Проект "Роль художественной литературы в изучении английского языка"

При работе над итоговым индивидуальным проектом на тему «Роль художественной литературы в изучении английского языка» учащаяся 11 класса изучила способы и методы изучения языка с помощью художественной литературы. Также автор проанализировала роль чтения в освоении иностранного языка
Обучающаяся 11 класса в рамках исследовательской работы (проекта) о роли художественной литературы в изучении английского языка пришла к выводу о том, что использование художественной литературы - достаточно увлекательный и эффективный метод обучения английскому языку. Он позволяет учащимся всестороннее развиваться, при этом повышая уровень владения языком, а также стимулирует интерес к культуре и литературе других народов.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Влияние чтения на языковые навыки
1.2. Эффективные приёмы чтения
1.3. Методы интеграции литературы в учебный процесс
Глава 2. Практическая часть
2.1. Примеры использования литературы в изучении языка
2.2. Опрос и его результаты
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Изучение английского языка в современном обществе занимает ключевое место как в образовательной, так и в профессиональной сферах. Способность без труда и уверенно общаться на английском языке является необходимым условием для достижения успеха в карьере, учебе и межкультурном взаимодействии. В этом отношении применение художественной литературы представляет собой значимую и действенную стратегию для формирования языковых навыков.
Введение художественной литературы в процесс обучения английскому языку открывает учащимся новые перспективы для освоения иностранного языка. Иностранные литературные произведения представляют собой не только средство для изучения языка, но и стимул для развития критического мышления, эмоционального интеллекта, а также расширения культурного кругозора. Данное исследование направлено на анализ роли иностранной английской литературы в жизни школьника, выявление ее влияния на формирование личности и академических навыков учащихся.
Актуальность: в связи с возрастающими требованиями общества к обучению иностранным языкам появилась острая необходимость более эффективных путей повышения качества обучения. В настоящее время статус иностранного языка в современном обществе значительно повысился. Иностранный язык стал одним из важных и авторитетных факторов социального и культурного развития личности.
Гипотеза: чтение художественной литературы является увлекательным и эффективным способом для изучения английского языка.
Цель: выяснить насколько метод изучения английского языка заинтересует школьников и поможет ли он в его изучении.
Задачи:
- Проанализировать роль чтения в освоении иностранного языка.
- Изучить использование художественной литературы в преподавании языка.
- Определить способы и методы изучения языка с помощью художественной литературы.
- Провести опрос среди учеников школы на тему «Изучение английского языка с помощью художественной литературы», и узнать, насколько они считают метод полезным и эффективным.
Глава 1. Теоретическая часть
Художественная литература - это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни.
Чтение - это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через зрительный канал. В основе этого вида речевой деятельности лежат умения, связанные с извлечением поступающей информации.
1.1. Влияние чтения на языковые навыки
Исследования подтверждают, что чтение художественных произведений на английском языке улучшает навыки восприятия и понимания языка. Исследование, проведенное в 2018 году, показало, что студенты, которые активно читали книги на английском языке, увеличили свой словарный запас на 30-50% за 6 месяцев. Было выявлено, что такие ученики намного быстрее адаптируются в англоязычной среде, легче воспринимают речь на слух, преодолевают языковой барьер.
Во-первых, в процессе обучения языку человек должен иметь возможность изучения культуры страны изучаемого языка, соприкасаться с живым языком. Но возможность общения с живыми носителями языка, возможность погружения в языковую среду имеют немногие. Тогда как возможность читать на иностранном языке имеют все.
Во-вторых, в процессе чтения у человека включается зрительное восприятие, которое обеспечивает более надежное сохранение образов, чем слуховое, так как читающий имеет возможность регулировать и управлять этим процессом.
При чтении человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны. При чтении текста вслух обучающийся воспроизводит, проговаривает текст, использую фонетику изучаемого языка, развиваются речевые навыки. Во время чтения текста включается все уровни овладения языком – фонетика, орфография, грамматика и т.д.
