицея, а так же для других возрастных групп с помощью изучения литературы.
Проект направлен на содействие успешной социальной адаптации подростков путем создания сплоченного классного коллектива. Он включает в себя проведение интерактивного мероприятия с играми для повышения адаптации 8-х классов и разработку методического пособия “Игры для сплочения класса”, адаптированного для разных возрастных групп.
Проект позволит повысить уровень сплоченности, улучшить межличностные отношения, создать позитивный эмоциональный климат в классе и предоставить педагогам эффективные инструменты для работы с коллективом. Ожидается повышение адаптивности учащихся и распространение опыта использования сплочающих игр в образовательной практике.
3. Практическая часть. Исследование
Практическую часть проекта я начала с изучения степени адаптации и дезадаптации в 8А классе моего лицея с помощью опроса.
Результаты опроса представлены на графике

Вопросы анкетирования:
- Я чувствую себя комфортно в общении с большинством одноклассников
- Я легко нахожу общий язык с ребятами в классе
- У меня есть друзья среди одноклассников
- Я чувствую поддержку от одноклассников
- Я участвую в мероприятиях с классом
- Мне интересно общаться с одноклассниками
- Я чувствую себя принятым в коллективе класса
- Я знаю хотя бы немного о каждом однокласснике
- Я уверен, что в случае необходимости одноклассники помогут мне
- Я без проблем могу участвовать в дискуссиях и обсуждениях в классе
Варианты ответов:
+: я согласен с утверждением
+-: я не уверен в утверждении
-: я не согласен с утверждением
По итогам опроса, и на основании теории, я сделала вывод, что в классе прослеживается четкая тенденция дезадаптации, и составила технологическую карту мероприятия, которое в последствии провела у исследуемого класса.
Я ознакомилась с множеством игр на сплочение, и выбрала самые подходящие, учитывая возрастную группу, место мероприятия (актовый зал/школьный класс), и ограничения по времени (45 минут).
Игра №1:
"Синхронный рисунок": Эта игра фокусируется на невербальной коммуникации и взаимопонимании. Участникам нужно уловить замысел предыдущего игрока и продолжить его, не имея возможности обсудить свои действия. Это развивает наблюдательность, умение "считывать" намерения других и работать сообща, несмотря на ограниченные возможности коммуникации.
Задание: На большом листе бумаги команда должна нарисовать общий рисунок, не общаясь словами. Каждый участник может рисовать только 10 секунд, затем передает маркер следующему.
Цель: Создать целостный рисунок, проявив внимание к действиям других и умение работать в команде без вербальной коммуникации.
Материалы: Несколько ватманов, маркеры
Игра №2:
"Построй башню": Эта игра эффективно сплачивает команду, предлагая общую цель – соорудить самую высокую и устойчивую конструкцию из подручных материалов. Этот процесс требует распределения ролей, поиска совместных решений проблем, развития коммуникации (как вербальной, так и невербальной) и творческого подхода. Совместное переживание успехов и неудач, а также необходимость постоянно взаимодействовать для достижения общей цели, укрепляют эмоциональные связи внутри команды и формируют навыки эффективной совместной работы.
Задание: Из подручных материалов (например, газет, скотча, пластиковых стаканчиков) команда должна построить самую высокую и устойчивую башню за отведенное время.
Цель: Развитие навыков планирования, распределения ролей и совместной работы над достижением общей цели.
Материалы: скотч, картон, стаканчики, газеты, трубочки
Важно: Материалы и их количество у каждой команды должны быть одинаковыми
Игра №3:
"Путаница": игра выбрана для сплочения коллектива и развития бережного отношения друг к другу благодаря своей специфике. Физический контакт и необходимость координировать движения для достижения общей цели (распутаться в круг) способствуют невербальной коммуникации и взаимовыручке. Процесс распутывания, требующий аккуратности и внимания к другим участникам, учит действовать сообща и учитывать интересы каждого. Снятие возбуждения достигается через фокусировку на задаче и тактильное взаимодействие. Подчеркивание ценности каждого участника перед игрой создает благоприятную атмосферу и усиливает эффект сплочения.
