Проект "Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах"

В ходе работы над индивидуальным исследовательским проектом по информатике на тему «Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах» обучающийся 9 класса подробно изучил алгоритм построения графиков и диаграмм в табличном процессоре Microsoft Excel, а также создал руководство в помощь ученикам.
В процессе исследовательской работы (проекта) по информатике о построении графиков и диаграмм в электронных таблицах учащийся 9 класса продемонстрировал свои познания об изучаемом вопросе, а также создал для учащихся правильный эмоциональный настрой на изучение подобранного им материала.
Оглавление
Введение
1. Этапы работы
1.1. Подготовительный
1.2. Основной
1.2.1. Подборка необходимого материала вместе с куратором
1.2.2. Создание руководства «Построение графиков и диаграмм в табличном процессоре Microsoft Excel»
1.2.3. Создание презентации
1.2.4. Разработка контрольных вопросов и практических заданий
1.2.5. Практический
1.2.5.1. Пробный урок
1.2.5.2. Корректировка материала и исправление неточностей
2. Основная часть
Заключение
Введение
Данная работа является творческой работой по созданию руководства по созданию диаграмм и графиков в электронных таблицах. Работа адресована ученикам средних классов. Дополнением к руководству послужила презентация, целью которой является дополнение материала руководства и закрепление полученных знаний.
Работа содержит наравне с руководством контрольные вопросы и практические задания, которые предназначены для лучшего запоминания материала работы учащимися и придания разнообразия к остальному тексту.
Работа отвечает целям и задачам образования учащихся в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Познавательный урок должен побуждать учащихся к проявлению интереса к новому, пока что не усвоенному, а возможно еще и вовсе неизвестному материалу, желанию самостоятельно выполнить ряд предложенных заданий.
При выполнении данной работы учтены все этапы проектной деятельности.
Актуальность
В жизни человека образца XXI века фигурирует огромное количество информации. Поэтому кроме самой информации, не менее важно умение её правильно потреблять. Именно для этого необходимо обладать умениями по работе с ПО, которое позволяет систематизировать всю информацию, например, табличные процессоры.
Неотъемлемой частью всех табличных процессоров является возможность создавать всевозможные графики и диаграммы, гистограммы и т.д. Этот навык прямо сейчас помогает огромному количеству офисных работников правильно систематизировать информацию, с которой они работают, поэтому этот навык может помочь в будущем тем, кто хочет работать в этой сфере.
Цель проекта – создать руководство для учеников средних классов, в котором будет описан алгоритм построения графиков и диаграмм в табличном процессоре Microsoft Excel.
Задачи:
- Изучить литературу и источники по выбранной теме.
- Преподнести материал учащимся, при этом создав для них нужный эмоциональный настрой на восприятие нового материала.
- Подготовить презентацию, которая будет дополнять проект.
- Разработать контрольные вопросы и задания для учащихся для их самостоятельного выполнения.
1. Этапы работы
1.1. Подготовительный
Сообщение куратору о целях проекта, а также его задумке и вариантах выполнения работы.
Планирование этапов работы и сроков их выполнения.
Подготовка ресурсов необходимых для выполнения работы
1.2. Основной
1.2.1. Подборка необходимого материала вместе с куратором
Для создания проекта были подобраны материалы из свободных источников и подробно изучены функции программы. Все необходимые материалы были найдены в сети Интернет и были скомпилированы в цельное руководство со всем, что было изучено самостоятельно
1.2.2. Создание руководства
Руководство было создано в несколько этапов. Первым делом был создан текст руководства. После этого, были подобраны иллюстрации, которые дополняют текст и наглядно демонстрируют информацию. Все иллюстрации были помещены в отдельный раздел «Приложения». Третьим этапом стало создание контрольных вопросов для лучшего усвоения материала. В последнем этапе была создана презентация.
1.2.3. Создание презентации
Презентация была создана для дополнения материала, который содержится в проекте. При её оформлении были учтены все замечания руководителя.
1.2.4. Разработка контрольных вопросов и практических заданий
Контрольные вопросы были разработаны в соответствии с содержанием руководства. Они были созданы для лучшего усвоения знаний учениками и самостоятельной проверки
1.2.5. Практический
1.2.5.1. Пробный урок
В ходе пробного урока были выявлены неточности, которые были впоследствии исправлены.
1.2.5.2. Корректировка материала и исправление неточностей
Пробный урок выявил некоторые неточности и недостатки в содержании основной части. Они были исправлены с руководителем после пробного урока
2. Основная часть
Электронные таблицы (они же табличные процессоры) – компьютерные программы, созданные для проведения вычислений с данными, которые представлены в виде двумерных массивов, имитирующие бумажные таблицы. Одна из важнейших функций электронных таблиц – создавать диаграммы и графики, которые помогают наглядно сравнить две и больше величин.
