Индивидуальный проект на тему "Профессии"

В процессе проведения работы над итоговым индивидуальным проектом по окружающему миру на тему "Профессии" учащийся 2 класса начальной школы выяснил сущность понятия «профессия», изучил историю профессий и провел их классификацию, рассказал своим одноклассникам о мире профессий и об их роли в обществе.
Подробнее о работе:
В готовой исследовательской работе по окружающему миру на тему «Профессии» обучающийся 2 класса начальной школы провел анкетирование одноклассников по вопросам, освещающим то, кем мечтают стать одноклассники по профессии, а также узнал кем мечтали стать родители одноклассников и кем они сейчас работают.
Содержание индивидуального исследовательского проекта о профессиях ученика 2 класса начальной школы отражает выводы о том, что мечты меняются и взрослеют вместе с человеком, но их не обязательно оставлять в детстве. Главное сейчас - учёба, получение новых знаний, которые пригодятся в будущей жизни и выборе профессии.
Оглавление
Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Сущность понятия «Профессии»
1.2. История профессий
1.3. Классификация профессий
2. Практическая часть
2.1. Выбор профессии одноклассников
2.2. Итоги исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В школе на уроке «Окружающий мир» мы защищали проекты «Профессии родителей». Одноклассники рассказывали о том, кем работают их родители. Это было так интересно! Каково же было моё удивление, когда я узнала, что папа в детстве хотел быть киноактером, но ведь он сейчас старший инструктор в тренажерном зале. Но почему? Почему папа не стал тем, кем мечтал стать в детстве? Оказалось, что мама мечтала стать воспитателем, но она работает инженером. И тогда мне захотелось выяснить, кем мечтают стать в будущем мои одноклассники.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: профессии.
Цель: расширение знаний о мире профессий, об их роли в обществе.
Задачи:
- Проанализировать теоретический материал и узнать, что обозначает слово «профессия»;
- Познакомиться с классификацией профессий;
- Выяснить, кем мечтают стать одноклассники по профессии.
- Выяснить, кем мечтали стать родители одноклассников и кем они сейчас работают.
Гипотеза: считаю, что детские мечты в выборе профессии осуществляются!
Методы исследования:
- Общенаучные методы: наблюдение и сравнение, анализ и синтез;
- Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, измерение;
- Статистические и социологические методы: опрос, анкетирование.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы по теме "Профессии" заключается в том, что она помогает расширить наши знания о различных аспектах профессиональной деятельности.
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе «Окружающий мир» в начальной школе и «Обществознание» в старших классах.
1. Теоретическая часть
1.1 Сущность понятия «Профессии»
Понятие профессии отражает сущность деятельности, которую человек осуществляет в рамках определенной области знаний или навыков.
Профессия представляет собой систему специализированных знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения определенного вида работы. Она также включает в себя определенные правила и стандарты поведения, этические нормы, а также требования к образованию и квалификации.
Профессия предполагает наличие определенной социальной роли и обязанностей перед обществом и клиентами, а также возможность получения определенного уровня дохода и профессионального развития. В целом, сущность понятия профессии заключается в специализации и профессиональной деятельности, которая осуществляется в определенной сфере работы.
1.2 История профессий
Первые профессии начали появляться ещё в до цивилизационную эпоху, когда человек начал создавать оседлые поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел гончарным и кузнечным делом. Один и тот же человек ввиду ограниченности своих сил не мог одновременно лепить горшки, выковывать металлические инструменты и заниматься выращиванием пищи, поэтому начал развиваться товарный обмен.
Новый виток развития профессионального деления людей возник с появлением централизованного государства. Правителям требовались воины для охраны своих владений и управляющие для управления ими. Так начали формироваться военные и управленческие профессии. Человечество окончательно встало на путь профессионального разделения труда.
С началом индустриализации появилось множество новых профессий, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и тому подобное. Из-за возросших потребностей цивилизации в новых видах и больших количествах ресурсов также расширились списки добывающих профессий: появились шахтёры, нефтяники и другие.
