В итоговом индивидуальном проекте по русской литературе на тему "Ирония и сатира на все времена сказки-пьесы Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца»" учащийся 9 класса изучил биографию Леонида Филатова и изучил методы и приемы, используемые Филатовым для достижения ярких иронических и сатирических эффектов в его сказке.
Подробнее о работе:
Обучающийся 9 класса в исследовательской работе по литературе на тему «Ирония и сатира на все времена сказки-пьесы Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» изучил способы получения комического эффекта автором и сделал вывод, что эффект достигается за счет отклонения от литературной нормы в речи.
В работе над индивидуальным исследовательским проектом об иронии и сатире на все времена сказки-пьесы Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» учеником 9 класса отражены выводы об использовании автором всех возможных способов создания комического, актуальности самого произведения по сей день.
Оглавление
Введение
- Обзор биографии и творчества Л.А. Филатова;
- Средства и методы, с помощью которых Л. Филатов достигает иронических и сатирических эффектов в своем сказе.
Заключение
Список используемых источников
Введение
Человечество всегда будет нуждаться в мечте, а значит, ему нужны сказки, которые вдохновляют, дают надежду, развлекают и утешают. В сказках есть всё, чего мы от них ждем: увлекательный сюжет, элементы волшебства, описание удивительных приключений и стран. Волшебные сказки привлекают читателей полётом фантазии, ведь в сказке человек может достичь того, чего не может сделать в реальной жизни, осуществить свою мечту.
Но волшебные сказки — это не просто выдумки. Они тесно связаны с жизнью народа, его надеждами и чаяниями, в них отражен народный оптимизм, а конфликты разрешаются в соответствии с народными представлениями о добре и справедливости.
Сказка «Про Федота-стрельца, удалого молодца» актуальна в наше время, поскольку затрагивает вечные темы и проблемы, с которыми сталкивается человек в разные исторические периоды. Произведение Леонида Филатова высмеивает человеческие пороки, такие как жадность, глупость, лицемерие, и поднимает вопросы справедливости.
Кроме того, в своем проекте я хочу отметить, что эта сказка написана живым и остроумным языком, что делает её привлекательной для современного читателя. Произведение актуально и сегодня, поскольку многие описанные в нем ситуации и персонажи встречаются и в современном обществе.
Цель: изучение методов и приемов, используемых Филатовым для достижения ярких иронических и сатирических образов в сказке, актуальных на все времена.
Задачи:
- Изучить биографию автора.
- Рассмотреть средства и методы, которые использует автор для построения актуальной ироничной комедии.
Предмет исследования: «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца».
Гипотеза проекта: если я проведу исследование, то узнаю, какими методами и способами автор достиг актуального комического эффекта в «Сказе про Федота-стрельца удалого молодца».
1. Обзор биографии и творчества Л.А. Филатова
Леонид Алексеевич Филатов — это выдающийся советский и российский актёр, кинорежиссёр, драматург, сценарист, поэт, публицист и телеведущий. Он родился 24 декабря 1946 года в Казани. Его отец, Алексей Еремеевич Филатов, был участником Великой Отечественной войны, а мать, Клавдия Николаевна Филатова, занималась домашним хозяйством.
В 1965 году Леонид Филатов приехал в Москву, чтобы поступить во ВГИК на режиссёрский факультет, (о чем мечтает и автор этой работы, прим. автора), но вместо этого стал студентом Щукинского училища, где обучался актёрскому мастерству. В 1969 году он успешно окончил училище и начал свою творческую карьеру.
Леонид Филатов проявил себя как талантливый актёр, режиссёр, сценарист и писатель. Он создал множество произведений, которые стали классикой советской и российской культуры. Среди них — пьесы, сказки, стихи, рассказы и повести.
В 1987 году Леонид Филатов дебютировал в журнале «Юность» со сказкой для театра «Про Федота-стрельца, удалого молодца», которая сразу же завоевала популярность и стала народной сказкой в стихах. В дальнейшем были изданы его книги «Про Федота-стрельца, удалого молодца», «Большая любовь Робина Гуда», «Любовь к трём апельсинам» и многие другие.
Леонид Филатов также активно занимался педагогической деятельностью, хотя здоровье не позволяло ему полноценно преподавать. Он периодически приезжал в школу, участвовал в работе художественного совета и помогал выбирать репертуар.
Творчество Леонида Филатова отличается глубиной мысли, остроумием и тонким чувством юмора. Он умел сочетать в своих произведениях элементы драмы, комедии и сатиры, что делало его работы особенно привлекательными для зрителей и читателей.
Леонид Филатов оставил после себя богатое наследие, которое продолжает вдохновлять людей разных поколений. Сам Филатов удачными работами считает картины "С вечера до полудня", "Грачи", "Успех", "Избранные". Интересны также его роли в фильмах "Чичерин", "Забытая мелодия для флейты", "Город Зеро". В 1986 году была опубликована знаменитая сказка, написанная Леонидом Филатовым для театра, - "Про Федота-стрельца, удалого молодца", а в 1990 году он дебютировал и как режиссер, поставив фильм "Сукины дети".
