В итоговом индивидуальном проекте по психологии на тему "Влияние рекламы на психологию детей и подростков" учащаяся 10 класса изучила понятие и роль рекламы, психологические аспекты воздействия рекламы на детей и подростков, этические аспекты ее использования, а также определила роль семьи в формировании критического восприятия рекламы детьми.
Подробнее о работе:
В рамках исследовательской работы по психологии на тему «Влияние рекламы на психологию детей и подростков» обучающаяся 10 класса выявила и классифицировала позитивные и негативные стороны воздействия рекламы на психику, социальное взаимодействие, самооценку и самопонимание детей и подростков, определила способы защиты подростков от негативного воздействия рекламы.
В процессе работы над индивидуальным исследовательским проектом о влиянии рекламы на психологию детей и подростков ученицей 10 класса отражены выводы о том, что реклама имеет сильное воздействие на психику детей и подростков. Она формирует их ценностные ориентации, влияет на потребительское поведение, а также на самооценку и самопонимание. Необходимо разрабатывать меры по защите подростков и детей от потенциально вредного воздействия.
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие и роль рекламы в современном мире
1.1. Психологические аспекты воздействия рекламы на детей и подростков
1.2. Этические аспекты использования рекламы в отношении детей и подростков
1.3. Роль семьи и образования в формировании критического восприятия рекламы у детей и подростков
1.4. Воздействие рекламы на выбор товаров и потребительское поведение детей и подростков
Глава 2. Исследовательская часть
2.1. Позитивные и негативные стороны воздействия рекламы на психику детей и подростков
2.2. Влияние рекламы на самооценку и самопонимание детей и подростков
2.3. Способы защиты детей и подростков от негативного воздействия рекламы
2.4. Влияние рекламы на социальное взаимодействие детей и подростков
2.5. Анкетирование учеников 10-11 классов
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
В современном информационном обществе реклама играет ключевую роль в формировании предпочтений и поведенческих моделей у детей и подростков. Она окружает нас повсюду: на улицах, в интернете, по телевидению, в социальных сетях. Влияние рекламы на психологию детей и подростков становится все более значимым и актуальным в контексте их развития и воспитания.
Отсутствие полноценного понимания механизмов воздействия рекламы на детей и подростков, а также необходимость защиты данной аудитории от негативного влияния рекламы, выдвигают проблему, требующую серьезного изучения и анализа. В этом контексте целью данного проекта является выявление влияния рекламы на психологию детей и подростков, а также разработка рекомендаций для улучшения регулирования рекламной деятельности в отношении данной категории потребителей.
В рамках исследования будут рассмотрены различные аспекты воздействия рекламы на детей и подростков, такие как психологические и этические аспекты, формирование ценностей, влияние на выбор товаров и потребительское поведение, а также воздействие на самооценку и социальное взаимодействие. Будут проанализированы существующие исследования, разработаны методики сбора данных, проведен опрос среди учащихся школы для выявления особенностей психологического воздействия рекламы на данную аудиторию.
Исследование предполагает выявление как позитивных, так и негативных сторон воздействия рекламы на психику детей и подростков, а также определение способов защиты их от нежелательного влияния. Работа также будет посвящена анализу тенденций развития рекламы и ее воздействия на психологию детей и подростков в современном мире. Все это позволит получить более глубокое понимание проблемы и выработать рекомендации для улучшения ситуации в данной сфере.
Глава 1. Понятие и роль рекламы в современном мире
Реклама играет значительную роль в современном мире, оказывая влияние на различные аспекты жизни общества. Одним из ключевых аспектов ее деятельности является продвижение товаров и услуг, что способствует развитию экономики и эффективному продвижению новых продуктов на рынке [1]. Без рекламы многие бренды были бы малоизвестны, а потребители не получили бы информацию о широком спектре товаров и услуг, доступных на рынке.
Кроме того, реклама выполняет образовательную функцию, распространяя знания из различных областей человеческой деятельности и помогая потребителям осваивать новые практические навыки [2]. Этот аспект рекламы позволяет не только информировать о продуктах, но и обучать аудиторию, делая ее более осведомленной и компетентной.
Важно отметить, что реклама имеет не только коммерческую, но и социокультурную значимость. Она способствует формированию определенных ценностей и идеологий, влияя на общественное мнение и социальные нормы [3]. Реклама оказывает воздействие на формирование образа мира у людей, в том числе и у детей и подростков, что делает ее важным инструментом в формировании культурного ландшафта.
