Проект на тему "Возрождение дворовых игр"

В индивидуальном исследовательском проекте на тему "Возрождение дворовых игр" учащаяся 3 класса начальной школы подробно изучила и подробно описала детские игры своих родителей, бабушек и дедушек, а также научилась играть в них сама и научила своих одноклассников
В процессе проведения работы над исследовательской работой (проектом) по окружающему миру о возрождении дворовых игр обучающаяся 3 класса также провела анкетирование одноклассников о наиболее понравившихся им играх, а также создала собственный сборник дворовых игр, подкрепив его своими фотографиями.
Оглавление
Введение
I раздел 1 (теоретический)
II раздел 2 (практический)
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Введение
А игры не будет, что ж тогда останется?
Л. Н. Толстой «Детство»
Статистика говорит о том, что более 70% населения России – городские жители. А это означает, что большинство детей в нашей стране проживает в городах. Как современные городские дети проводят свой досуг, часто ли играют в игры на свежем воздухе? К сожалению, нет, по разным причинам.
Всем известно, что нынешнее поколение - это поколение, которое все свое свободное время проводит за компьютером или смартфоном. Часами дети играют в различные игры в интернете, иногда даже опасные. Рано или поздно дети перестают воспринимать реальный мир, полностью погружаясь в виртуальный. К сожалению, сегодня мы наблюдаем разрушение детского игрового пространства. Исчезли шумные дворовые компании, забыты скакалки, мячи, городки. В виртуальном мире можно перемотать проигрыш и начать игру заново, а живое общение во время подвижной игры учит ребенка не сдаваться, с терпением относиться к неудачам и проигрышам.
Многие игровые традиции дворов не перешли «по наследству» от родителей к детям. В течение прошедших 30 лет выросли поколения детей, которые понятия не имеют о дворовых играх.
Дворовые игры формируют много замечательных качеств. Они воспитывают чуткость к людям, расширяют процесс взаимодействия подрастающего поколения с окружающими людьми, помогают усвоить нормы и ценности культуры. В игре дети учатся отстаивать свои интересы и своё место в группе.
Я из многодетной семьи, мы с братьями очень дружны и каждый из нас помимо школы успешно занимается в различных кружках. Мы успеваем хорошо учиться, помогать родителям и, конечно, много играем на улице с соседскими ребятами. С недавнего времени я стала замечать, что мои одноклассники (в основном мальчишки), часто жалуются моей учительнице друг на друга. В основном жалобы на поведение во время игр после уроков. Мне пришла в голову идея, что мальчишки просто не умеют играть, не знают правил поведения. Почему бы мне не рассказать и не показать им, как можно весело и дружно проводить время?
Следовательно, актуальность данного проекта заключается в привлечении детей и подростков к совместному времяпрепровождению, т.е. возобновлению культуры дворового соседского общения. Это, в дальнейшем, позволит формировать командные качества детей, приучению к активному образу жизни.
Во все времена игр было много, и каждое поколение создавало свои игры. Я не только захотела узнать, в какие игры играли наши папы и мамы, а стать организатором этих игр, научиться самой в них играть и привлекать в игру своих друзей.
Цель проекта:
- Изучение и распространение дворовых игр среди одноклассников и друзей.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- узнать детские игры наших родителей, бабушек и дедушек;
- проанализировать результаты анкетирования;
- научиться играть в игры и научить других;
- создать сборник дворовых игр.
Методы и приёмы:
Поисковый: сбор и анализ литературы, опрос (анкетирование), беседа, чтение.
Практический: проведение многих игр из моего сборника со своими одноклассниками и друзьями. Так же практическая значимость моей работы заключается в том, что я распространяю свои знания. Материалы, могут быть использованы на внеклассных мероприятиях, праздниках, так же копилки фольклорного материала.
Гипотеза проекта:
Физическое и социальное развитие детей школьного возраста будет происходить успешно, если его осуществлять на основе возрождения коллективных дворовых игр, способствующих формированию детских игровых коллективов.