2. Средства и методы, с помощью которых Л. Филатов достигает иронических и сатирических эффектов в своем сказе
"У Федьки от страха намокла рубаха, в висках застучало, в пузе заурчало... Тут, как говорится, и сказке начало…"
Впервые сказка, написанная Филатовым в 1976 году для театра - "Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца", была опубликована в журнале "Юность". Народная сказочная идея "Не знаю как, но чтоб к утру было" или " Пойти туда - не знаю куда, принеси то — не знаю что" удачно заимствована и перенесена автором в современный мир.
Леонид Филатов в “Сказке про Федота-стрельца” использует разнообразные средства и методы для достижения иронических и сатирических эффектов. Он блестяще играет словами и использует неподражаемую лексику, нарушает фонетические и грамматические правила, создает уникальный лексический коктейль из заимствованных слов, рифм, жаргонизмов и архаизмов.
Какие особенности я отметил для себя?
Во-первых, он активно применяет языковую игру, включая использование просторечных выражений, а также искажение литературных норм на различных уровнях языка, что создает комический эффект. Например, “индивид имеет право на слободную любовь” или “вся обчественность согласна”. Это позволяет автору передать колорит народной речи и одновременно подчеркнуть абсурдность ситуаций.
Во-вторых, Филатов использует сатирические образы персонажей, которые являются карикатурами на определенные социальные типы. Царь, послы, Генерал и другие персонажи представлены в гротескном виде, что подчеркивает их отрицательные черты и недостатки.
Автор органично вплел в текст множество цитат – из произведений А.С. Пушкина, из фольклорных источников, из летописей и даже из истории марксизма в России. При этом яркая самобытность сказки привлекает совершенно разных читателей. Персонажи наделены чертами современных героев и развиты в неповторимые комические характеры: от няньки до царя, от Бабы Яги до генерала. Ниже я рассмотрю этих персонажей подробнее.
Царь в “Сказке про Федота-стрельца” Леонида Филатова представляет собой собирательный образ, вдохновленный различными персонажами русского фольклора. Сатирический ряд деталей продолжен и созданием речевой характеристики этого персонажа: «Царь на вид сморчок, башка с кулачок, а злобности в ем – агромадный объем». Он не обладает выдающимся умом, но и не глуп, демонстрируя свою власть и желание сохранить государственный престиж.
Его образ дополняется использованием ярких эпитетов и авторских неологизмов, которые придают ему особую выразительность и делают его одним из самых запоминающихся персонажей сказки.
Генерал представлен как карьерист, стремящийся к власти и богатству. Он не лишен чувствительности, но его амбиции и жажда наживы часто берут верх. Генерал служит примером персонажа, который готов пойти на любые уловки, чтобы добиться своего. Его образ дополняется использованием иронии и сатиры, которые позволяют автору подчеркнуть отрицательные черты характера героя и сделать его объектом насмешки. Стоит отметить, что именно ему находится родственная душа в образе отрицательного персонажа – Бабы-Яги. Это мы видим в слова этого персонажа: «хоть вынай тебя из ступы – да министром во дворец!».
Стоит отметить, что для меня любимая цитата этого персонажа —
Мне бы саблю да коня
да на линию огня,
а дворцовые интрижки -
енто все не про меня.
Есть надежда, что Генерал хочет быть свободным и независимым, действовать решительно и смело, а не вести закулисные игры.
Баба Яга представлена как яркий персонаж, сочетающий в себе элементы фольклорной традиции и авторской интерпретации. Она обладает характерными чертами, такими как мудрость, хитрость и способность к волшебству. Однако, в отличие от традиционного образа Бабы Яги, она не является исключительно злой или вредной. Её взаимодействие с Федотом и другими персонажами подчеркивает её остроумие и умение находить выход из сложных витиеватых ситуаций.
В описании Бабы Яги Л. Филатов использует различные литературные приемы, такие как гипербола, гротеск, алогизмы и каламбуры.
Федот представлен как трудолюбивый, честный и добрый мужик, что делает его типичным героем русской сказки. Развитие его самосознания от дурня до защитника народа отражает классический мотив сказки, где герой проходит через испытания и становится сильнее. Очень своеобразный портрет создает Скоморох-потешник Федоту: «Был Федот ни красавец, ни урод, ни румян, ни бледен, ни богат, ни беден». Нейтральное упоминание героя не дает нам в начале сказке сделать выводы о нем. Все его поступки продиктованы сюжетной линией сказки: либо он действует согласно козням Царя и генерала и их приказу.
Маруся выступает как традиционный образ хорошей хозяйки, любящей жены и красавицы. Она является опорой для своего мужа, помогая ему выполнять сложные задания царя, и часто выступает в роли мудрой подсказчицы. Этот образ подчеркивает важность семейных ценностей и поддержки в преодолении трудностей.
Народ представлен через призму сатиры и иронии. Автор использует яркие образы и метафоры, чтобы показать различные аспекты народной жизни и менталитета.