Таким образом, реклама играет ключевую роль в современном обществе, обеспечивая информирование, образование и формирование ценностей у аудитории. Ее влияние простирается на различные сферы жизни, делая ее неотъемлемой частью современной культуры и экономики [4].
1.1. Психологические аспекты воздействия рекламы на детей и подростков
Психологическое воздействие рекламы на детей и подростков является одной из наиболее обсуждаемых тем в современном обществе. Дети и подростки, обладая недостатком жизненного опыта и опыта взаимодействия с рекламой, могут быть особенно уязвимы перед воздействием рекламных материалов [5]. Рекламные сообщения часто используют скрытые стратегии утверждения, которые могут оказывать сильное воздействие на психику детей и подростков, формируя их предпочтения и желания [6].
Исследования показывают, что после просмотра рекламы дети и подростки могут быть подвержены влиянию и предрасположены к покупке рекламируемых товаров. Реклама создает определенные стереотипы и идеалы, которые могут оказать влияние на формирование ценностей у детей и подростков [7]. Однако, несмотря на потенциальные негативные последствия, некоторые исследования указывают на положительное отношение школьников к рекламе [8].
Важно отметить, что реклама оказывает не только косвенное, но и прямое воздействие на подростков. Ее влияние может проявляться в изменении поведенческих реакций, выборе товаров и формировании потребительских предпочтений у данной аудитории [5]. Поэтому необходимо проводить дополнительные исследования и разработать рекомендации по регулированию рекламной деятельности в отношении детей и подростков, чтобы снизить потенциальные негативные последствия воздействия рекламы на их психологию.
1.2. Этические аспекты использования рекламы в отношении детей и подростков
Реклама направлена на широкую аудиторию, включая детей и подростков. Однако использование рекламы в отношении этой уязвимой группы населения вызывает серьезные этические вопросы. Исследования показывают, что реклама может оказывать значительное влияние на психологию детей и подростков, формируя их предпочтения, ценности и поведение [9].
Этический аспект использования рекламы в отношении детей и подростков становится все более актуальным в современном мире. Анализируя литературу по данной теме, можно увидеть, что реклама как средство массовой информации оказывает влияние на процессы социализации детей и подростков [10]. Важно помнить, что реклама не должна формировать у детей и подростков иллюзию о том, что только приобретая определенные товары, они смогут выделиться из толпы сверстников [11].
Социально-этический аспект в детской рекламе также играет значительную роль. Реклама, охватывая детей и подростков, может замещать функции семьи, что влечет за собой снижение роли родителей и устанавливает себя в качестве посредника между детьми и рынком [12]. Это создает определенные вызовы для общества и требует внимательного рассмотрения со стороны законодателей и родителей.
Таким образом, этические аспекты использования рекламы в отношении детей и подростков представляют собой сложную проблему, требующую серьезного изучения и разработки соответствующих механизмов регулирования. Важно стремиться к тому, чтобы реклама не только не наносила вреда психологии детей и подростков, но и способствовала их развитию и формированию критического мышления.
1.3. Роль семьи и образования в формировании критического восприятия рекламы у детей и подростков
Реклама играет значительную роль в воспитании и социализации детей и подростков, формируя их мировоззрение и нормы поведения. Современная реклама является мощным инструментом, способным манипулировать сознанием, внушать идеологию и влиять на выбор потребителей [19]. Исследования показывают, что восприятие рекламы у детей зависит от их возраста. До трех лет дети не осознают, что видят рекламу как отдельный вид информации. Скорее их привлекает быстрая смена картинки, яркие красочные цвета, музыкальное сопровождение, Однако по мере взросления дети начинают лучше понимать рекламные сообщения и идентифицировать их [20].
Для дошкольников важно научить различать рекламу от других видов информации. В возрасте от 3 до 6 лет дети могут выделять рекламу: персонажи любимых мультфильмов рекламирующих еду, реклама фастфуда и игрушек, но им все еще трудно понять, что за скрытой за развлекательным контентом на самом деле стоит реклама. Они могут воспринимать рекламные слоганы буквально, без критического осмысления [20].
Родители играют важную роль в формировании критического восприятия рекламы у детей. Они должны обучать своих детей анализировать рекламные приемы и методы, используемые для воздействия на потребителя. Это поможет детям развивать критическое мышление и не поддаваться на уловки рекламодателей [6].
Таким образом, понимание влияния рекламы на детей и подростков требует комплексного подхода, учитывающего возрастные особенности восприятия, а также важность обучения критическому мышлению с раннего возраста. Родители и образовательные учреждения играют ключевую роль в формировании у детей здорового отношения к рекламе и защите их от негативного воздействия [17].
