В процессе проведения работы над итоговым индивидуальным проектом по обществознанию на тему "Влияние СМИ на мнение общественности" учащаяся 9 класса выяснила что представляет собой понятие "Средства Массовой Информации", классифицировала и подробно описала виды и основные функции СМИ.
Подробнее о работе:
В готовой исследовательской работе по обществознанию на тему «Влияние СМИ на мнение общественности» обучающаяся 9 класса определила каково на данный момент влияние СМИ на общество, а также выяснила можно ли сказать, что СМИ работают открыто и привела соответствующие аргументы к своему решению.
Содержание индивидуального исследовательского проекта по обществознанию о влиянии СМИ на мнение общественности ученицы 9 класса отражает выводы о том, что людям не нужно полностью верить средствам массовой информации. Но, при этом, не нужно «прятаться» от влияния сми. Следует обязательно анализировать увиденное, услышанное, прочитанное.
Оглавление
Введение
- Средства Массовой Информации
- Виды СМИ
- Основные функции СМИ
- Можно ли сказать, что СМИ работают открыто
- Влияние СМИ на общество
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества.
Актуальность: Сми и общественное мнение с давних времен тесно связаны. Средствами массовой информации создается особый визуальный мир, воздействию которого вольно или невольно подвергается каждый из нас.
Проблема: Сми занимают в развитии современного общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела, в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей.
Цель работы: Показать влияние средств массовой информации на мнение общественности.
Задачи:
- Изучить понятие сми и их функции
- С помощью различных источников выяснить насколько сми влияют на мнение общества
- Провести опрос среди людей разных возрастов
- Подвести итоги проведенной работы
Гипотеза: Предполагается, что сми в наши дни оказывают настолько сильное влияние на человека, что могут сформировать общественное мнение в необходимом направлении.
Методы исследования: Анализ полученных результатов в ходе проведения опроса и литературы.
1. Средства Массовой Информации
Сми или Средства Массовой Информации - это самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.
2.Виды СМИ
Виды СМИ
- Печатные издания
- Радио
- Интернет
- Телевидение
Рассмотрим их по отдельности:
Печатные издания - это массовые и периодические печатные издания (газеты, журналы).
Радио - это технология передачи по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и других звуковых эффектов или звуковой информации.
Интернет - это глобальная сеть, в которой локальные, региональные и корпоративные сети соединены между собой многочисленными каналами, для получения информации.
Телевидение - это способ передачи зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами.
3. Основные функции СМИ
СМИ - это огромная сила, воздействующая на людей с помощью газет, радио, но наибольшим эффектом воздействия на аудиторию обладает, конечно, ТВ. Его технические возможности позволяют нам узнать о новостях самыми первыми.
Наиболее оперативным считают радио т. к. его аудитория достаточно велика, потому что люди могут включить его, как фон пока едут в машине или делают свои дела.
Газеты и журналы - имеют наилучшие возможности для аргументированного разъяснения чего-либо, хотя чаще всего и имеют аудиторию намного меньше, чем у радио или ТВ. СМИ выполняет целый ряд социально-психологических функций, таких как:
- Коммуникативная
- Непосредственно-организаторская
- Идеологическая (социально-ориентирующая)
- Культурно-образовательная
- Рекламно-справочная
- Рекреативная
Рассмотрим все функции подробнее:
Коммуникативная - это функция установления контакта с массовой аудиторией как совокупность субъектов, имеющих цель получить информацию.
Непосредственно-организаторская - это функция отражения роли СМИ как «четвертой власти» в обществе.
Идеологическая (социально-ориентирующая) - оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведения.
Культурно-образовательная - отвечает за развитие людей, их образования и воспитания. Влияние на учебно-воспитательный процесс, содержания программ образования, технологии, методы и форму обучения. Реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность учащихся.
Рекламно-справочная - это удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества (сад, огород, туризм, шахматы, коллекционирование и т.д.)
Рекреативная - цель этой функции состоит в создании условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени. Так же рекреативная функция способствует развитию интеллекта и мыслительной деятельности.
4. Можно ли сказать, что СМИ работают открыто
Не смотря на те функции, которые я описала выше, сказать то, что СМИ работают открыто, сообщая обо всём, нельзя. На самом деле через прессу, радио и ТВ мы чаще всего получаем не объективную информацию о событиях, а интерпретацию этих событий. С чем это связано?
Это связано с тем, что СМИ обеспечивают движение информационного потока преимущественно в одном направлении - от источника информации к её потребителю. Каждое СМИ имеет свои приоритеты, представляя интересы большой социальной группы. Задача СМИ отобрать из большого количества информации те сведения, которые в данный момент имеют наибольшее звучание и отклик со стороны общественности. Такой отбор информации, по сути, селекция, уже является интерпретацией.