С развитием автоматизации потребность в тяжёлом ручном труде начала падать. Если раньше рабочие работали по 14—16 часов в сутки лишь для того, чтобы прокормить семью, то теперь они могут работать по 9 часов, а в самых развитых странах люди могут работать 3—4 дня в неделю или вообще жить на пособие. У людей появилось больше свободного времени, которое они начали тратить на потребление информации, поэтому в ответ на спрос появилось предложение — начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века — и интернет.
Также, несмотря на автоматизацию, по-прежнему осталась необходимость в людях, которые будут создавать новые средства автоматизированного производства: учёных и инженерах. А массовая компьютеризация потребовала больших количеств людей, способных обслуживать компьютеры и создавать, и поддерживать их программное обеспечение.
Так возник целый пласт профессий информационных работников, то есть работников, чья деятельность связана с переработкой и производством информации: программистов, учёных, инженеров и тому подобное; благодаря СМИ и издательскому делу получили сильное развитие творческие профессии: актеры, музыканты, художники, писатели и др. Таким образом, большое значение в профессиональном развитии теперь имеют не механические навыки, как в предыдущую, индустриальную, эпоху, а знания и творческое мышление.
1.3 Классификация профессий
Существует множество способов классифицировать профессии, и каждая из них может быть полезна в определенном контексте. Вот несколько распространенных классификаций профессий:
- По отраслям экономики: профессии могут быть разделены на группы в зависимости от отрасли, в которой они действуют, например, медицина, образование, финансы, технологии и т.д.
- По уровню образования и навыков: профессии могут быть классифицированы в зависимости от необходимого уровня образования и специальных навыков, например, высшее образование, среднее образование, технические навыки и т.д.
- По роли и функциям: профессии могут быть разделены на группы в зависимости от их основных ролей и функций, например, менеджеры, специалисты по продажам, инженеры, медицинский персонал и т.д.
- По уровню ответственности: профессии могут быть классифицированы в зависимости от уровня ответственности и влияния, которое они имеют, например, руководители, специалисты, исполнители и т.д.
- По типу работы: профессии могут быть разделены на группы в зависимости от типа работы, которую они выполняют, например, физический труд, интеллектуальный труд, творческий труд и т.д.
- Это лишь некоторые из возможных способов классификации профессий, и каждый из них может быть дополнен или адаптирован в зависимости от конкретных потребностей и целей.
2. Практическая часть
2.1 Выбор профессии одноклассников
В процессе исследования была разработана анкета для одноклассников по теме: «Профессия, о которой я мечтаю» (Приложение 1). Было опрошено 21 респондент (учеников 2 Д класса).
Обработав полученную информацию, можно сделать вывод, что ребят не интересует высокая заработная плата и престижность профессии. Одноклассники руководствовались своими интересами, увлечениями.
2.2 Итоги исследования
В ходе исследования мы выяснили:
Существует огромное количество профессий, об этом говорит созданный нами словарь «Мир профессий» в виде видеопрезентации.
Популярность профессий меняется с годами. Дети, мечтающие сегодня об одной профессии, завтра могут поменять свою мечту. Выбор профессии и детские мечты часто не совпадают по разным причинам.
Заключение
Наша гипотеза индивидуального исследовательского проекта о профессиях не подтвердилась, но мы поняли, что наши мечты могут меняться и взрослеть вместе с нами, но их совсем не обязательно оставлять в детстве вместе с мягкими игрушками.
Главным делом сейчас для нас является наша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся нам в будущей жизни и выборе профессии.
Список литературы
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т 3; Л-Р /Под ред. Проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. – М.; Терра – Книжный клуб, 1998. – 912с.
- Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей /Компания Ключ «С». Филологическое общество «СЛОВО». Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В.Ломоносова.- М.; «Пресса», 1994.
- Ожегов С. И. и Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.; ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944с.
- Родари Д. Чем пахнут ремёсла? Какого цвета ремёсла? – М.; Детская литература, 1989.
Приложение
Анкета для одноклассников
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- Чем тебе нравится эта профессия?
- Чем ты любишь заниматься в свободное время?
- Кем мечтали стать твои родители?
- Кем работают твои родители?
- Какие твои любимые увлечения?
- Какую работу ты выполняешь в школе?