Проект "Неизвестные падежи русского языка"

При работе над индивидуальным проектом на тему "Неизвестные падежи русского языка" учащаяся 7 класса изучила историю развития падежной системы русского языка, определила значение понятия "падеж", а также рассмотрела и описала для чего нужны падежи.
В содержании индивидуального исследовательского проекта о неизвестных падежах русского языка ученицей 7 класса отражены выводы о том, что изучение языка, истории его грамматики и лексики позволяет углубиться в мир языка, тем самым развить и свой язык, понимать русский язык шире, глубже.
Оглавление
Введение
Что такое падежи и для чего они нужны?
Заключение
Литература
Введение
Объект исследования: падежная система русского языка.
Предмет исследования: неизвестные падежи русского языка.
Гипотеза: изучение истории языка, его неизвестных грамматических форм расширяет, углубляет наши знания о современном языке, помогает понимать процесс развития языка.
Цель исследования: выявить и проанализировать "неизвестные" или "неофициальные" падежи, которые могут встречаться в разговорной речи и литературе.
Задачи исследования:
- Определить критерии, по которым можно выделить неофициальные падежи, и провести анализ их использования в разных контекстах.
- Собрать примеры использования "неизвестных" падежей в русском языке (из разговорной речи, литературы и других источников).
Актуальность темы.
Тема актуальна, так как современный подросток часто знает язык поверхностно, не считает нужным глубокое изучение языка, не задумывается над закономерностями и отклонениями от этих закономерностей. Это приводит к тому, что мы владеем языком поверхностно.
Поэтому обращение к лингвистике, к изучению истории языка необходимо.
В своей исследовательской работе (проекте) я обратилась к истории развития падежной системы русского языка. Оказывается тема очень интересная. Мы привыкли к тому, что в русском языке существует 6 падежей. Знаем и с начальной школы, можем определять падежи при помои вопросов легко.
Но часто закономерности есть, но наблюдаются отклонения от них – странные, необычные явления, противоречащие установленным закономерностям. И такое мы можем наблюдать в падежной системе языка.
В своей работе я обратилась к истории развития падежной системы языка. Оказывается тема очень интересная. Мы привыкли к тому, что в русском языке существует 6 падежей. Знаем и с начальной школы, можем определять падежи при помои вопросов легко.
Но часто закономерности есть, но наблюдаются отклонения от них – странные, необычные явления, противоречащие установленным закономерностям. И такое мы можем наблюдать в падежной системе языка.
Что такое падежи и для чего они нужны?
Падеж – это грамматическая категория некоторых частей речи, которая выражает взаимосвязь с другими словами в предложении или словосочетании.
Падежи появились давно: они видоизменялись, объединялись и исчезали, следуя за потребностями носителей.
Древние падежные отношения в русском языке были сложнее – выделялось 15 падежей.
Из них в современном языке сохранились только 6 падежей. Остальные формально не существуют, их следы присутствуют в повседневной речи.
«Я бы в летчики пошел…» , - пишет в одном стихотворении Владимир Маяковский.
Простой вопрос: какой падеж «в летчики?»- Конечно, винительный!- отвечаем мы. . Что же здесь загадочного?
Давайте просклоняем это существительное:
именительный (кто?) - летчики;
родительный (кого?) - летчиков;
дательный (кому?) - летчикам;
винительный (кого?) - летчиков;
Творительный (кем?) – летчиками;
Предложный (о ком?) - о летчиках.
Видим, что форма «летчики» возможна только у именительного падежа множественного числа.
Но ведь в предложении «Я бы в летчики пошел» подлежащее - личное местоимение «я», а «в летчики»- дополнение, причем с предлогом, а дополнение не может стоять в именительном падеже.
Не именительный? Может, винительный? Но видим, что форма этого падежа «лётчиков»
Тогда какой же падеж?
Чтобы доказать, что это не единичный случай, обращаемся к другим примерам.
Есть у Максима Горького повесть «Детство».
Сказал дед главному герою: «Иди-ка ты в люди»
«И пошёл я в люди», – завершил Горький своё «Детство».
Странноватое направление: раз пошёл, то вопрос должен быть «куда?» или хотя бы «в кого?». Тогда, получается «пошёл в людей».
Чтобы доказать, что это не единичный случай, обращаемся к другим примерам.
Есть у Максима Горького повесть «Детство».
Сказал дед главному герою: «Иди-ка ты в люди»
«И пошёл я в люди», – завершил Горький своё «Детство».
Странноватое направление: раз пошёл, то вопрос должен быть «куда?» или хотя бы «в кого?». Тогда, получается «пошёл в людей».
А вот ещё вопрос для размышления.
У К. Чуковского в « Мойдодыре» есть строчки: «Боже, боже… Отчего же…». А что за форма – «боже»? Но склоняем слово БОГ
Не находим в современном русском языке в падежных формах такого слова. Но что за категория – «боже»?
Оказывается в древнерусском языке существовал звательный падеж. И его формы мы используем в современном русском языке.
Вот ещё примеры форм этого падежа: «Чего тебе надобно, старче?», «А ну, поворотись-ка, сынку…».
В современном русском языке этот падеж возникает только в разговорной речи, когда мы обращаемся к кому-либо, с помощью усеченных форм существительных:
мам, пап, дядь, тёть Ань, Ванюш (Танюш), выходи!
Звательный падеж служил для выражения грамматического обращения. Он имел особые формы лишь для существительных мужского и женского рóда в единственном числе, а в остальных случаях не отличался от именительного
К сожалению, этот падеж пропал в современном русском языке, его полностью заменила форма именительного падежа.
Вот еще один пример.
«Встретил богатыря», «нет богатыря» – с падежами всё ясно.
А «Три богатыря»? Три кого? – не задумавшись о том, что значение совсем другое, не вставишь «встретил» или «нет». Но тогда и падеж свой, отдельный?
«Три девицы под окном…», «24 часа» – хочешь не хочешь, приходится учредить счётный падеж.
Счётный падеж – используется при счёте: три часа́ (не ча́са), два шага́.
Так сколько же падежей в русском языке?
Итак, подсчитаем, сколько падежей у нас получилось: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный, превратительный, звательный, счетный,
А некоторые лингвисты насчитывают гораздо больше.
Частичный
Ждательный,
Лишительный,
Местный.
Всего 13 падежей.
Заключение
В ходе индивидуального исследовательского проекта "Неизвестные падежи русского языка" ученица 7 класса пришла к выводу о том, что язык активно развивается. Появляется что-то новое, утрачиваются некоторые грамматические особенности языка.
Но изучение языка, его утраченной грамматики, лексики даёт возможность глубже проникнуть в мир языка. Значит, развивается ваш язык. Вы понимаете русский язык шире, глубже.
Литература
- В.В. Одинцов..Лингвистические парадоксы. Москва Просвещение. 1988.
- Материалы интернета:
- Д. Андриевский «Хитрые падежи русского языка»
- И. Бирман «Хитрые падежи»
- В. Жигунов « Знаете такой падеж? Не знаете, что знаете»
- Г. Граубин «Спросите Лежебокина»
- И.Левонтина, старший научный сотрудник Института русского языка имени В.В. Виноградова «Каверзные падежи»