Дидактический материал для развития обратного и логического мышления
Вследствие итогового индивидуального проекта по психологии на тему "Дидактический материал для развития обратного и логического мышления" учащаяся 9 класса изучила понятие "утомляемость", определила период ее появления у обучающихся во время урока и предложила упражнения для ее снижения.
Подробнее о работе:
Обучающаяся 9 класса в процессе проведения работы над дидактическим материалом для развития обратного и логического мышления создала рисунки-задания, по которым нужно найти отличия, а также использовать их для создания сюжетной линии придуманных событий.
В индивидуальном проекте о материалах для развития обратного и логического мышления ученицей 9 класса отражены выводы о том, что сложности в процессе работы над проектом могли бы иметь место, если бы она не поработала над организацией процесса выполнения целей.
Оглавление
- Пояснительная записка
- Список литературы
- Приложение
Пояснительная записка
Тема: «Дидактический материал для развития образного и логического мышления».
Исходный замысел, цель и назначение проекта: Из учебников по психологии и педагогике известно, что наибольшая утомляемость учащихся наблюдается не в начале или в конце урока, а именно в середине.
Утомляемость характеризуется потерей внимания, отсутствием фокусирования на теме урока, мышечным расслаблением (ученики расползаются по парте), зевотой и сонливостью.
Чтобы цель педагога донести до обучающихся информацию была выполнена в рамках урока, можно применить метод переключения внимания с «bang – эффектом». Этот метод позволяет в кратчайшие сроки не только включить внимание ученика, но и «разбудить» в нём потенциал активного логического мышления, потому что в основе подобных дидактических материалов лежит поиск эффективных решений.
Краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов: я нарисовала несколько идентичных парных картинок, которые можно раздавать в период кульминации утомляемости учеников.
Сначала я попросила своих друзей попробовать выполнить задания, соответственно рисункам:
- найти отличия;
- использовать найденные отличия для создания сюжетной линии придуманных событий.
Время на выполнение задания ограничено. Критерием оценки правильно выполненного задания является наличие логической цепи последовательных событий. Пример задания находится в Приложении 1.
Актуальность: При наличии повышенной утомляемости есть смысл применять специальные упражнения, способные включить концентрацию внимания и открыть «второе дыхание» учащегося.
Положительные эффекты: переключение с одного вида деятельности на другой с положительным эффектом, включение внимания, использование собственного умственного потенциала при решении задачи.
Ресурсы:
- материальные - канцелярские товары (ватман, карандаши, маркеры, лайнеры);
- нематериальные – навык скетчинга, способность создавать загадки в формате изобразительного искусства.
Ход реализации проекта: задумка пришла спонтанно; протестировала свою идею на родителях, - они одобрили мою идею; создала несколько набросков и выбрала наиболее удачный, на мой взгляд.
Риски реализации проекта и сложности: в процессе работы над проектом случалась апатия из-за отсутствия вдохновения по причине большой загруженности учебным процессом. Но поддержка родителей и друзей была неоценимой.
Сложности: сложности могли бы иметь место, если бы я не поработала над организацией процесса, так как подготовка к экзаменам занимала очень много времени.
Список литературы
- Р. Гандапас «101 совет оратору».
- Костромина С.Н. «Утомляемость психическая».
- Усманова Г.М. «Изучение особенностей утомляемости учащихся».
Приложение