Проект "Мистика в жизни и творчестве Н.В. Гоголя"
В итоговом индивидуальном проекте по литературе на тему "Мистика в жизни и в творчестве Н.В. Гоголя" учащаяся 9 класса изучила биографию писателя, определила истоки проявления мистики в творчестве Н.В. Гоголя, а также провела обоснование мистическим мотивам в творчестве писателя. Автор нашла обоснование мистическим мотивам в творчестве писателя его религиозностью.
Подробнее о работе:
В рамках научно-исследовательской работы по литературе на тему «Мистика в жизни и в творчестве Н.В. Гоголя» обучающаяся 9 класса разыскала мистические элементы в произведениях из сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также из цикла «Петербургские повести». Также в работе изучена информация о загадочной смерти классика.
В процессе работы над индивидуальным исследовательским проектом по литературе о мистике в жизни и в творчестве Николая Васильевича Гоголя ученицей 9 класса отражены выводы о том, что Гоголь очень активно использовал в своем творчестве элементы фантастики. Его фантастика строится на двух противоположностях - добре и зле, божественном и дьявольском.
Оглавление
Введение
1. Мистика в жизни Н.В. Гоголя
1.1 Детство
1.2 Мистические факты из жизни писателя
1.3 Загадочная смерть классика
2. Практическая часть. Мистика в творчестве Гоголя
2.1 «Вий»
2.2 «Шинель»
2.3 «Портрет»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Николай Васильевич Гоголь – один из невероятно загадочных русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удаётся найти в них что-то новое, необычное. Но в то же время нет более загадочной фигуры в русской литературе, чем Гоголь. О его жизни и смерти существует больше мифов, чем о любом другом писателе.
Бесспорно, одна из причин загадочности Гоголя - мистика в его творчестве. Мистика — это вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним; нечто непонятное, необъяснимое, загадочное.
В ходе исследования я смогла подробно познакомиться с биографией и творчеством писателя, а также обратила особое внимание на мистику в его произведениях. Интерес к мистике в жизни и творчестве Н. В. Гоголя появился у меня после уроков литературы. Поэтому эта тема актуальна для меня.
Чтобы понять сущность мистических мотивов в творчестве Н.В. Гоголя, необходимо проследить их связи с собственно народным творчеством, с объективной реальностью, которая окружала писателя, выявить место каждого из двух миров в целостной системе каждого из рассматриваемых произведений: «Вий», «Шинель», «Портрет».
Цель:
Исследовать причины введения мистической линии в изучаемые произведения, выявить их ценность для сюжета и содержания.
Задачи:
- Изучить биографию писателя. Рассмотреть истоки проявления мистики в творчестве Н.В. Гоголя;
- Найти мистические элементы в произведениях из сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также из цикла «Петербургские повести»;
- Найти обоснование мистическим мотивам в творчестве писателя его религиозностью.
Предмет исследования: Жизнь и творчество Н.В. Гоголя.
Гипотеза проекта: Мистические образы в творчестве писателя связаны с необычными событиями в его жизни.
Этапы и методы исследования: исследование шло двумя путями: поисково-аналитическим и теоретико-практическим. Производился теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ источников, систематизация, классификация и интерпретация материала, уточнение целей и задач исследования. На этапе обобщения обрабатывалась и систематизировалась полученная информация, оформлялись результаты исследования.
В ходе исследования был использован комплекс методов: структурно - функциональный анализ источников, относящихся к теме исследования, изучение проблемы, методы обобщения и систематизации полученных данных.
Практическая значимость: результаты проведённого исследования в рамках проекта могут послужить фактическим материалом для проведения уроков, внеклассных мероприятий по творчеству Н.В.Гоголя. Полученные данные можно использовать на классных часах, на уроках русского языка и литературы, для школьной газеты и телевидения, конференции.
1. МИСТИКА В ЖИЗНИ Н.В. ГОГОЛЯ
1.1 ДЕТСТВО
Мистика, связанная с Н.В. Гоголем, началась ещё до его рождения. Долгие годы у его родителей не было детей. Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мёртвыми, так что он был первым выжившим ребёнком.
Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви.
Николай рос в богобоязненной религиозной семье, и его мать с малых лет постоянно водила в церковь и наставляла, что необходимо соблюдать нравственную чистоту во имя спасения.
С другой стороны, он был окружен украинской культурой, богатой на легенды, поверья о потусторонних демонических силах. К тому же рос он очень болезненным мальчиком, и вплоть до гимназии с ним часто случались непонятные нервные припадки.
Несмотря на количество странностей, посмертные психиатрические исследования не подтверждают наличия у него каких-либо психических заболеваний. Скорее всего, гениальный писатель был часто подвержен депрессивному состоянию.
В истории Русской литературы трудно найти фигуру более загадочную, чем Гоголь. Человек глубоко верующий, православный, он был не чужд мистике и верил, что чёрт водит за собою людей, заставляя их совершать злые поступки. Что ж, его соотечественники украинцы веками жили по принципу: «Бога люби, но и чёрта не гневи».
Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор не подвластных исследователям. О его жизни и смерти существует больше мифов, чем о любом другом литераторе. О таинственности этого человека до сих пор ходят слухи, а некоторые его произведения могут посоперничать с современными фантастическими рассказами.
1.2 МИСТИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ
Мистических событий Гоголя было настолько большое количество, что они не поместятся в одну книгу.
Первые признаки душевного расстройства с мистическим уклоном в виде детских страхов были замечены в 5-летнем возрасте в 1814 году. Рассказ о них самого Гоголя был записан его приятельницей Александрой Осиповной Смирновой-Россет: «Мне было лет пять.
Я сидел один в одной из комнат в Васильевке. Отец и мать ушли. Со мной осталась одна старуха няня, и та куда-то отлучилась. Спустились сумерки. Я прижался к углу дивана и среди полной тишины прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов. В ушах шумело. Что-то надвигалось и уходило куда-то. Мне казалось, что стук маятника был стуком времени, уходящего в вечность. Вдруг слабое мяуканье кошки нарушило тяготивший меня покой.»
Приняв за нечистую силу чёрную кошку, Николай Васильевич бросает её в пруд. Когда несчастное животное утонуло, мальчик очень пожалел о своём поступке и успокоился только после того, как его высекли.
Гоголь обожал мистификации и с лёгкостью вводил родных и друзей в заблуждение — например, писал матери невероятно правдоподобные письма якобы из Триеста, находясь на самом деле в Москве. «Никогда не надо говорить правду. Вот едешь в Рим — скажи, что едешь в Калугу, едешь в Калугу — скажи, что едешь в Рим», — путал следы Гоголь.
В мае 1821 года 12-летний Николай Гоголь-Яновский был определён в первый класс Нежинской гимназии высших наук, для прохождения 7-летнего курса обучения. Обучающиеся и преподаватели гимназии с настороженностью относились к юному писателю: из-за его скрытности и загадочности называли его «таинственный Карла», а из-за того, что он иногда во время разговора внезапно замолкал и не заканчивал начатой фразы, его стали называть «человеком мёртвой мысли».
В начале сороковых годов ХIX века религия активно начала проявляться в жизни Николая Васильевича. Возможно, причиной такого погружения в религию стала перенесённое смертельное инфекционное заболевание.
В возрасте двадцати шести лет он осознает, что какая-то высшая сила помогает ему писать свои произведения и делает их гениальными. Также это время было самым продуктивным за все его творчество.
1.3 ЗАГАДОЧНАЯ СМЕРТЬ КЛАССИКА
Смерть писателя была странна, так же, как и его жизнь.
Говорят, он страдал маниакально-депрессивным психозом. Болезнь эта проявляла себя по-разному, но самое сильное её проявление состояло в том, что Гоголь панически боялся, что его похоронят заживо. Он даже в кровать не ложился: ночи и часы дневного отдыха проводил в креслах.
Перелом в душе и здоровье писателя случился 26 января 1852 года. В этот день умерла от болезни Екатерина, жена его друга Алексея Хомякова. Она была на четвёртом месяце беременности, у неё осталось семеро детей. По каким-то причинам её смерть поразила Гоголя даже больше, чем близких Екатерины. Она стала для него своего рода предзнаменованием его собственной судьбы. «Все кончено и для меня», – сказал он Хомякову.
С этого момента в Гоголе начали происходить заметные перемены. Он стал постоянно молиться – даже ночами, в ущерб сну. Поначалу писатель пытался продолжать работать, но очень скоро почувствовал такой упадок сил, что не мог даже читать, не то, что писать. Потом он почти перестал есть.
Возможно, плохое самочувствие напомнило ему о несдержанном обете. Когда-то Гоголь тяжело заболел, ему казалось, что он умирает. Писатель пообещал, что если выздоровеет, то уйдёт в монастырь. Однако он этого не сделал, и теперь, снова чувствуя приближение смерти, сильно перепугался – придётся ведь отвечать перед Богом за несдержанное обещание. К нему позвали священника, но его визит не принёс Гоголю облегчения.
Через несколько дней писатель настолько ослабел, что почти не мог ходить. Однако как-то раз он всё-таки встал с постели, разбудил своего слугу и велел ему растопить печь. В огонь он бросил связку своих рукописей – второй том «Мёртвых душ». Осознавал ли он, что творит? Едва ли. Позже он говорил Толстому, что хотел сжечь лишь некоторые бумаги, отобранные и ненужные, а сжёг все. «Как лукавый силён», – сказал он удручённо.
Неудивительно, что по Москве поползли слухи: с Гоголем происходит нечто странное. Говорили, что он специально морит себя голодом. Его пытались посетить друзья, но он принимал их неохотно, не поддерживал разговора, был мрачен, угрюм. На советы врачей не реагировал – лечиться он не хотел, и даже уговорить его нормально питаться у них не получалось. Гоголь утверждал, что это не нужно, потому что он все равно скоро умрёт. Он отстранился от всего на свете и совершенно перестал следить за собой, даже не умывался.
20 февраля консилиум лучших врачей, созванный Толстым, решил: кормить и лечить больного насильно. Ему ставили пиявки к носу, клали его в тёплую ванну, а голову обливали холодной водой. Гоголь сопротивлялся и кричал. Лучше ему не стало. Напротив – к вечеру у него начался бред. В какой-то момент он громко закричал: «Лестницу, поскорей давай лестницу!»
Около 8 часов утра 21 февраля Гоголь перестал дышать. В официальном извещении о смерти было указано, что Гоголь умер от простуды. Мало кто этому поверил – после будоражащих слухов об отказе от еды, помешательстве…
Что же случилось с Гоголем на самом деле? Версий много.
По одной из самых распространённых версий считают, что у писателя наступил летаргический сон, который был принят близкими за смерть. В результате он якобы был заживо похоронен. Затем очнувшись Николай Васильевич умер от банальной нехватки кислорода под землёй. Однако данная версия не сыскала каких-либо подтверждений.
Был ли Гоголь похоронен заживо?
Этот вопрос стал волновать людей ещё в тридцатых годах. Причиной послужило вскрытие его могилы, окутанное не меньшей тайной, чем смерть писателя.
Гоголь был похоронен на Свято-Даниловском монастырском кладбище. В советское время на этой территории решили разместить колонии для несовершеннолетних преступников. Несколько могил, в том числе Гоголя, вскрыли и перевезли останки на Новодевичье кладбище. Казалось бы, все ясно и просто, но вскрытие прошло не совсем по плану…
На эксгумации присутствовала специальная комиссия и сотрудники НКВД. Вскрытие каждой могилы документировали и фотографировали. С могилой Гоголя все вышло иначе. Едва работники докопали до гроба, сотрудники НКВД оттеснили всех и, что называется, оцепили территорию. Протокола не было, фотографий тоже. Лишь короткий и сухой акт о переносе праха.
Буквально на следующий день поползли слухи, что примечательно – разные. Одни люди говорили, что голова у Гоголя отсутствовала, а на крышке гроба были заметны глубокие царапины. Другие – что голова писателя была вывернута, да и лежал он в странной позе, словно бы пытался выбраться. Третьи – что в могиле вообще ничего не оказалось.