1.4. Воздействие рекламы на выбор товаров и потребительское поведение детей и подростков
Одним из ключевых аспектов воздействия рекламы на детей и подростков является формирование их ценностей. Реклама способна внушить детям определенные ценностные установки, влияя на их мировоззрение и представления о жизни. Дети и подростки могут принимать за образец поведения персонажей из рекламы, что влияет на формирование их ценностей и норм поведения [21].
Помимо формирования ценностей, реклама оказывает влияние на самооценку и самопонимание детей и подростков. Часто в рекламе используются идеализированные образы людей, что может создавать у детей идеальные стандарты внешности и поведения. Это может привести к негативным последствиям, таким как низкая самооценка и комплексы у детей, не соответствующих идеалам, представленным в рекламе.
Для защиты детей и подростков от негативного воздействия рекламы необходимо развивать их медиаграмотность и критическое мышление. Обучение детей анализу и осознанному восприятию рекламы поможет им лучше понимать цели и механизмы рекламных сообщений, а также различать информацию от манипуляции [5].
Таким образом, реклама оказывает значительное влияние на выбор товаров, формирование ценностей, самооценку и самопонимание детей и подростков. Для защиты их психологии необходимо обучать молодое поколение критическому восприятию и анализу рекламы, а также развивать их медиа-грамотность для более осознанного потребительского поведения [22].
Глава 2. Исследовательская часть
2.1. Позитивные и негативные стороны воздействия рекламы на психику детей и подростков
Реклама играет значительную роль в современном мире, оказывая влияние на психику детей и подростков. Важно рассмотреть как позитивные, так и негативные стороны этого воздействия. Положительные аспекты включают в себя информирование о новых продуктах и услугах, стимулирование креативности и воображения, а также способность рекламы создавать позитивные эмоции и ассоциации у детей и подростков. Однако, следует также обратить внимание на негативные последствия рекламы на психику молодежи.
Исследования показывают, что реклама может оказывать негативное воздействие на детей и подростков, включая формирование стереотипов, искажение представлений о реальности, а также стимулирование потребительской активности и материализма [21]. Дети и подростки, находясь в процессе формирования своей личности, могут подвергаться влиянию рекламы, что может повлиять на их ценностные ориентации и самооценку.
Особенно важно учитывать воздействие интернет-рекламы на детей и подростков. С развитием цифровых технологий и социальных сетей, дети становятся более уязвимыми перед рекламными материалами в онлайн-пространстве [23]. Исследования также указывают на то, что телевизионная реклама может оказывать значительное воздействие на выбор товаров и потребительское поведение детей и подростков [24].
Для защиты детей и подростков от негативного воздействия рекламы важно развивать их критическое мышление и способность анализировать информацию, которую они получают из рекламы. Семья и образование играют ключевую роль в формировании критического восприятия и понимания целей рекламы у детей и подростков [6]. Также важно обращать внимание на то, как реклама влияет на социальное взаимодействие между детьми и подростками, формируя определенные образцы поведения и ценностей .
В заключении можно отметить, что изучение влияния рекламы на психологию детей и подростков является актуальной и важной задачей. Необходимо учитывать как положительные, так и негативные аспекты этого воздействия, разрабатывать меры защиты от негативных последствий и способы развития критического мышления у молодого поколения.
2.2. Влияние рекламы на самооценку и самопонимание детей и подростков
Реклама играет значительную роль в формировании самооценки и самопонимания детей и подростков. Психологическое воздействие рекламы на данную аудиторию может быть как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, реклама способствует формированию представлений о желаемых качествах, стимулирует развитие воображения и творческого мышления . С другой стороны, она может создавать идеализированные образы, не соответствующие реальности, что может привести к негативным последствиям для самооценки.
Исследования показывают, что реклама оказывает влияние на формирование образа тела у подростков. Постоянное представление идеальных физических стандартов в рекламе может привести к негативным последствиям, таким как низкая самооценка, недовольство своим внешним видом, а в некоторых случаях даже к развитию расстройств пищевого поведения [25]. Поэтому важно обращать внимание на содержание и контекст рекламы, которая формирует представления о красоте и стандартах.
Кроме того, реклама может влиять на самопонимание детей и подростков через создание определенных стереотипов и ролевых моделей. Например, частое изображение мужчин и женщин в определенных социальных ролях может оказывать влияние на формирование представлений о себе и своих возможностях [17]. Поэтому важно обращать внимание на разнообразие представленных образов в рекламе, чтобы дети и подростки могли выбирать для себя различные пути развития, не ограничиваясь стереотипами.
