Индивидуальный проект "Деревья вокруг нас"

В ходе исследовательской работы над индивидуальным проектом на тему "Деревья вокруг нас" в рамках предмета "Окружающий мир" учащаяся 3 класса изучила какие деревья растут в роще, определила сколько лет этим деревьям, а также выяснила какой они высоты, использовав различные способы, найденные в литературных источниках.
Подробнее о работе:
Обучающаяся 3 класса начальной школы в рамках исследовательской работы по окружающему миру о деревьях вокруг нас на ее местности составила таблицу, определенных ею деревьев с помошью атласа-определителя, перечислила и определила каковы сходства и различия между листом березы и хвоинки сосны.
В содержании индивидуального исследовательского проекта о деревьях ученицей 3 класса отражены выводы о том, что растения кормят и согревают людей, делают воздух чище, помогая справляться с выхлопными газами автомобилей. При этом автор считает, что также очень приятно просто наслаждаться их красотой в различные времена года.
Оглавление
I. Паспорт проектной деятельности.
1.1. Аннотация к проекту
1.2. Цель и задачи проекта
II. Подготовительный этап
III. Исследовательский этап
3.1. Определение сходства и различия между листом березы и хвоинки сосны.
3.2. Разные способы определения возраста и роста дерева.
3.3. Способ размножения дубов.
IV. Этап – обобщение материалов.
Список источников информации.
I. Паспорт проектной работы
1.1. Аннотация
На свете так много деревьев различных,
давайте посмотрим, а в чём их отличие.
Ведь имя у каждого дерева есть.
Давайте узнать их попробуем здесь.
Я с мамой и папой хожу в детский сад и обратно через рощу. Часто мы в ней просто гуляем. Нас окружают разные деревья. С радостью мы отдыхаем в тени деревьев, слышим тихий шорох листьев, слушаем пение птиц. Но что мы знаем о наших зеленых великанах? Я заинтересовалась, какие деревья растут в роще, сколько лет этим деревьям, какой они высоты? Для этого надо провести ряд исследований.
Результатом проекта станут приобретенные мной знания о деревьях из наблюдений и из источников информации. В конце проекта будут собраны фотографии деревьев для создания фото – гербария.
1.2. Цель и задачи проекта
Цель проекта: узнать новое о деревьях, которые растут в роще около детского сада.
Задачи проекта:
- обобщить знания о том, какие деревья растут в роще;
- определить примерный возраст и высоту деревьев;
- определить значение деревьев для человека;
- создать фото – гербарий деревьев.
II. Подготовительный этап
Лучше всего изучать природу путем наблюдений и сравнений. Взяв книгу Плешакова А.А. «От земли до неба: Атлас – определитель», я с родителями определила виды деревьев.
Таблица 1. Деревья, растущие в роще.
№ | Название дерева | Количество |
---|---|---|
1. | Береза | |
2. | Липа | |
3. | Клен | |
4. | Сосна | |
5. | Ясень | |
6. | Дуб |
Вывод: В роще растут следующие виды деревьев: береза, клен, липа, сосна, дуб, ясень.
Мы определили, что в роще больше – берез.
III. Исследовательский этап
3.1. Определение сходства и различия между листом березы и хвоинки сосны
Для решения поставленных задач мне помогли родители. Вместе нашли в книге Т.Г. Зорина «Школьникам о лесе» необходимую информацию.
Исследование 1. Сравнение листа березы и хвои сосны.
Листья у сосны и ели называются хвоей, а растения – хвойными. Береза, липа, клен, дуб, ясень – лиственные деревья. Сравним хвою сосны и лист березы – найдем сходство и отличие.
Отличие – хвоя и лист разной формы. Хвоя похожа на иголки, она жесткая на ощупь, а лист мягкий. Хвоя имеет блеск на свету, покрыта «воском», чтобы меньше испарялась вода.
Сходство – хвоя и лист – одинакового цвета летом.
А осенью я заметила, что листья березы поменяли цвет и стали желтыми, позже опали. А у сосны хвоинки остались зелеными и не опали. Таким образом, у лиственных деревьев
3.2. Разные способы определения возраста и роста дерева
Исследование 2. Определение возраста деревьев.
Способ 1. С папой мы прочитали, что самое точное определение возраста дерева – это посчитать годичные кольца на разрезе. Но этот способ нам не подходит, так как все деревья в роще здоровые и пилить их нельзя.