РАЗДЕЛ I (теоретический)
На Руси существовало около трёх тысяч игр! Даже представить себе это трудно! Но сохранились, по сей день только те игры, которые, наверное, были самыми интересными, самыми увлекательными. Сколько в них веселья и азарта! А сколько ловкости и умения надо проявить, чтобы победить.
Наши игры это не просто развлечение, они еще и обучение. Во время игр мы учимся общению, умению создавать команды и работать в них, быстро соображать, прыгать, бегать, соревноваться и веселиться тоже!
В процессе изучения литературы, беседы со старшим поколением я узнала о многих интересных играх наших бабушек и дедушек, пап и мам. Большинство из этих игр сейчас позабыто, и в них уже не играют современные дети. Правда, как и сто лет назад, девочки всё ещё скачут через скакалку или играют в классики, прыгая на одной ножке. Но мальчики сегодня играют уже новые игры – летом в футбол, а зимой – в хоккей.
Вам сейчас это трудно представить, но раньше хоккея вообще не было, а в футбол играли редко, потому что не у каждого был футбольный мяч.
Но зато других игр был очень большой выбор.
В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу.
Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят.
Анализируя прочитанную информацию (в книгах, в интернете), я поняла, что подобрать нужно такие игры, чтобы детям было:
- Просто
- Могли самостоятельности играть друг с другом.
РАЗДЕЛ II (практический)
Мы провели соцопрос на тему: «В какие дворовые игры вы играли в детстве» среди людей старшего поколения, чье детство пришлось на 80-90 гг. в опросе приняли участие 32 человека. Самые популярные игры их детства, в которые играли мальчики и девочки: «Казаки-разбойники», «Штандер», «Вышибалы», догонялки, прятки, «Ручеек», стрельба из самодельных луков, «Войнушка», «Море волнуется раз», «Съедобное – несъедобное», «Колечко-колечко», «Испорченный телефон», «Вы поедите на бал?», «Камень-ножницы-бумага», «Тише едешь, дальше будешь – стоп!» многие другие.
Зимой дети лепили снеговиков, играли в снежки, катались на коньках во дворах, с горки. Летом бегали друг за другом с брызгалками, пускали мыльные пузыри, запускали бумажные самолетики, «змея», после дождя – бумажные кораблики.
Девочки играли в классики, «резиночки», «дочки-матери» (причем во двор выносили своих кукол и «пупсиков», кукольные коляски, посуду и др.).
Интересным занятием было прятать «секретики»: выкапывали ямку в незаметном месте и выкладывали в ней разные маленькие и красивые предметы (пуговицы, стеклышки от бутылок, фантики, листики и т.п.), прикрывали и закапывали. Время от времени раскапывали и любовались. У каждой девочки был свой «секретик».
Кроме того, дети во дворах просто общались: рассказывали анекдоты, «страшные истории» и т.д.
Когда мы провели опрос одноклассников, то выяснилось, что многие из старых игр им известны и в них еще играют (даже на переменах в школе): догонялки, прятки, классики, следопыты, лапта, вышибалы. Тем не менее, когда одноклассникам задали вопрос: знают ли они такую игру как «Штандер», то из 13 человек в классе ни один даже не слышал о такой игре. «Казаки-разбойники» – слышали, но играли 2-3 человека.