Таким образом, реклама имеет значительное влияние на самооценку и самопонимание детей и подростков, формируя их представления о себе, своих ценностях и возможностях. Для минимизации негативного воздействия рекламы необходимо осознанное отношение к потребляемым рекламным материалам и развитие критического мышления у детей и подростков.
2.3. Способы защиты детей и подростков от негативного воздействия рекламы
Реклама оказывает значительное воздействие на психологию детей и подростков, формируя их предпочтения, ценности, поведенческие модели и даже самооценку. Поэтому важно разработать способы защиты молодого поколения от негативного воздействия рекламы. Существует несколько подходов к защите детей и подростков от вредного влияния рекламы.
В первую очередь, важную роль играет образование. Проведенные исследования показывают, что образование способствует формированию критического мышления у детей и подростков, что в свою очередь помогает им осознавать цели и методы рекламы [26]. Обучение детей и подростков навыкам анализа и критической оценки рекламных материалов позволяет им более осознанно воспринимать информацию, не поддаваясь на уловки маркетологов.
Кроме того, семья играет важную роль в защите детей от негативного воздействия рекламы. Родители могут обсуждать с детьми содержание и цели рекламы, помогать им разбираться в рекламных приемах и стратегиях, а также учить их критически мыслить [28]. Важно, чтобы родители контролировали время, которое их дети проводят перед экранами устройств, чтобы ограничить количество вредной информации, с которой они сталкиваются.
Дополнительно, существуют специальные методические рекомендации для проведения занятий с детьми, направленных на формирование у них навыков защиты от негативного воздействия рекламы [27]. Эти рекомендации могут включать в себя игровые упражнения, обсуждение кейсов из реальной жизни, ролевые игры и другие методики, способствующие осознанному восприятию информации.
Кроме того, законодательство также играет важную роль в защите детей от нежелательного воздействия рекламы. В некоторых странах существуют законы, регулирующие содержание и формат рекламы, ограничивающие ее показ в определенное время суток или на определенных платформах, чтобы защитить детей и подростков от негативного влияния . Так в России 13.03.2006г. был принят Федеральный Закон “О рекламе” №38-ФЗ, в котором целая статья посвящена защите несовершеннолетних[34]:
Статья 6. Защита несовершеннолетних в рекламе
В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:
- дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
- побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
- создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
- создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
- формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
- показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью;
- преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
- формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней не привлекательностью.
Таким образом, сочетание образования, семейного воспитания, специальных методических рекомендаций и законодательных мер позволяет создать комплексный подход к защите детей и подростков от негативного воздействия рекламы, способствуя их психологическому благополучию и развитию.
2.4. Влияние рекламы на социальное взаимодействие детей и подростков
Реклама играет значительную роль в формировании социального взаимодействия детей и подростков. Психологические аспекты воздействия рекламы на данную аудиторию являются предметом внимания многих исследований. Одной из ключевых точек влияния рекламы на подростков является ее воздействие на покупательское поведение. По данным исследования, проведенного на портале, реклама оказывает существенное влияние на покупки, включая подростковый возраст.
Психология рекламы и ее воздействие на детей и подростков также вызывают интерес ученых. В работе, опубликованной на портале InfouRok, рассматривается влияние рекламы на учеников на примере школьной аудитории. Анализируются факторы и методы воздействия рекламы на детей и подростков, что позволяет лучше понять механизмы ее воздействия [29].
Одним из важных аспектов является опасность, которую несет реклама для детей и подростков из-за их недостатка жизненного опыта и опыта взаимодействия с рекламой. В работе, опубликованной на сайте Data.school9-nt, подчеркивается необходимость осознанного подхода к изучению влияния рекламы на данную аудиторию [17].
Реклама также играет важную роль в воспитании и социализации детей и подростков. Она формирует мировоззрение, задает нормативы жизнедеятельности и оказывает влияние на сознание. Этот аспект рассматривается в статье, опубликованной на портале CyberLeninka[19].
Для ограничения негативного влияния рекламы на детей и подростков важно развивать их критическое мышление. Проведение обсуждений с детьми механизмов воздействия рекламы, как предлагается в статье на сайте, может способствовать формированию у них более осознанного отношения к рекламным материалам [17].
Таким образом, изучение влияния рекламы на социальное взаимодействие детей и подростков позволяет лучше понять механизмы ее воздействия, выявить как положительные, так и отрицательные стороны этого влияния, а также разработать стратегии защиты детей и подростков от негативных последствий рекламы.