Рассмотрим пример, сообщая о катастрофе, одни СМИ всячески сглаживают остроту и жестокость ситуации. Другие - наоборот, пытаются обратить внимание людей на опасность случившегося, ищут доказательства и виновных, показывают реальность и тяжесть катастрофы. Одно и тоже событие может быть представлено совершенно в разном свете в зависимости от целей и задач того или иного издания. Таких примеров не мало.
Следовательно, СМИ создают далеко не однородную информацию. Так на примере социальных опросов разных годов рассмотрим, как менялся уровень доверия людей к различным видам СМИ.
Опрос «ФОМнибус» был проведен 17–18 ноября 2018 года. В рамках исследования социологи опросили 1,5 тыс. респондентов из 104 населенных пунктов в 53 регионов России.
Согласно итогам опроса, если 31 января 2016 года государственным СМИ доверяли 65% опрошенных, то при опросе 18 ноября 2018 года такое мнение выразили 47% опрошенных. В то же время доверие к негосударственным СМИ за тот же период выросло почти в два раза: с 13 до 25%.
По статистике, люди пенсионного возраста (старше 60 лет) чаще верят государственными СМИ (65%) и меньше частным (9%). В то же время молодежь (18–30 лет) больше доверяет частным СМИ (41%), нежели государственным (37%).
Социологи также фиксируют постепенное падение доли респондентов, черпающих информацию из телевидения: с 92% в 2011 году до 71% 18 ноября 2018 года. За это же время с 20 до 43% выросло число опрошенных, узнающих новости из интернета, и с 7 до 19% — из социальных сетей. На разговоры с родственниками и друзьями приходится 15%, на печатную прессу — 14% и на радио — 13%.
Общественно важные проблемы и темы, информацию о которых допустимо умалчивать в государственных интересах, существуют; так считают 60% респондентов. Противоположного мнения придерживаются 21%. В январе 2016 года эта пропорция составляла 74 к 14%.
Большинство россиян (56%) согласны с тем, что существуют общественно важные проблемы и темы, при освещении которых допустимо искажение информации в государственных интересах. Обратного мнения придерживаются 25%. По результатам проведенного в марте опроса «Левада-центра» за последние 10 лет уровень доверия россиян к телевизионным новостям сократился на 25%.
Перенасыщенность повестки и социальные сети
Ответы респондентов показывают два тренда, рассказала РБК социолог ФОМа Лариса Паутова. Первый тренд — это перенасыщенность информационной повестки. «В 2014–2016 годах респонденты давали позитивные оценки СМИ. Но со временем появилась усталость от насыщенной политической и экономической повестки, что могло привести к снижению доверия к информации, — полагает Паутова. — Человеческий мозг не может долго находиться в плотном информационном поле, нужен информационный «детокс».
Второй тренд, говорит Паутова, — это трансформация источников потребления информации. «За эти два-три последних года резко выросла популярность интернет-СМИ, молодежь полностью ушла в социальные сети, потребление информации стало урывочным», — отметила эксперт ФОМа.
На снижение доверия к государственным СМИ могло повлиять исчерпание «крымского эффекта» и затухание конфликта с Западом, прокомментировал РБК социолог Левада-центра Денис Волков. Профессор МГИМО Валерий Соловей сказал РБК, что итоги опроса связаны с «усталостью граждан от пропаганды».
По моему собственному опросу 93% респондентов в возрасте от 15 до 65 лет предпочитают верить информации из Интернета. При этом 40% из опрашиваемых получают информацию с помощью СМИ ежедневно, а оставшиеся 60% довольно часто. Большинство (60%) сталкивались с Какой из видов СМИ, на ваш взгляд оказывает наибольшее влияние?
манипулированием информацией, ещё 53% сталкивались с искажением информации, 33% сталкивались с мистификацией. Реже всего в СМИ используется принцип «демократии шума». Смысл приёма в том, чтобы заставить человека не обратить внимание на важные вещи с помощью забрасывания его хаотичной информацией. Абсолютно все респонденты уверены в том, что сми оказывают влияние на людей (приложение 1).
На примере этого мы можем сделать вывод, что с каждым годом наше общество всё больше верит интернету, чем новостным каналам. Также ТВ действительно предоставляет самую широкую и разнообразную информацию, но в тоже время даёт ей самую противоречивую интерпретацию. Каждый телевизионный канал имеет свои пристрастия и фавориты и даёт событиям свою оценку. Одно и то же происшествие может стоять на первом месте у одного канала и быть незамеченным другим.