В-третьих, работа с художественными текстами помогает учащимся запоминать новые слова и выражения в контексте. В отличие от изолированного изучения словарных единиц, чтение литературы позволяет увидеть, как слова употребляются в различных ситуациях, что способствует более глубокому пониманию их значений и нюансов. Читающий пополняет свой словарный запас.
Чтение художественных книг на английском языке — это не только способ улучшить языковые навыки, но и увлекательное занятие, которое позволяет погрузиться в мир англоязычных культур и традиций.
Литература является отражением культуры и общества, в котором она была создана. Читая произведения различных авторов и эпох, студенты погружаются в уникальные культурные контексты, что помогает развивать межкультурную осведомленность. Чтение захватывающих литературных текстов может значительно повысить интерес и мотивацию студентов к изучению языка. Истории, персонажи и их переживания делают процесс обучения более увлекательным. Когда учащиеся видят, что литература может быть интересной и полезной, это побуждает их к дальнейшему изучению языка.
1.2. Эффективные методы чтения
Для того чтобы определить наиболее рабочие методы и наилучший подход для чтения художественной литературы на английском языке, необходимо узнать о видах чтения, их различиях и эффективности при изучении иностранного языка.
Рассмотрим виды чтения, выделяемые по глубине проникновения в содержание текста: экстенсивное и интенсивное чтение.
Экстенсивное чтение — чтение беглое, поверхностное, когда мы по минимуму обращаемся к словарю или полагаемся только на контекст. Фактически, когда мы читаем на родном языке, мы читаем экстенсивно. Читая на иностранном — стремимся к этому.
Интенсивное чтение — чтение с глубоким проникновением в содержание, когда мы останавливаемся после каждого непонятного слова, переводим, анализируем. Интенсивность всегда будет тяготеть к большей проработке лексики и грамматики.
При изучении языка интенсивное чтение позволяет извлекать как можно больше пользы из наименьшего отрывка произведения. Главным преимуществом этого вида является то, что можно привести примеры из текста сопоставимые с грамматическими правилами и особенностями языка.
Однако интенсивный вид требует большого самоконтроля, умственных усилий и сосредоточенности, процесс чтения может вызвать скуку и потерю интереса, ведет к потере к главной идее и смыслу произведения. Экстенсивное чтение является более приятным и интересным, необходимость смысл и сюжет текста будет мотивировать учащихся читать его до конца, это вовлекает в изучение зарубежной литературы и прививает любовь к самому процессу.
Минусы экстенсивного вида чтения заключаются в недостаточном уровне языка, затрате большого количества времени, неуверенность в себе и отсутствие интереса к чтению как таковому.
Таким образом, наиболее действенным подходом к чтению художественной литературы можно назвать сочетание экстенсивного и интенсивного видов чтения. Комбинированный подход поможет учащимся не только наилучшим образом улучшить словарный запас и понимание грамматических конструкций, развить беглость чтения и уровень понимания текстов, но и повысить интерес и мотивацию к изучению предмета с помощью книг.
1.3. Методы интеграции литературы в учебный процесс
Существует несколько методик использования художественных произведений на уроках английского языка. Разминка может помочь студентам начать думать о теме, которая будет затрагиваться в выбранном фрагменте произведения, она может включать короткое обсуждение темы, викторина по теме (quiz или guessing game), brainstorm лексики по теме. Разминка может фокусироваться на источнике литературного фрагмента. Можно обсудить, что ученики уже знают об авторе произведения или эпохе, в которой он жил и/или написал данное произведение. Pre-teaching самых сложных слов из текста.
Таких слов не должно быть много, поскольку одной из целей работы с литературным произведением является развитие навыка языковой догадки. Когда ученики ознакомились с текстом один раз, обсудили общий смысл и проверили свои предсказания, можно показать им заранее приготовленные вопросы на понимание деталей.