Не так давно был обнаружен рукописный черновик протокола о вскрытии могилы. Если верить ему, в могиле лежало несколько гробовых досок, кусок бархатной туфли, фрагмент ткани от сюртука и пара костей.
Есть один интересный факт касаемо первой надгробной плиты Николая Васильевича Гоголя.
Самыми знаменитыми мистиками русской литературы по праву считаются Николай Гоголь и Михаил Булгаков. Несмотря на время, разделяющее двух авторов, их судьбы оказались загадочным образом переплетены.
Поверхностный анализ творчества Булгакова позволяет осознать, какое влияние оказал на него Гоголь: заглавный герой «Мастера и Маргариты» очень по-гоголевски сжигает роман о Понтии Пилате, в малой прозе Михаил Афанасьевич периодически фантазирует на тему жизни Чичикова в Советской России, булгаковская нечисть тоже одновременно и смешна, и жутковата.
Известно, что Булгаков, предчувствуя скорую смерть, обращался к памятнику Гоголю с просьбой: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью!» — писал он в смятении чувств.
Весной предвоенного сорокового года не стало Михаила Булгакова. Тело его было кремировано, но прах было решено захоронить на Новодевичьем кладбище.
Супруга Булгакова долго не устанавливала памятника мужу. Однажды Елена Сергеевна увидела на кладбище валун. Спросив, что это за камень, вдова получила ответ, что камень привезён из Свято-Даниловского монастыря. Когда-то он был надгробием могилы Гоголя.
Булгакова тут же вспомнила записи своего мужа: «Учитель, накрой меня своей шинелью».
Учитель услышал. Учитель укрыл.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. МИСТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ
2.1 «ВИЙ»
Религиозная идея раскрывается автором через символы, функциональная роль которых становится понятной лишь в сюжетном контексте. Частое употребление образов, имеющих символическое значение, показывает читателю их потаённый смысл, помогая переключать восприятие из сферы рационального в сферу иррационального познания. Многочисленные повторяющиеся символические образы раскрывают скрытую идею произведения. Анализируя повесть через призму символов, можно увидеть нечто большее, чем ведьму, наводящую ужас на семинариста.
Повесть проникнута ощущением мистического религиозного ужаса, который, по замечаниям биографов Гоголя, появился у него ещё в детстве после рассказов матери о Страшном Суде и о тех муках, которые претерпевают грешники в аду. Обычно повесть трактуется как банальное следование западной литературной традиции, с её сказками о ведьмах, демонах и заклятиях. Или же считается литературным аналогом украинской народной сказки с её исконным дуализмом, фантастической историей с незамысловатой моралью.
Существует несколько версий происхождения названия мистического персонажа по имени «Вий». Самая известная версия, что названия происходит от украинского слова «вія» (ресница), так как отличительной чертой Вия были именно длинные веки «до самой земли», которые по легенде приходилось подымать с посторонней помощью (чаще всего в легендах говорится, что веки подымали крестьяне или помощники Вия вилами). От этого и название чудовища «Вий».
По сюжету трое киевских семинаристов-бурсаков на время летних каникул отправляются на заработки. Они сходят с дороги, чтобы выпросить еды в каком-нибудь встречном хуторе, их резко накрывает непроглядно-темная ночь. Поминая чертей, герои лишь по лаю собаки выходят на одинокий хуторок, состоящий всего из пары домов. Старуха, хозяйка одной из хат, соглашается дать им ночлег. Она оказывается ведьмой, околдовывает философа и скачет на нем верхом по полям, как на коне.
Хома вспоминает все молитвы и заклинания, которые знает, и берет верх. Он подбирает полено и избивает ведьму почти до смерти. Тут мерзкая старуха превращается в прекрасную панночку, а Брут убегает. Отец ведьмы добивается того, что именно Хоме приходится отпевать умершую – три ночи должен читать бедный семинарист молитвы над её гробом, после чего будет свободен и получит щедрое вознаграждение. Но Брут не выдерживает сатанинских искушений и погибает.
Основной психологический мотив и основная мысль произведения «Вия» - страх. Страх бывает двоякий: страх перед сильным и страх перед таинственным - мистический страх. Так вот здесь изображён именно мистический страх.
Цель автора, как он сам говорит в примечании, рассказать слышанное предание о Вии как можно проще. Автору надо было, прежде всего, заставить читателя почувствовать тот мистический страх, который послужил психической основой предания.
Подтекстом идёт тема язычества и христианства - то, что мучило и самого Гоголя. Явление смерти, представление о жизни за гробом всегда особенно охотно расцвечивались фантазией. Мысль и воображение нескольких тысяч поколений пристально и безнадёжно устремлялись в вечные вопросы о жизни и смерти, и эта пристальная и безнадёжная работа оставила в душе человека одно властное чувство - боязнь смерти и мертвецов. Это чувство, оставаясь в существе своём одинаковым, изменяется бесконечно в формах и группировке тех представлений, с которыми оно связывается.
2.2 «ШИНЕЛЬ»
«Шинель» — это прит¬ча, в которой показано, как кроткий, смиренный, почти что святой человек может впасть в грех, стать рабом своих страстей и погибнуть духовно. Главное в повести происходит не на петербургских улицах, не в департаменте, где служит Акакий Акакиевич, а в его душе.
Цель православного человека - духовное совершенствование. Поиски справедливости, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не может найти при жизни, триумфально осуществились при смерти героя.
Гоголь в своём рассказе хочет подчеркнуть, что бывают моменты в жизни, когда даже униженный и ничтожный человек может в какой-то момент стать личностью. Перетягивая пальто богатых, важных и признанных чиновников, Башмачкин становиться важным человеком и героем в глазах униженных людей. Кроме того, он становится героем в собственных глазах. Акакий Акакиевич наконец доходит до того, что может защитить себя, хотя и не в этой жизни.
Думаю, Гоголь включает в своё произведение мистические события, чтобы показать бесчеловечность и несправедливость этого мира. Он хочет доказать, что только появление потусторонних и сверхъестественных сил может изменить несправедливость жизни.
Стоит отметить, что последняя встреча Акакия Акакиевича с «важным» чиновником становится знаменательной не только для Башмачкина, но и для самого чиновника. Появление призрака производит на персонажа глубокое впечатление и меняет его. Рассказчик отметает, что «важный человек» становится более вежливым с людьми и думает, прежде чем сказать им что-то грубое.
Гоголь включает в своё произведение мистические факты и появление мертвеца не для того, чтобы продемонстрировать месть, а для того, чтобы показать, что слабые люди не могут выжить в жестоком обществе справедливость может быть достигнута только после смерти.
Писатель испытывает симпатию к Башмачкину, поэтому после смерти наделяет его сверхъестественными способностями. Николай Васильевич хочет показать все трудности жизни обычного человека, который нигде не может найти опоры и терпит излишнюю скромность. К сожалению, не все можно изменить в реальном мире, поэтому Гоголь вносит в свое творчество загадочность.
2.3 «ПОРТРЕТ»
«Портрет» - это история о трагедии художника, познавшего радость вдохновенного творчества и не сумевшего защитить своё искусство перед жаждой материальных благ. Под видом фантастического происшествия Гоголь показывает читателю истинную столицу России такой, какая она есть, весь Петербург, поражающий картинами противоречий и контрастов. Все силы зла воплощены в скрытом образе города; в нем выражается весь трагизм русской деятельности. Все его жители делятся на бизнесменов и людей, желающих ими стать.
В рассказе повествуется о Чарткове - честном, трудолюбивом художнике, человеке с талантом и умением тонко чувствовать природу. Но с одним недостатком. Этот недостаток - жадность. Случайно найденные в рамке портрета деньги лишили его покоя и подавили интерес к настоящему искусству.
Для раскрытия действия повести Гоголь избрал интересный приём. Работа состоит из двух частей. Первая повествует о трагической судьбе и смерти героя, истинная причина которой окутана для читателя тайной. Во второй части автор объясняет загадочные обстоятельства и причины смерти Чарткова, не говоря о нем ни слова. Части являются завершёнными, но взаимосвязанными между собой. Связующим элементом является портрет ростовщика, приносящий несчастья.
Часть первая посвящена борющемуся с трудностями молодому художнику, который хочет купить картину старика; картина, которая, кажется, смотрит на вас и следит за каждым вашим движением своим нервирующим взглядом. Основная часть повествования отведена событиям, возникшим в результате обнаружения внутри кадра тайника с деньгами, который спасает его от выселения в последнюю секунду и отправляет в мир успеха ценой его творческой души.
Вторая часть начинается после событий первой части, в которой портрет выставлен на аукцион, но становиться воспоминанием о происхождении фактического создания самой картины сыном художника. Эта предыстория весьма наводит на мысль о действии демонических элементов. В конце концов, загадочная картина исчезает, прежде чем её можно будет продать с аукциона.
Отчасти «Портрет» - о продажности, или о влиянии денег на творческий порыв. Мотив денег, имени, признания как цель разрушает высокие чувства, которые заставляют вращаться механизмы. Производя модное для модных, произведение приобретает ту фальшь, которой является мода. А затем оно идёт глубже, вплоть до колодца, поддерживающего поток добра творения: отравленного в самых корнях.
Заключение
Благодаря нашей исследовательской работе по литературе на тему "Мистика в жизни и в творчестве Н.В. Гоголя" мы сделали небольшой анализ интересующих нас произведений на мистику, а также выяснили роль мистики в самой жизни писателя.
Фэнтези развивалась в литературе на основе романизма, основной принцип которого был образ исключительного персонажа, который действует в исключительной ситуации. Это освободило писателя от любых ограничений, позволило ему реализовать творческие возможности и способности. Это, видимо, привлекло и Н.В. Гоголь, активно использовавший в романтических и реалистических работах элементы фантастики. Гогольская фантастика строится на представлении двух противоположностей - добро и зло, божественное и дьявольское, но собственно добрая фантастика не существует - она связана с «нечистыми силами». Фантастический элемент творчества Гоголя является одним из способов сатирика о многих последствиях общества, одним из способов утверждать реалистическое начало жизни.
У Гоголя сложилась связь между искусством и реальностью. Он никогда не копирует жизненные явления, а всегда их интерпретирует по собственному желанию. Противостояние эпохи доводит их до абсурда, который пронизывает всю жизнь русского народа. Гоголь может видеть и показывать обыденное в совершенно новом смысле, в необыкновенном смысле. И рядовые события приобретают жуткую, странную облик. Мир Гогольских произведений богат элементами мистического, фантастического - явного или скрытого, имеющего место или очевидного.
Действующие лица нередко становятся неуловимыми предметами: красные свитки, портреты, шинель окружающего мира в произведениях Гоголя одушевлены и активны: он вторгается в жизнь персонажей, кроет их на лад. И тем более яркий контраст активных внешних миров с бездействиями, духовными леностями героев, со своими куцами, робкими, застывшими внутренними мирами. Это сопоставление, столкновение внешних и внутри мировых миров, их взаимосвязь и взаимодействие строится на художественном методе Гоголя - художественном методе.
При работе над индивидуальным проектом по литературе на тему "Мистика в жизни и в творчестве Н.В. Гоголя" мы выяснили, что в своих рассказах он дает нам результат, что произойдет, если мы выйдем с правильного пути и оступимся. В отличии от многих романистов, где фантастика и реальная жизнь резко разделяются и сами существуют, Гоголь тесно соединяет реальную жизнь с мистикой, что служит средством для комического и сатирического образа героев, основывается на народных стихиях.
Список используемых источников
- Искусство детали: наблюдение и анализ: о творчестве Гоголя./ Е.Добин. Л.: «Сов. писатель». Ленингр. отд-ние, 1975.
- Н.В.Гоголь и русская литература XIX века: Межвуз. сб. науч. тр. - Л.: ЛГГИ, 1989. – 131с.
- Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. А.Н.Степанов, М., Просвещение, 1998 г.
- Соколов Б.В. Расшифрованный Гоголь. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – 352с.
- Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. – Владивосток: изд-во Дальневосточн.ун-та, 1986.
- «Художественный мир Гоголя» С.Машинский, М., Просвещение, 1971 г.