5. Влияние СМИ на общество
СМИ оказывают мощнейшее влияние на общественное сознание, что в свою очередь играют одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и формулировании общественных интересов граждан. Именно средства массовой информации дают огромную возможность человеку получить самые свежие и актуальные новости из любой части света, узнать об обстановке в мире. Естественно, что сам человек не в состоянии самостоятельно проверить все полученные факты на достоверность.
Поэтому каждый полагается на правдивость, той или иной, информации, предоставленной журналистами. Выходит, что люди доверяют оценкам и суждениям происходящего СМИ. Тем самым, напрашивается вывод, что недобросовестные журналисты и некоторые заинтересованные личности имеют возможность манипулирования общественным сознанием и, в результате, движением народных масс.
СМИ нередко, а даже и часто являются посредником, который формирует у граждан определенное политическое сознание. При помощи грамотного пиар-хода, и взаимодействие со связями с общественностью, политические партии и их лидеры способны в значительной мере повлиять на ход и результат народного голосования.
СМИ имеют грандиозные и колоссальные возможности для сплочения и сближения людей ради определенного действия, или получения определенной выгоды. Это своего рода та же пропаганда, только направленная чаще всего на интересы самого человека, а не властей. К примеру, нередко при помощи Интернета, телевидения и радио люди узнают об акциях в поддержку тяжелобольных детей. Это является одной из действительно положительных функций (а их достаточно много) средств массовой информации.
Многое также зависит от того, каким образом СМИ преподносят событие, с какой точки зрения журналист освещает и рассказывает тот или иной факт. От грамотной трактовки новостей корреспондентом зависит дальнейшее отношение общества к данному явлению.
СМИ навязывают определённые поведенческие стандарты, существенно влияющие на восприятие действительности, как обычных граждан, так и элиты общества. Они становятся некими ориентирами.
Однако самым действенным и эффективным средством влияния на сознание общества, безусловно, на первом месте, остается телевидение. Оно - наиболее мощный и оперативный канал воздействия на человеческую психику и разум.
Безусловно СМИ оказывают огромное влияние на людей, но это влияние довольно противоречивое. Это влияние приносит пользу и наносит вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемой через СМИ. Но любую информацию он должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя.
Заключение
Я рассмотрела в рамках индивидуального проекта тему влияния СМИ на формирование общественного мнения, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно значимое. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на общество.
СМИ сегодня - это мощный фактор влияния на людей, безусловно, они воздействуют на современное общество. Единственное, что можно сказать на данный момент, судя по интернет опросу и по моему анкетированию, - это то, что многие сталкивались с попытками сми манипулировать ими.
Я считаю, что людям не стоит слепо верить средствам массовой информации. Но, это не значит, что нам надо «спрятаться» от влияния сми. Наоборот, важно анализировать увиденное, услышанное, прочитанное. Иначе, у людей различных поколений могут сформироваться узкие взгляды на жизнь и мир, каждый перестанет духовно развиваться.
Я провела исследовательскую работу о влиянии СМИ на формирование общественного мнения и достаточно полно изучила сущность и специфику данной проблемы, с поставленными задачами моего проекта я справилась, цель достигнута. Использовать мой проект можно на уроках обществознания, ОБЖ, для разработки социальных проектов в школе.
Список использованной литературы
- Липпман Уолтер. Общественное мнение /Пер. с англ. Т. В. Барчунова; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
- Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственность. - М: Политиздат, 1987
Приложения
Социологический опрос: «Влияние СМИ на формирование общественного мнения»
1. Укажите, пожалуйста свой возраст:
- Меньше 18
- Больше 18, но меньше 30
- 30-45
- 45-65
- 65+
2. Как часто вы получаете информацию посредством СМИ?
- Ежедневно
- Довольно часто
- Редко
- Не получаю
3. Какие виды СМИ являются предпочтительными для Вас?
- Печатные (газеты, журналы)
- Телевидение
- Радио
- Интернет
- Другое
4. С какими методами работы СМИ вы сталкивались?
- Искажение информации
- Принцип «демократии шума»
- Манипулирование подачей информации
- Создание лжесобытий, мистификация
- Метод использования сенсаций
5. Считаете ли вы, что СМИ оказывают влияние на людей?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
6. Какой из видов СМИ, на ваш взгляд оказывает наибольшее влияние?
- Печатные СМИ
- Телевидение
- Радио
- Интернет
- Другое
Ниже представлены ответы в процентном соотношении:
Возраст опрашиваемых:
Частота получения информации с помощью СМИ:
Предпочтение в СМИ:
Методы работы СМИ, с которыми сталкивались опрашиваемые:
Считаете ли вы, что СМИ оказывают влияние на людей?:
Виды СМИ, оказывающие наибольшее влияние: