Проект на тему "Зачем чистить зубы?"

В ходе итогового индивидуального проекта по биологии на тему "Зачем чистить зубы?" учащейся 10 класса подробно изучаются главные правила гигиены полости рта, а также проводится сравнительный анализ соскобов с зубов подростков до и после чистки зубов и делаются выводы.
В процессе исследовательской работы (проекта) о том, зачем нужно чистить зубы обучающаяся 10 класса сделала вывод о том, что следует обязательно часто посещать стоматолога, чистить зубы не мене 2-х раз в сутки с целью поддержания здоровой микрофлоры ротовой полости и сохранения целостности зубов.
Оглавление
Введение
Этапы работы над проектом
I. Основная часть
1.1. Общая информация о зубах
1.2. Строение зубов
1.3. Функции зубов
1.4. Гигиена полости рта
1.5. Заболевания зубов
II. Практическая часть
2.1. Опрос
2.2. Визуальная демонстрация соскоба зубов до/после их чистки
Заключение
Список используемых ресурсов
Приложение
Введение
Актуальность исследования: в настоящее время проблема здоровья зубов у взрослых и детей стоит очень остро, ведь от состояния зубов, зависит и здоровье человека. По данным Второго национального эпидемиологического стоматологического исследования, 14% россиян — полностью беззубые (цифры различаются по регионам), а более 60% людей носят протезы. По данным ВОЗ 92% людей в мире неправильно чистят зубы и 98% населения страдают кариесом и воспалением десен.
Проблема и противоречие: люди владеют недостаточной информацией о необходимости правильной гигиены рта, не учитывают, что организм считывает зубы как отдельные органы и пренебрегают правилами гигиены. Противоречие - несмотря на имеющиеся проблемы, некоторая часть людей ходит с заболеваниями зубов долгое время и не переживают о их дальнейшем выпадении.
Методы и методики: сбор информации первоисточников, анализ лабораторных исследований (проведенных автором).
Практическая значимость: Заключается в составлении рекомендаций по способствованию улучшения здоровья зубов в целях профилактической работы.
Цель: ответить на вопрос, зачем людям чистить зубы.
Задачи:
- Изучить общую информацию о зубах.
- Изучить современные статьи и лабораторные исследования про гигиену полости рта.
- Провести опрос среди одноклассников.
- Прийти к итогам опроса.
- Визуально продемонстрировать соскобы с зубов подростков до и после чистки зубов и сравнить их.
- Подвести итоги исследования.
Этапы работы над проектом
- Анализ и разработка проекта
- Выбор руководителя проекта
- Формирование цели и постановка задач
- Работа над постановленной целью и решение задач проекта
- Практическая работа над проектом
- Сбор необходимой информации
- Выполнение практической работы
- Заключение
1. Основная часть
1.1. Общая информация о зубах
Зубы — органы в ротовой полости, находящиеся на обеих челюстях и имеющие особое строение и форму. Они предназначены для первичной механической обработке пищи. Однако функциональность зубов современного человека этим не ограничивается — помимо пережевывания пищи, зубы задействованы в работе речевой системы (для четкого произношения отдельных звуков и постановки речи необходимы зубы), правильное функционирование пищеварительной и дыхательной систем.
Также красивые зубы и привлекательная улыбка свидетельствуют о физическом и моральном здоровье их обладателя. А вот потеря даже одного зуба или неправильный прикус, как правило, влекут за собой деформацию формы лица и серьезное нарушение эстетической составляющей челюстно-лицевой области.
1.2. Строение зубов
Внешняя анатомия зуба:
КОРЕНЬ ЗУБА
Это «невидимая» часть зуба, которая расположена в зубной лунке (альвеоле). Корень необходим чтобы прочно удерживать зуб в кости челюсти. Зубы могут быть однокорневыми и многокорневыми (зубы мудрости могут иметь 4 или даже 5 корней).
ШЕЙКА ЗУБА
Это «граница» между корнем и коронкой. Шейка находится под десной и в норме ее не видно. А вот оголение шейки свидетельствует о наличии заболеваний десен.
КОРОНКА
Это единственная видимая часть зуба, состоящая из дентина и эмали. Коронковая часть зуба принимает непосредственное участие в процессах откусывания, измельчения и пережевывания пищи.
Внутренняя анатомия зуба:
ЗУБНАЯ ЭМАЛЬ
Наружная оболочка зуба. Зубная эмаль — это самая твердая ткань организма человека (почти на 100% эмаль состоит из неорганических элементов), она является «защитой» коронковой части зуба, обеспечивает его сохранность.
ДЕНТИН
Это зубная основа, находится под эмалью. Дентин намного мягче эмали. По этой причине он более подвержен разрушению при кариозных процессах, нежели эмаль.
ПУЛЬПА
Это соединительная ткань, внутри которой находится множество нервных окончаний и сосудов.
ЦЕМЕНТ
Это костная ткань, покрывающая тонким слоем зубной корень. Цемент «крепит» зуб в альвеолярной лунке.