Разгар игр была весна и лето. Игры вырабатывают ловкость, остроту зрения, точность, выносливость, координацию движений. Подводя итог анкетирования, я узнала немало новых правил игр и на основе этого стала заниматься составлением энциклопедии русских национальных игр. К моему огорчению, на мой 9 вопрос - просьбу принести старую фотографию, где запечатлена игра ни у кого не оказалось, так как в то время не очень было развито фотографирование. Результаты анкетирования представлены в Приложении № 1
Мои одноклассники были активными участниками моего проекта, во многие игры из моего сборника мы сыграли. После проведения каждой игры ребята ставили оценку игре по шкале от 1 до 5. И что же получилось? Лишь одна игра была оценена в 4 балла, остальные с радостью и шумом оценивались на высший балл. Некоторые игры мы провели в помещении («Краски», «Глухой телефон», «Булавочка», «Фанты» и т.д.). Чтобы в полной мере оценить прелесть зимних, уличных игр, мы с одноклассниками и родителями собрались на каникулах и отыграли большую часть игр. Время мы здорово провели, была прекрасная погода, родители приготовили нам теплый чай и все реквизиты для игр. [Фото 11-18]
В процессе того, как я узнавала об истории и традициях дворовых игр, так же стала инициатором проведения многих игр на улице и в классе со своими друзьями, я все более четко представляла себе сборник игр. Ведь именно создание сборника было целью моего проекта. Понимаю, что игр великое множество и все не поместятся с мой сборник, я предпочла включить в него те игры, за которые проголосовали мои друзья. Игры мы не придумывали. Их столько много, что мы их отбирали по принципу, чем проще, тем лучше. Предметы, тоже выбирали простые, что может взять ребёнок во двор: мяч, скакалку, верёвку.
Условно все игры можно разделить на 4 времени года: весна, лето, осень, зима. Сначала разучиваем, играем, потом проводим развлечение, в которое включаем разученные игры.
Информации о правилах игр в интернете достаточно много, мне не составило труда найти по каждой игре правила и ее ход. Значимость такого сборника очевидна, мы с ребятами сможет пользоваться им во время игр, обращаться к нему, если забыли правила. Так же предлагаю пользоваться моим сборником на школьных мероприятиях или в период летнего оздоровительного лагеря. Сборник представлен в Приложении №3.
После проделанной работы я провела опрос среди ребят. В нем были такие вопросы:
1. Научился ли ты играть в команде?
2. Какие игры понравились больше всего?
- Штандер
- Вышибалы
- Третий лишний
- Краски
- Фанты
- Царь горы
- Другая ____________________(назови)
3. Зачем люди играют в дворовые игры?
4. Что бы ты выбрал?
- Играть одному в телефон
- Смотреть телевизор
- Играть с друзьями в прятки или другую игру.
Результат опроса по каждому пункту я представила в Приложении №2.
От себя хочу сказать, что ответы меня очень порадовали. Мои одноклассники ответили, что научились играть во многие игры, сделали вывод о том, что в игре люди сплачиваются, учатся честному и справедливому отношению к себе и к игрокам (противникам). Но, самое главное, они предпочли бы играть с друзьями в любимые игры, вместо пустого времяпровождения за компьютером.
Заключение
В своей работе по окружающему миру на тему "Возрождение дворовых игр" я подтвердила гипотезу, что дворовые игры играют большую роль в воспитании, познании мира, эстетического восприятия ребенка.
Через игру, дети быстрее познаёт мир, узнает историю своего народа, вырастает добрым, мудрым, смекалистым. Дворовые детские игры являются нашим достоянием на протяжении многих десятилетий.
В настоящее время наши игры почти забыты. Их заменяют планшеты и игровые приставки. Многие современные дети вырастают без подвижных игр. Забывая народные обычаи, игры, мы что-то невосполнимо теряем. Я собираю материал, и начала оформление сборника «Детские дворовые игры».
Несмотря на то, что большинство дворов – это наследие советских времен со своими правилами, духом, традициями, а сегодня жизнь серьезно изменилась, все же необходимо помнить об этих традициях, чтобы не оборвалась нить, связывающая современных детей и их родителей. Преемственность очень важна, так как формирует социальную и культурную идентичность личности.
Мы считаем необходимым, рассказывать младшим детям о правилах поведения во дворах, чтобы не допустить несчастных случаев. Для этого не нужно много денег. Достаточно разговаривать с детьми, расклеить в подъездах или на входной двери в подъезд картинки, предупреждающие об опасности игр вблизи с автомобилями.