Народ в сказке представлен как собирательный образ, который объединяет в себе черты различных социальных групп и слоев общества. Это люди, которые живут своей жизнью, занимаются своими делами и не всегда задумываются о глобальных вопросах. Они могут быть наивными, доверчивыми, но в то же время хитрыми и находчивыми.
Также в сказке присутствуют элементы социальной критики. Автор показывает, что народ часто оказывается жертвой несправедливости и обмана со стороны власти. Однако, несмотря на это, народ сохраняет оптимизм и веру в лучшее будущее.
Последняя сцена – народный суд, в результате которого«партия власти» свергается. Так сказочный сюжет неожиданно принял в пьесе четкий «социяльный оборот».
Леонид Филатов использует форму сказа, чтобы подчеркнуть словесный имидж героев и, через лексикон показать иронию и комичность происходящего.
Царь, например, как мы думаем должен говорить на литературном русском языке.
Однако, если в ситуациях с носителями просторечной лексики (Федот, Маруся, Нянька), нелитературная форма объяснима, то как понять ее ситуациях, когда Царь отдаёт приказания генералу (казалось бы, человеку, близкого ему круга), совершенно не задумываясь о том, как и что он говорит: «Кузнецам дано заданье – орден к завтрему скуют», «Докладай без всяких врак, почему на сердце мрак!», «Али в пушке обнаружил повреждению ствола?», «Я желаю знать подробно, кто, куды, чаво и как!».
В диалогах между персонажами: «Не найдёшь, чаво хочу, на башку укорочу», «Не извольте сумлеваться, чай, оно не в первый раз» с целью изображения определённой социальной среды.
Живые формы языка, такие как разговорная речь, просторечие, диалекты и другие, в художественном тексте могут использоваться для создания ярких образов персонажей и усиления выразительности текста. Они помогают автору передать атмосферу, создать настроение и вызвать у читателя определенные эмоции.
В случае с Леонидом Филатовым использование безграмотной речи персонажей служит для создания комического эффекта. Это позволяет автору подчеркнуть особенности характера героев, сделать их более запоминающимися и живыми.
Таким образом, живые формы языка в художественном тексте могут выполнять различные функции, в зависимости от авторского замысла. Они могут использоваться для создания атмосферы, передачи эмоций, характеристики персонажей и многих других целей.
Из безграмотной речи персонажей Л. Филатов извлекает бесчисленные комические эффекты. Живописные обороты улицы соседствуют здесь с политическими понятиями и географическими названиями, со словами армейского жаргона и канцелярскими стереотипами. Даже скверная брань становится изобразительным средством. Богатство комических интонаций свойственно всем персонажам. И сопутствует каждому от начала и до последних реплик.
Заключение
В заключении исследовательского индивидуального проекта по русской литературе на тему "Ирония и сатира на все времена сказки-пьесы Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца»" можно сказать, что сказ Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» выделяется своей оригинальностью. Автор вдохнул в сказку современную жизнь, вылепив не существовавшие прежде комические характеры.
Каждая строчка — народная цитата, но произведение нельзя воспринимать только как яркую и веселую сказку, наполненную юмором и отлично представленными персонажами. Это еще и прекрасная сатира на современное общество, в которой раскрываются неприглядные стороны настоящего, написанные живым, выразительным языком. Персонажи наделены чертами современных героев и развиты в неповторимые комические характеры. Именно благодаря талантливому искусству смешивать несовместимое, эта сказка актуальна и по сей день.
Яркая уникальность сказки привлекает совершенно разных читателей.
В результате проведённой исследовательской работы по русской литературе на тему "Ирония и сатира на все времена сказки-пьесы Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца»" я выяснил, что именно благодаря использованию просторечий автору удалось создать комические образы действующих лиц, и всё это так похоже на реальность.
Леонид Филатов смог написать произведение, которое не просто запоминается — оно западает в душу навсегда. Прочтёшь «Сказ про Федота-стрельца» единожды — в памяти останется добрая половина текста, прочтёшь ещё раз — будешь знать наизусть весь. От себя лично рекомендую посмотреть спектакль для театра одного актера, где эта история рассказана с искрометным юмором замечательным актером, режиссером, поэтом и автором – Леонидом Филатовым.
Эта сказка поучительна для всех: и взрослых, и детей. Юмор, с первого взгляда заставляющий смеяться, временами превращается в горькую иронию над всеми злыми и противоречивыми поступками людей. Но, как и в любой народной сказке, в сказке «Про Федота-стрельца, молодого удальца» добро побеждает зло, а его герои обретают свое человеческое счастье.
Список используемых источников
- Исследовательская работа “Языковые средства и приемы создания образности в сказке Л.А. Филатова “Про Федота-стрельца, удалого молодца”, Пастерникова Ф.М., 2022.
- Краснова Т.В. Фольклорный дурак в интерпретации Л.А. Филатова // Народная культура Сибири. - Иркутск, 2005.
- Филатов Л.А. Про Федота-стрельца, удалого молодца/ изд-во АСТ, 2011.