Пусть ознакомятся с вопросами и попробуют найти ответы на них в текст. Далее можно более детально проработать лексику из текста, выбрать несколько слов и/или выражений из произведения и найти их в тексте и угадать их значение из контекста. Такое упражнение поможет им развить навык языковой догадки, необходимый для дальнейшего чтения литературы на английском языке для удовольствия.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Примеры использования литературы в изучении языка
Рассмотрим несколько примеров того, как можно использовать художественную литературу при изучении английского языка.
Выбирать произведения для прочтения следует исходя из имеющегося у вас уровня владения языком.
- Для начального уровня подходят как небольшие рассказы, так и книги, написанные простым языком. В их числе рассказы Р. Киплинга, О. Генри, Р. Даля. “Fantastic Mr.Fox” («Изумительный мистер Лис»), «The Gift of the Magi» (“Дары волховов), “The Jungle Book” (“Книга джунглей”). “Three Men in a Boat (To Say Nothing of the Dog)” («Трое в лодке, не считая собаки») Джером. К. Джером. Эту книгу изучают на первых курсах лингвистических факультетов и, в общем-то, понятно почему — легко, смешно и очень полезно для языка.
- Для среднего уровня отлично подойдет всем известная серия книг “Гарри Поттера”. Там встретится как современная английская речь, так и возвышенная книжная. Например, Гарри и Рон говорят, как обычные дети: “I dunno” вместо “I don’t know” или “Spose so” вместо “I suppose so”. Но представители старшего поколения говорят более книжно. Например: “I do not require your assistance, – said Voldemort”. Интересная особенность книг о Гарри Поттере в том, что язык книги становится сложнее.
- Романы Джейн Остин, такие как «Pride and Prejudice», подходят для продвинутых студентов. Эти произведения написаны изящным языком, наполнены тонкими психологическими наблюдениями и сложными социальными взаимодействиями. Чтение таких книг требует глубокого анализа и внимательного подхода, но приносит огромное удовлетворение и значительно улучшает уровень владения языком. Пример из текста: ”It is a truth universally acknowledged, that a single man in possession of a good fortune must be in want of a wife. However little known the feelings or views of such a man may be on h.”
2.2. Опрос и его результаты
Для подтверждения значимости художественной литературы в изучении языка, я провела опрос среди знакомых, чтобы узнать как чтение помогает им в изучении английского языка.
Участник | Какой у вас уровень владения языком? | Как часто вы читаете книги на английском? | Запоминаете ли вы новые слова после прочтения? | Рекоммендовали бы вы чтение книг в оригинале? |
---|---|---|---|---|
1 | Средний | Почти каждый день | Почти всегда | Да |
2 | Продвинутый | Почти каждый день | Да | Да |
3 | Начальный | Несколько раз в неделю | Да | Да |
4 | Продвинутый | Каждый день | Да | Да |
5 | Средний | Редко | Почти всегда | Да |
В ходе социального опроса было выявлено:
- Ученики с продвинутым уровнем английского отметили пользу чтения на изучаемом ими языке.
- Ученики всех уровней всегда или почти всегда запоминают новые слова
Заключение
На основании проведенного мной исследования в индивидуальном проекте по иностранному языку «Роль художественной литературы в изучении английского языка», можно сделать выводы о том, что использование художественной литературы является эффективным методом обучения английскому языку, который способствует всестороннему развитию учащихся.
Этот подход позволяет не только повысить уровень владения языком, но и формирует у обучающихся интерес к культуре и литературе других народов, что делает процесс обучения более увлекательным и значимым.
В перспективе было бы интересно провести тестирование на начинающем ученике и на практике разобраться, как чтение литературы на английском языке повлияет на уровень его языковых навыков.
Источники
- https://cyberleninka.ru/article/n/rol-hudozhestvennoy-literatury-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku
- https://ila.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1598/RT.59.8.1
- https://cyberleninka.ru/article/n/effective-methods-of-teaching-reading-in-english-language-lessons/viewer