Задание: Все участники становятся в круг и берутся за руки двух разных людей, стоящих не рядом. Не разнимая рук, команда должна распутаться и образовать правильный круг. На выполнение задания дается ограниченное время. Можно вносить модификации
Цель: Развитие навыков невербальной коммуникации, координации совместных действий, стратегического мышления и поиска решений в условиях ограничений. В процессе игры участники учатся распределять роли, договариваться без слов и эффективно взаимодействовать для достижения общей цели.
Материалы: не требуются
Мое методическое пособие так же включает в себя подобные игры, но для всех возрастных групп школы
4. Продукт проекта. Описание
Технологическая карта урока
Тайминг | Действия | Детали |
---|---|---|
0-7 минут | Старт и деление на три команды |
Обьясните командам, в каком порядке каждая из них проходит игры |
7-10 минут | Четкие правила | Обязательно объясните технику безопасности: не бегаем, не толкаемся и т.д., предупредите, что при нарушении техники безопасности участник будет удален Акцент на важность командной работы и коммуникации |
10-20 минут | Первые игры у каждой из команд | Пока проводящие игр и сами участники заняты ходом мероприятия, следите за порядком исполнения т.б. |
20-30 минут | Вторые игры у каждой из команд | Пока проводящие игр и сами участники заняты ходом мероприятия, следите за порядком исполнения т.б. |
30-40 минут | Третьи игры у каждой из команд | Пока проводящие игр и сами участники заняты ходом мероприятия, следите за порядком исполнения т.б. |
40-45 минут | Подведение итогов и обсуждение |
Важно! Желательно подготовить одинаковые призы, чтобы у учащихся не возникало чувства конкуренции |
Примечания:
- Проводящие игры выступают в роли наблюдателей и помощников, не вмешиваясь непосредственно в игровой процесс.
- В зависимости от количества участников в командах, время на игры можно корректировать.
- Важно создать позитивную и поддерживающую атмосферу, где каждый участник чувствует себя комфортно и может проявить свои сильные стороны.
- Мероприятие подразумевает проведение игр в формате «По станциям», когда команда с одной игры переходит на другую, взаимодействуя с каждым, кто проводит игры
Ход мероприятия
После мероприятия я снова провела анкетирование у этого класса по аналогичным вопросам, а так же попросила их отзывы о мероприятии.
Общее впечатление: ребята стали больше коммуницировать с теми, кого раньше не замечали, класс стал более дружным и сплоченным
Результаты опроса так же порадовали, почти на все вопросы было минимальное количество ответов «нет» или «не знаю»
Вывод: продукт моего проекта в виде мероприятия является актуальным, так как мне удалось добиться поставленных целей, а именно улучшения сплоченности (адаптации) в выбранном коллективе
Второй продукт моего проекта – это небольшое пособие для классных руководителей, которое содержит в себе одни из лучших игр на сплочение, которые можно провести в условиях школы
Методичку Вы можете найти во вложении к данному материалу
Выводы
В рамках данного индивидуального проекта по психологии на тему "Адаптация подростков в новом классе" учащейся 10 класса рассмотрены теоретические основы адаптации подростков и реализованы практические шаги для содействия их успешной социальной интеграции. Изучение особенностей подросткового возраста позволило выявить факторы, оказывающие влияние на адаптационный процесс, а анализ проявлений дезадаптации подчеркнул необходимость своевременной поддержки и помощи.
Практическая реализация проекта в виде интерактивного мероприятия для 8-х классов подтвердила эффективность использования игр на сплочение для создания позитивной атмосферы, улучшения межличностных отношений и повышения чувства принадлежности к коллективу.
Разработка методического пособия “Игры для сплочения класса” обеспечила педагогов ценным инструментом для работы с классными коллективами разных возрастных групп, способствуя созданию благоприятной среды для адаптации учащихся на протяжении всего школьного пути, а также для распространения опыта использования подобных игр в образовательной практике.
Успешная адаптация подростков – это залог их благополучия, успешной социализации и полноценного развития, что делает данный проект актуальным и социально значимым.