Проект "Нечистая сила в британском фольклоре"

Выполняя исследовательскую работу в рамках итогового индивидуального проекта по английскому языку на тему «Нечистая сила в британском фольклоре», ученица 9 класса изучила и описала малоизвестных существ британского фольклора, а также определила каким образом возникли легенды про данных существ.
В своей исследовательской работе (проекте) о нечистой силе в британском фольклоре обучающаяся 11 класса определила, что присутствие в фольклоре таких существ как феи, духи, ведьмы и демоны, отражает страхи и предрассудки людей, а также их стремление объяснить непознанное.
Оглавление
Введение
Глава 1. Существа британского фольклора.
1.1 Блуждающие огоньки (Will-o-the-Wisp)
1.2 Домовые (Brownies)
1.3 Феи (Fairies)
1.4 Белая женщина/леди (White lady)
1.5 Человек-яблоня (Apple tree man)
Глава 2. Суеверие (всемирное, британское)
2.1 Почему люди суеверны?
Заключение
Список используемых источников
Введение
Рассуждая на тему поверий наших предков можно задаться вопросом - почему люди верили в тех или иных существ, и откуда легенды о них взялись. У разных народов существуют свои истории о мистических силах, но в то время, когда мы знаем о культуре наших предков и то, во что они верили, наши знания о подобных вещах других народов остаются поверхностными. Истории, передаваемые в народе из поколения в поколение, хранят в себе темы, над которыми интересно задуматься - верования, приметы, быт тех времён. Все это открывает нам занавес на то, какой жизнь и примерный ход мышления были у людей, живших давным-давно.
С помощью данного проекта хочется не только познакомить людей с удивительным миром фольклора стран Соединённого Королевства, но и порассуждать на тему того, почему человек на протяжении всей истории человечества был искушён идеей того, что помимо обычных людей и живых существ существует что-то иное, обладающее большими силами и способностью, чем он. Можно заметить, что многие существа в легендах по всему миру напоминают друг друга, даже если народы, откуда они взялись, никогда и не пересекались в истории.
Цель: Повысить осведомлённость людей о существах британского фольклора и попытаться понять причины суеверия людей.
Задачи:
- Изучить различные статьи про существ из фольклора Британии.
- Обработать собранную информацию.
- Описать различных малоизвестных существ британского фольклора
- Выдвинуть предположения или объяснить на какой почве возникли легенды про данных существ
- Сделать вывод по поводу того, почему люди придумывали и верили в сверхъестественных существ на протяжении многих лет.
Актуальность: В наше время мало кто задумывается о наследии наших предков в виде старых легенд и сказаний.
Продукт проекта: словарь мифических существ.
Практическая значимость моего проекта в том, что с помощью него люди, интересующиеся данной темой, могут узнать много новой информации, которую без него пришлось бы собирать крупицами из различных труднодоступных источников.
Глава 1. Существа британского фольклора.
1.1 Блуждающие огоньки (Will-o-the-Wisp)
Блуждающие огоньки (Will-o-the-Wisp) представляют собой небольшие летающие свечения разного цвета. Их видят в лесу заблудившиеся путники, которых они заманивают все дальше и дальше в пучину леса для того, чтобы постепенно исчезнуть, оставляя человека без шансов выбраться назад.
По некоторым верованиям, огни могут и помочь человеку, наоборот выводя его из леса, если тот потерялся. Их намерения зависят от того, как человек будет к ним относиться. Огнями представляли фей, духов и души умерших. В Ирландии есть своя версия легенды о «глупых огоньках»- Ne`er-do-well или Пьяница Джек.
Легенда о нем гласит, что Джек обманул Дьявола, заставив его превратиться в монету, когда тот пришёл за его душой, но не сдержал обещание заплатить ею за свой последний напиток и положил её в свой карман рядом с крестом, чтобы тот не превратился обратно. Когда Джек умер, он не смог попасть ни в рай, ни в ад, но Дьявол дал ему его душу в виде горящего угля, который мужчина положил в вырезанную репу. Свечением, которое исходит из репы, он заманивает путников в болота.