Способ 2. Посмотрев на березы, мы увидели, что они по высоте одинаковы, значит у них одинаковый возраст.
Способ 3. В настоящее время с помощью специальных приборов делают в дереве отверстие и получают образец со спилом колец. А это отверстие заливают смолой, чтобы дерево не погибло. Но такого прибора у нас нет.
Способ 4. Можно определить возраст по коре дерева. Если кора у березы твёрдая, неровная, покрыта бороздами и трещинами, на ней растут лишайники – это дерево старое. У молодых деревьев кора, гладкая и более светлая.
старое дерево
|
молодое дерево
|
---|---|
![]() |
![]() |
Способ 5. Для определения возраста березы нужно измерить окружность ствола (в см.) на высоте 1 метра от земли. Полученную величину разделить на 6,28 (3,14x2 ширина кольца) и получаем возраст дерева. Мы провели измерения нескольких берез.
Таблица 2. Возраст берез
Береза№1 | Береза№2 | Береза№3 | |
---|---|---|---|
обхват ствола | 128см | 130см | 146см |
деление | на 6,28 см | на 6,28 см | на 6,28 см |
возраст | 20 лет | 21 год | 23 года |
Вывод: возраст берез от 20 лет до 23 лет |
Вывод: Возраст берез, примерно от 20 до 23 лет.
Исследование 4. Как измерить высоту дерева?
Мы выбрали самые простые способы для измерения высоты.
Способ 1. Статическая оценка.
В ходе эксперимента мы определяли высоту дерева на глаз сосны и березы
- установили метровую линейку рядом с деревом вертикально;
- предложили гуляющим в роще людям определить высоту дерева на глаз;
- записали полученные значения в таблицу;
- для получения среднего значения сумму измерений, разделили на количество измерений.
Родители помогли мне рассчитать результаты полученных измерений.
Таблица 3. Статическая оценка (определение высоты дерева)
Участники опыта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Высота дерева | 18м | 17м | 20м | 19м | 19м | 18м | 17м |
Вывод | Высота дерева (18+17+20+19+19+18+17):7=18,28 м |
Вывод: Высота березы примерно 18 метров.
Способ 2. Воздушный шарик.
Мы взяли воздушный шарик, наполненный гелием, привязали длинную легкую веревочку. Выбрали безветренную погоду, отпустили шарик и остановили его на уровне верхушки дерева. Потом при помощи метровой линейки измерили длину нити.
Вывод: Высота березы 20м 45см.
Определение возраста сосны
Нас заинтересовала сосна. Мы измерили рост деревца при помощи метровой линейки. Рост – 2 метра 60 сантиметров.
Возраст хвойного дерева можно узнать, пересчитав количество боковых отростков – веток (мутовок).
Каждый год на стволе образуется только одна мутовка. Нужно посчитать веточки (мутовки), которые находятся выше уровня груди человека, и прибавить к ним 3 (сосна).
По количеству мутовок сосне – 17 лет.
3.3. Способ размножения дубов.
А откуда на краю аллеи маленькие дубки? Растут они вместе. Их шесть штук. Высота дубков от 18 см до 20см. Старый дуб растет далеко.
Мы обратились за помощью к литературе и выяснили, что есть птица сойка, которая прилетает из леса и делает запасы на зиму. Она прячет желуди под деревьями в траву, которые весной прорастают, так эта птица сажает дубы.
IV. Этап – обобщение материалов
Работая над проектом, я сделала следующие выводы:
- узнала много интересного о деревьях,
- научилась вести наблюдения в природе (измерять рост дерева, определять возраст), не нанося ей вреда.
- Научилась подтверждать информацию путем наблюдений и сравнений.
Растения играют важную роль в жизни человека. Они не только кормят и согревают нас — они дают кислород, без чего невозможна жизнь на Земле.
Деревья, очищают воздух от выхлопных газов автомобилей.
А самое главное деревья радуют нас своей красотой в каждое время года: зимней сказкой, нежной зеленью, золотом осени.
Список источников информации
- Быстров А.А. Школьный определитель растений. - М.: «Авента»,1998.
- Зорина Т.Г. Школьникам о лесе.- М.: «Лесная промышленность»,1971
- Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010
- Энциклопедия. Я познаю мир. «Удивительные растения». – Чита.: «Астрель», 2001.