Примеры электронных таблиц: Microsoft Excel, Google Таблицы, LibreOffice Calc, OpenOffice Calc, и т.д. (рис.1)
В качестве примера в этом руководстве будет использоваться Microsoft Excel.
Как же создать график в Excel?
На самом деле, ничего сложного в создании графика в любом табличном процессоре нет, однако сначала нужно изучить необходимые элементы интерфейса программы (рис.2).
Первым делом, надо создать таблицу с необходимыми данными. В любую из ячеек мы вводим текст – это будет названием одной из величин. В той же строке, но в одной из следующих ячеек необходимо ввести величину. Ей может быть как целое, так и дробное число (рис.3).
Таким же образом можно добавить и другие величины, а также их группировать в ряды. Для того, чтобы сгруппировать величины, необходимо добавить их в один ряд (разницу между сгруппированными величинами и величинами в разных группах видно на рис.4)
После того, как были введены все данные, необходимо перейти в меню “Вставка” в панели быстрого доступа, после чего на Ленте появится огромное количество пунктов, в т.ч. связанные с построением графиков(рис.10)
Существует несколько видов графиков, а именно:
- Гистограмма
- График
- Круговая
- Линейная
- Точечная
- Биржевая, и т.д.
При этом, гистограмма, график и линейная диаграмма делятся на два вида: с группировкой и с накоплением. Диаграмма с группировкой позволяет сравнить величины, вписанные как в одну, так и в разные строчки. Диаграмма с накоплением же складывает величины, которые введены в одну строчку и позволяет отследить изменения этой суммарной величины (разница между этими видами видна на рис.5)
Для того, чтобы форматировать созданную диаграмму в Excel, можно воспользоваться отдельным меню из трёх пунктов, которое появляется в панели быстрого доступа при выборе диаграммы (рис.6). Первый её пункт, “Конструктор”, позволяет изменить как внешний вид диаграммы, так и её тип, данные, выбрать один из предустановленных макетов и изменить её расположение (рис.7). К слову, с помощью этого пункта можно построить график еще одной величины, не прибегая к изменениям таблицы.
В пункте “Макет” открывается возможность заменить диаграмму, а также изменить все подписи, которые содержит диаграмма (рис.8). Изменениям поддаются название самой диаграммы, названия осей, легенда, подписи и таблица данных. Также можно изменить оси и сетку диаграммы, изменить внешний вид объемной диаграммы и провести анализ.
Последний пункт меню “Работа с диаграммами”, “Формат”, позволяет выбрать один из стилей фигуры для самой диаграммы, изменить заливку, контур и её эффект, поработать с текстом графика с помощью предустановленных стилей WordArt и, также как и с фигурой, изменить заливку, контур и эффект (рис.9). Также, в этом пункте можно упорядочить диаграмму, переместить вперед или назад, выбрать область выделения, выровнять, группировать и повернуть её. Последняя же возможность в этом пункте – это возможность изменить размер графика с помощью ввода значений высоты и ширины.
Контрольные вопросы
1. Что такое электронные таблицы?
А. Программы, созданные для проведения вычислений с данными
Б. Программа, используемая для набора, сохранения, редактирования и печати текста
В. Программа, используемая для создания, редактирования и показа презентаций на проекторе или большом экране
2. Какая из программ входит в состав Microsoft Office?
А. Calc
Б. Excel
В. Таблицы
3. Что необходимо сделать первым делом для создания диаграммы?
А. Выбрать тип диаграммы
Б. Таблицу с необходимыми данными
В. Открыть меню “Работа с диаграммами”
4. У каких из нижеперечисленных диаграмм есть накопление?
А. Линейная, Точечная, Лепестковая
Б. Круговая, Точечная, Биржевая
В. Гистограмма, График, Линейная
5. Какой из пунктов меню “Работа с диаграммами” позволяет менять подписи на диаграмме?
А. Макет
Б. Формат
В. Конструктор
Ответы на вопросы
- А
- Б
- Б
- В
- А
Заключение
В ходе индивидуального исследовательского проекта по информатике на тему «Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах» учащимся 9 класса были изучены источники и литература для того, чтобы отобрать материал для руководства.
Были выполнены задачи индивидуального проекта. Был создан правильный эмоциональный настрой для учащихся на пробном занятии, была создана и показана презентация, дополняющая материал руководства. Также были разработаны контрольные вопросы, которые помогли усвоить материал.