Но легенды и рассказы о таинственных свечениях в лесу могут быть и самой настоящей правдой. Но, конечно феи или духи тут не причём. Скорее всего, огни стали результатом химической реакции между дифосфином и метаном. Эти соединения могут вызывать фотонное излучение. Эта смесь самовоспламеняется при контакте с кислородом, а с участием метана уже небольшого количества этих веществ хватает на кратковременный небольшой пожар. Если говорить ещё проще, огни образовывались из-за природных газов, которые образовывали небольшие возгорания.
1.2 Домовые (Brownies)
Эти существа обитают в домах людей, ночью выполняя небольшие домашние обязанности за небольшие подношения в виде еды. У каждого Брауни было своё место на кухне у печки, которое было запрещено заставлять посторонними вещами. Они редко разговаривают с людьми, но общаются между собой и иногда устраивают встречи на берегах водоёмов.
Описываются, чаще всего, Брауни мужского рода, но иногда появляются упоминания и женщин. Внешне они уродливы и даже ужасны, пугая жителей дома, которым удалось их увидеть. Хотя, такое случалось редко, ведь домовые могут становиться невидимыми и очень хорошо умеют прятаться. Чаще всего их описывают как невысоких, пухлых и морщинистых существ с коричневой кожей и большим количеством вьющихся каштановых волос. Они не носят одежду, либо могут иметь на себе тряпки.
В качестве подношений домовым брызгали в углы дома остатки молока, взбиваемого в масло, а когда варили пиво, отливали часть в камень с дырочкой, который называли «камень домового». Также, им делали отдельные стога сена, называемые «стогами домового».
Брауни могут и покинуть дом. Например, за то, что хозяева жилища злоупотребляют их помощью. Или, причиной ухода существа может стать подарок в качестве одежды. Если в качестве подношения дать домовому рубаху, он исчезнет из дома. Никто точно не знает почему. Есть несколько объяснений: домовой, теперь владеющий хорошей одёжкой, чувствует себя слишком важным для продолжения выполнения работы, либо же данный жест оскорбляет его. Существует история о том, как домовой покинул дом в котором жил и работал потому что хозяева подарили ему рубашку из грубого волокна, когда тот был привыкшим ко льну.
От куда же появилось верование в маленьких домашних существ? В каждой культуре есть свои версии домовых, и хоть они многим различаются, у них есть общие черты: они помогают с домашними делами только ночью, когда все спят, и им нужно давать подношения в виде еды. В отличии от Блуждающих огней, научного объяснения их «появления» нет. Скорее всего это связано с глубоким суеверием людей тех времён.
Небольшие неудачи, например пропажу какой-либо небольшой вещицы, могли смахнуть на шалости небольшого обитателя дома, который просто забавится. Но объяснить, как домовой помогал по дому немного сложнее. Не может же сама по себе пол подмести себя, пока никто не присутствует в доме или спит? Скорее всего, под помощью в хозяйстве идёт скорее речь о нематериальной помощи, о защите жилища от злых духов и негативной энергии, а порядок, которые они наводят это аллегория на порядок в семье и хозяйстве.
1.3 Феи (Fairies)
Этим маленьким существам отведена, наверное, самая большая часть историй о сверхъестественном в Британской мифологии. Их существует множество видов и у всех них свои особенности поведения и отношению к людям. В целом, словом «фея» называли многих существ в ирландской, шотландской, гэльской и фольклорах прочих народах Соединённого Королевства. Согласно христианским учениям, феи являются «низшими ангелами». Согласно одной истории, когда группа ангелов взбунтовалась, Бог открыл врата рая и приказал им уходить. Ангелами остались те, кто не покинул небеса, демонами стали те, кто оказался в аду и те, кто остался между, стали феями.
Феи делились на благих (seelie) и не благих (unseelie). По описанию, не все феи небольших размеров, ведь есть и упоминания того, что они могут быть и вполне человеческого роста, но вот их внешность варьируется от похожей на детскую до уродливой, похожей на гоблинскую. Также, у них не было крыльев, как мы привыкли изображать и представлять сегодня. Они летали с помощью магии.
Можно определить, доброжелательна ли фея или нет, посмотрев, живет ли она в компании других фей (trooping fairies) или одна (solitary fairies). Говорят, что феи, живущие по одному, с большей вероятностью будут злыми, чем живущие в группах. Но, даже «хорошие» феи могут натворить пакостей человеку, иногда за его плохое отношением к ним, а иногда просто ради забавы.
Больше всего феи были известны тем, что похищали детей, а иногда даже и взрослых, оставляя на их месте подкидыша или заколдованное бревно. Точно сказать зачем трудно, но люди склонялись к тому, что таким образом существа избавлялись от своих собственных детей, которые были громкими и больными, подкидывая их людям и забирая себе человеческого младенца - послушного и тихого.
Для того, чтобы убедиться, что человек или младенец является подкидышем, было довольно много способов, многие из которых включали в себя святые предметы, например Библию, ведь нечистая сила терпеть их не может. Была история про то, как женщина разоблачила подкидыша, начав варить пиво в яичной скорлупе. Существо в обличии ее новорожденного подняло голову и сказало, что сколько лет оно не жило, да ни разу не видело, чтобы пиво так варили. Женщина взяла и кинула его в печь, тот вылетел из дымовой трубы и через некоторое время, на пороге дома лежал уже настоящий ребенок.
А вот чтобы прогнать подкидыша, уже использовались более серьезные меры. Некоторые из них, конечно, были забавными. Например, люди пытались угрожать феям, говоря, что спалят вереск на холме, где они живут. Но в большинстве случаев, ребенка или человека держали под водой, били розгами, оставляли на холоде или обжигали огнем. Верили, что существам станет жалко и они отдадут человеческого ребенка, а своего заберут или что подкидыш сам убежит.
Иногда, родители могли отвести ребенка в лес, надеясь, что его «возьмут назад». Конечно, к сожалению, из-за подобных методов, погибло и было покалечено большое количество людей. Вера в подкидышей жила так долго, что даже в начале XX в. рассматривалось много дел об убийстве детей их родителями, ведь те до конца не верили, что это был их ребенок.
Чем же еще занимаются феи, кроме воровства человеческих детей?
Феи очень любят петь и танцевать на лугах, иногда даже брали в свои пляски детей, которые могли случайно наткнуться на них. А особенно им нравится подшучивать над людьми. Благие делали небольшие розыгрыши, не наносящие большого неудобства людям, в то время как шутки не благих были более злыми и могли серьезно навредить.
Но, вне зависимости от вида феи, их было нежелательно оскорблять, ведь в последствии разозленное существо представляло опасность для человека. Пикси (второе распространенное название для фей), также, могли сбивать путников с дорог в лесу или даже утащить человека в свою страну, где время течет совсем по-другому, и вернуть неизвестно, когда. На них винили появление у человека различных болезней, например, туберкулеза.
Ответить на вопрос о том, почему же верование в фей сохранялось так долго довольно просто - люди объясняли ими свои неудачи и произошедшие горестные события, например, смерть новорожденного или пропажа человека. Тогда, если ребенок родился больным и требующим большого внимания из-за этого, было неудобно для семьи, например, простых крестьян, которые еле-еле могут прокормиться. К этому относятся и люди с параличом, ведь если фея оставляет в качестве подкидыша заколдованное бревно, оно не могло двигаться и просто лежало на месте или с трудом передвигалось. Люди не знали о подобных недугах в те времена и списывали их на колдовство злых сил.
1.4 Белая женщина/леди (White lady)
Белой женщиной принято называть призрак женщины, одетой в белое и чьей причиной смерти стало предательство со стороны любимого мужчины или смерть любимого. Легенды, связанные с ними, привязаны к какой-либо местности в качестве городской легенды и у разных стран существуют свои вариации белых дам.
В Чарльз-Форте есть история о белой леди, которая наложила на себя руки в свою брачную ночь после того, как её отец убил её жениха. После этого она стала призраком, чтобы найти своего отца. По легенде, каждую её брачную ночь можно услышать её крики.
В английских историях о них говорится о том, что белой женщиной может также стать девушка, ставшей жертвой убийства и не успевшей рассказать местонахождение какого-либо сокровища. Существует более современная легенда о том, как в замке Бленкинсоп в Нортумберленде жила семья. К сыну семьи ночью приходила белая дама и пыталась утащить его в подвал дома, чтобы тот сопроводил её к сундуку с золотом. Призрак перестал беспокоить мальчика только тогда, когда тот стал спать в одной комнате с родителями.
Есть своя белая леди и в церкви Уорстед, находящийся в Норфолке. Её история варьируется от того, что она добродушный призрак, до того, что она несет смерть людям. Она часто появляется в канун Рождества, а истории о ней ходят с 1830-х годов. В одной из историй о ней говорится о том, как муж и его больная жена зашли в церковь, чтобы укрыться от жары, и мужчина сфотографировал свою жену сидящей на скамье. После просмотра фото, они заметили смутный образ позади неё женщины в старомодном платье для свадьбы и чепце. После этого случая женщина поправилась.
1.5 Человек-яблоня (Apple tree man)
В Британии тех времён Человеком-яблоней называли самое старое дерево в яблочном саду в котором жил дух джина. Верили, что именно от этого дерева исходит плодородность всех деревьев в саду. Легенды об этом духе исходят из графства Сомерсет, где производили и до сих пор производят сидр.
Как и другим существам, Человеку-яблоне делали особые подношения. В каждый канун крещения (5 января) фермер и его работники брали ведро сидра и жареные яблоки, собранные с самого Человека-яблони, и «угощали» его, приговаривая «Здоровья тебе, старая яблоня. Пусть у тебя будет столько яблок, сколько карманов, шляп, орехов, бушелей». После этого, корни дерева поливали сидром под радостные возгласы. Верили, что это обеспечит хороший урожай.
Такой ритуал появился после истории о том, как мужчина угощает деревья своей последней кружкой глинтвейна. За это, Человек-яблоня показывает ему местонахождение большого количества золота, которым он смог отплатить своему лендлорду.
У меня есть предположение на счет того, почему эта легенда было придумана, Конечно, важную роли играло главное русло местности, где и придумали Человека-яблоню - изготовление сидра. Для этого нужен был хороший урожай яблок, а когда людям того времени было необходимо что-то, они надеялись на высшие силы. Но другой, более интересной причиной мог быть эффект, называемый парейдолией. Этот эффект проявляется в том, что люди могут видеть в неодушевлённых предметах лица людей. Вы могли сами заметить, что на некоторых деревьях на стволах образуются наросты, напоминающие очертания лица. Возможно, поэтому и считали, что в старом дереве живет дух.
Глава 2. Суеверие (всемирное, британское)
2.1 Почему люди суеверны
Не смотря на то, что основной темой у нас является фольклор Британии, в этой части проекта я хочу уделить внимание поверьям со всего мира.
Можно заметить, что многие вышеперечисленные существа, немного в другой форме, существуют и в суевериях нашего народа, да и не только. Те же самые домовые существуют в большом количестве культур как маленькое существо, охраняющее жилище человека. А Белые Леди? Легенды о данных призраках можно услышать под различными названиями почти по всему миру!
И ведь не удивительно, люди всегда были и сейчас остаются суеверными. Даже в наше время многие верят в призраков, существ, НЛО и тому подобное.
Раньше, когда у людей не было доступа к знаниям того, как на самом деле работает и устроен мир, все неизведанное и пугающее списывали на что-то потустороннее. По этой же причине и появились различные религии - человеку нужно объяснение на что-то, что он не может понять. Болезни считали проклятьями, неудачи - проказами духов. Но почему же люди продолжают верить в подобное по сей день?
Сейчас суеверие перестало нести большую роль в жизни человека, существуя чаще всего в виде небольших действий, например фразы «Домовой, домовой, поиграй и отдай» когда что-то потерялось. Скорее всего все исходит из традиций. Из поколения в поколение люди передают истории и обычаи, которые постепенно, с развитием технологий и наук, перестают иметь такое большое значение, но их зачатки все равно остаются с нами в виде привычек, которые мы совершаем, потому что их делали наши родители, а до них их родители и так далее.
Некоторые же действительно верят в потустороннее, не смотря на то, что на данный момент мы имеем доступ к информации, которая объясняет многие явления, окружающие нас. Подобное особенно распространено среди верующих людей. В религии фигурирует большое количество тех или иных существ, так что люди, придерживающиеся какой-либо религии, будут верить и в суеверия.
Не зависимо от причин, можно сказать точно, что вера в сверхъестественное является чем-то подсознательным у человека. Кто-то верит в то, что другой назовёт чушью и наоборот. Это довольно трудно объяснить, так как разум человека является сложной вещью, но возможно все сводится к желанию верить, что нас окружает что-то, что имеет влияние на наши жизни, что мир ещё не так хорошо изучен, чтобы доказать их существование.
Заключение
С помощью индивидуального проекта по английскому языку «Нечистая сила в британском фольклоре», мне удалось передать интересные факты и информацию о существах британского фольклора, а также порассуждать на счёт того, почему же люди из по кон веков верили в различных потусторонних существ.
Целью данной исследовательской работы было изучение и обработка материала для того, чтобы в понятной форме передать его посторонним лицам. Данная цель была выполнена.
В ходе исследования темы нечистой силы в британском фольклоре мы обнаружили, что этот аспект народной культуры играет значительную роль в формировании мировоззрения и традиций общества. Нечистая сила, представленная в виде различных мифических существ, таких как феи, духи, ведьмы и демоны, отражает страхи и предрассудки людей, а также их стремление объяснить непознанное.
Британский фольклор богат разнообразием историй и легенд, в которых нечистая сила выступает как символ зла, искушения и разрушения, но также и как источник мудрости и защиты. Эти противоречивые образы подчёркивают сложность человеческой природы и взаимоотношений с окружающим миром, вынося из себя мораль, что если ты хочешь, чтобы существо по-доброму отнеслось к тебе, тебе нужно уважать его и его владения в ответ. Эти истории полны морали и предостережений, которые помогали выживать в те нелёгкие времена.
Изучение нечистой силы в британском фольклоре позволяет нам лучше понять культурные и исторические контексты, в которых формировались эти мифы. Они служат не только развлечением, но и важным инструментом для передачи моральных уроков и социальных норм. Таким образом, нечистая сила становится неотъемлемой частью культурного наследия, отражая богатство и разнообразие британской традиции.
Список используемой литературы
- «Блуждающий огонёк», Филсон, журнал «Белгравия», октябрь 1868 года. https://books.google.ru/books?id=KtcYAQAAIAAJ&pg=PA392&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (25.02.25)
- «О блуждающем огоньке, или Феях», Аллис Джабез, журнал «Хоб», 1846 год. https://books.google.ru/books?id=rKQUAAAAYAAJ&pg=PA3&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (25.02.25)
- «Непривычные феи английского фольклора», Анна Константиновна. https://author.today/post/354477 (25.02.25)
- «Бестиарий», Анджей Сапковский. https://www.labirint.ru/books/564697/ (25.02.25)
- «Странные и тайные народы: феи и викторианские создание», Сильвер Кэрол. https://www.hist.msu.ru/Science/Disser/Trynkina.pdf (25.02.25)
- «Фольклор о сидре: чаепитие и Человек-яблоня», Айси Седрик. https://www.icysedgwick.com/cider-folklore/ (25.02.25)