Мы не противопоставляем дворовые игры и виртуальное общение в Интернете, которое тоже является полезным. Но будем стараться популяризировать подвижные и другие игры советских времен, расспрашивать больше о них взрослых. Такой опыт уже есть.
Ведь дворовые игры развивают ловкость, выносливость, силу, а главное учат таким вещам, как сплоченность, взаимовыручка, радость от непосредственного общения. Воспоминания о детских играх сохраняются надолго и помогают преодолевать трудности на других этапах жизни.
Список литературы
- Проект для одаренных детей Алые парусаhttps://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/04/28/vozvrashchenie-dvorovyh-igr#ftnt_ref17
- Международные олимпиады Время открытий https://multiurok.ru/files/vozrozhdieniie-russkikh-narodnykh-ighr-v-raionie.html
- ИНФОУРОК
https://infourok.ru/vozrozhdenie-nacionalnyh-tradicij-igra-russkaya-lapta-6736294.html - Образовательная социальная сеть
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/11/20/igry-nashikh-babushek-i-dedushek
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/04/11/podvizhnaya-igra-kraski
https://detstrana.ru/service/games/fanty/ - Якуб С. К. Вспомним забытые игры: Науч. – худож. лит. \ Худ. Л. И. Ионова. – М.: Дет. лит., 1988. – 159 с.
Приложение №1
Игра «Булавочка»
«Испорченный телефон»
«Краски»
«Фанты»
Игры на улице «Вышибалы», «Третий лишний», «Гуси-Лебеди», «Бой снежками», «Самый меткий» и другие
Приложение №2
Анкетирование:
- В какую игру играли ваши дедушки и бабушки, папы и мамы?
- Почему именно эта игра была популярной?
- Узнайте правила одной игры.
- Кто рассказал вам об этой игре.
- В какое время года они играли в эту игру?
- Какие считалки использовали ваши родители?
- Для чего нужны игры?
- С кем они играли, в каком возрасте?
- Из семейного альбома попробуйте найти фотографию.
В какую игру играли ваши дедушки и бабушки, папы и мамы?
- «Лапта»-6
- «Казаки-разбойники»-7чел.
- «Скакалка»-6 чел.
- «Классики» - 5 чел.
- «Прятки» - 6 чел.
- «Резиночка» - 6 чел.
- «Вышибалы» - 8 чел.
- «Городки» - 3 чел.
- «Прятки»-3
- «Чехарда»
- «Съедобное-несъедобное»
- «Царь горы»
- «Глухой телефон»
- «Квадрат»
- «Чижик»
Почему именно эта игра была популярной?
- игра на свежем воздухе с футбольным мячом
- веселая, большое количество участников
- это спокойная игра
- много движений
Кто рассказал вам об этой игре.
- бабушки- 3 чел.
- дедушки- 2 чел.
- папы- 6 чел.
- мамы- 10 чел.
В какое время года они играли в эту игру?
- весной- 2 чел.
- летом- 16 чел.
- круглый год- 12 чел.
Для чего нужны игры?
- развлечение - 4
- для физического развития – 6
- для интеллектуального развития - 2
- для дружбы - 12
С кем они играли, в каком возрасте?
- родные братья и сестры - 2
- со сверстниками - 5
- с дворовыми детьми- 15
Какие считалки использовали ваши родители?
- «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана, буду резать, буду бить — всё равно тебе водить!»
- «Со второго этажа полетели три ножа: красный, синий, голубой — выбирай себе любой»
- «Раз, два, три, четыре, пять – я иду тебя искать»
- «Катилось яблоко по огороду и упало прямо в воду – БУЛЬК»
- «Раз, два, три, четыре, пять. Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы – выходи из круга ты!»
- «На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, охотник, портной. Кто ты будешь такой?
- Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько дали?
Аты-баты, сто грошей.
Аты-баты, выходи-ка,
Аты-баты, поскорей. - «Чикин-пикин —пальчик выкинь!»
- «Калина, малина, красная рябина»
Приложение №3