1.3. Функции зубов
Общие функции зубов:
- Механическая обработка пищи
- Удержание пищи
- Участие в образовании звуков речи
- Участие в правильной работе пищеварительной и дыхательной систем.
Зуб также является одной из важных регистрирующих структур в биологии, который дает возможность определить возраст млекопитающего, его рацион и условия жизни. Строение зубов — один из важнейших признаков в систематике позвоночных, в том числе ископаемых гоминид. Ископаемые зубы, сохраняющиеся намного лучше других ископаемых остатков, сыграли большую роль при решении проблемы происхождения человека.
1.4. Гигиена полости рта
Гигиена полости рта является средством предупреждения стоматологических заболеваний. Она включает в себя как ежедневную чистку, так и профессиональную, которую производит врач-стоматолог. Эта процедура включает в себя удаление зубного камня, который может образоваться даже при тщательных чистках щеткой и зубной нитью.
Для ухода за первыми зубами ребёнка рекомендуется применять специальные дентальные салфетки.
Предметы личной гигиены полости рта: зубные щётки, зубные нити, скребок для языка.
Средства гигиены: зубные пасты, гели, ополаскиватели.
1.5. Заболевания зубов
Наиболее частые встречающиеся проблемы.
- Кариес
- Патологическая стираемость зубов
- Пульпит
- Периодонтит
- Периостит
- Пародонтоз
- Зубной камень
2. Практическая часть
2.1. Опрос
Мною был проведен опрос 9-х классов моей школы, со следующими результатами:
Вы ежедневно чистите зубы?
Да - 37 чел.
Нет – 12 чел., (смотри в приложении рис.1)
Сколько раз в день вы чистите зубы?
0 - 2 чел.
1. – 25 чел.
2- 18 чел.
3. - 4 чел. (смотри в приложении рис.2)
Если пропустить более 2-х чисток зубов, случиться что-то серьезное?
Да – 19 чел.
Нет – 22 чел.
Затрудняюсь – 8 чел. (смотри в приложении рис. 3)
Выводы:
- Большинство людей чистит зубы ежедневно 1 раз в день.
- Основная масса людей считает пропуск чистки зубов безопасным и неподверженным последствиям.
2.2. Визуальная демонстрация соскоба зубов до/после их чистки
Соскоб с зубов до и после приема пищи (сна) является важным биоматериалом для исследования. Он позволяет оценить состояние зубной эмали, рассмотреть бактерий, а также выявить возможные проблемы, такие как кариес и заболевания десен. Регулярное проведение соскоба специалистами помогает поддерживать здоровье полости рта и предотвращать развитие заболеваний.
Метод проведения исследования:
- Карандашом по стеклу обвести область нанесения мазка.
- Взять тампон и прокатать по зубу.
- Приложить и прокатить тампоном по стеклу.
- Положить препарат на лоток и высушить при комнатной температуре.
- Зафиксировать препарат и нанести спирт на 10мин.
- Нанести спирт на 10мин.
- Нагреваем мазок до 80°.
- Окрасить мазок.
- Взять генцианвиолет, смочить и положить на мазок.
- Секундомер 2-3 мин.
- Снять бумажку. На лужу с краской нанести люголь на 1-2 мин.
- Стрясти препарат, нанести спирт на люголь,
- Оставить на 35-45 сек.
- Промыть водой.
- Взять фуксин, налить на препарат и оставить на 2-3мин.
- Промыть водой. Высушить фильтровальной бумагой.
(смотри фото исследования в приложении рис. 4-8)
(фото до чистки рис. 7; Фото после чистки рис. 8)
Вывод: В результате проведенного опыта, выяснилось, что зубы необходимо чистить не менее 2-х раз в день, иначе бактерии с большой скоростью размножаются, что увеличивает шанс развития заболеваний.
Заключение
В своей исследовательской работе (проекте) по биологии на тему "Зачем чистить зубы?" мне удалось подробно изучить необходимость ежедневной чистки зубов, а также выяснить, что подростки часто не придерживаются гигиенических правил.
Им можно рекомендовать чаще посещать стоматолога, так как мои исследования показали НЕОБХОДИМОСТЬ чистить зубы не мене 2-х раз в сутки для поддержания здоровой микрофлоры ротовой полости и сохранения целостности зубов, которые необходимы для правильного процесса пищеварения, а также активной и здоровой жизнедеятельности организма в целом.
Список используемых ресурсов
- Артемьев А. В. Одонтологические органы в истории позвоночных. ИЦ «Археология», 2006. — 108 с.
- С.И. Бородовицина, Н.А. Савельева, Е.С.Таболина «ПРОФИЛАКТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ». Учебное пособие.2019.
- М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Баев, Г.Г. Винберг, Г. А. Заварзин «Биологический энциклопедический словарь». Сов.энциклопедия,1986.
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- https://vasilenko.clinic/anatomiya-zubov-cheloveka/
Приложение