2.5. Анкетирование учеников 10-11 классов
С целью еще больше исследовать данный вопрос мною было проведено анкетирование учеников 10-11 классов нашей школы (см. Приложение 1 Анкета)
Результаты исследования:
В анкетировании принимало участие 45 человек.
На первый вопрос анкеты: “ Как вы относитесь к рекламе на телевидении?”были получены следующие ответы:
количество человек | % соотношение | |
Положительно | 29 | 64,5% |
Отрицательно | 7 | 15,5% |
Все равно | 9 | 20% |
Итого | 45 | 100% |
Вывод: большинство подростков положительно относятся к рекламе (см. Приложение 2 Диаграмма 1)
На второй вопрос: “Какая телереклама вам больше всего нравится?” были получены следующие ответы:
количество человек | % соотношение | |
Продуктов питания, напитков | 5 | 11,1% |
Игрушек | 2 | 4,5% |
Развлекательных центров | 8 | 17,8% |
Фильмов | 8 | 17,8% |
Косметики | 6 | 13,3% |
Бытовой техники | 3 | 6,7% |
Спортивных товаров | 7 | 15,5% |
Обучения, работы | 6 | 13,3% |
Итого | 45 | 100% |
Вывод: в лице подростков рекламодатели видят целевую аудиторию, в большинстве подростки выбрали рекламу связанную с развлечениями и спортом (см. Приложение 2 Диаграмма 2).
На третий вопрос: “Доверяете ли вы рекламе?” ответы распределились следующим образом:
количество человек | % соотношение | |
Да | 25 | 55,6% |
Нет | 15 | 33,3% |
Не знаю | 5 | 11,1% |
Итого | 45 | 100% |
Вывод: Хоть большинство подростков и ответили положительно на данный вопрос, все таки в этом возрасте у подростков появляется критическое мышление и они не готовы доверять рекламе на 100% (см. Приложение 2 Диаграмма 3).
На четвертый вопрос: “На сколько реклама вам помогает с выбором товаров и услуг? учащиеся ответили так:
количество человек | % соотношение | |
Очень помогает | 10 | 22,2% |
Иногда помогает | 9 | 20% |
Полагаюсь на себя | 26 | 57,8% |
Итого | 45 | 100% |
Вывод: Большинство подростков при выборе полагаются на себя, но совершая покупки и видя рекламируемый товар вспоминают рекламный ролик, музыку и т.д. Рекламируемый товар кажется им более знакомым, качественным. Из этого следует, что реклама оказывает психологическое воздействие на их подсознание (см. Приложение 2 Диаграмма 4).
На пятый вопрос: “Часто ли вы совершаете спонтанные покупки поддавшись рекламе?” ответы распределились следующим образом:
количество человек | % соотношение | |
Часто | 34 | 75,5% |
Иногда | 8 | 17,8% |
Никогда | 3 | 6,7% |
Итого | 45 | 100% |
Вывод: Большинство опрошенных часто совершают спонтанные покупки, что напрямую связано с оказанием психологического воздействия на психику подростков (см. Приложение 2 Диаграмма 5).
На шестой вопрос: “Что вас привлекает/раздражает в рекламе?” подростки ответили так:
количество человек | % соотношение | |
Меня привлекает красивая реклама | 5 | 11,1% |
Реклама – это удобный способ получить информацию о товаре | 16 | 35,6% |
Реклама формирует мои потребности, привлекает мое внимание к современным товарам и идеям | 11 | 24,4% |
Я не верю рекламе, но смотрю ее с удовольствием | 2 | 4,5% |
Рекламы слишком много, она раздражает | 11 | 24,4% |
Итого | 45 | 100% |
Вывод: Большинству подростков нравится реклама, как источник информации, и как способ привлечь внимание к современным товарам и идеям (см. Приложение 2 Диаграмма 6).
Заключение
Реклама играет значительную роль в современном мире, оказывая влияние на психологию детей и подростков. Исследования показывают, что реклама может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на молодое поколение. Одним из основных аспектов воздействия рекламы на детей и подростков является формирование их потребительского поведения и выбора товаров [17]. Рекламные материалы могут создавать определенные стереотипы, формировать ценностные ориентации и влиять на самооценку и самопонимание детей и подростков [33].
Психологические аспекты воздействия рекламы на детей и подростков также заслуживают внимания. Реклама способна вызывать эмоциональные реакции у детей и подростков, влиять на их настроение и поведение. Некоторые исследования указывают на то, что реклама может оказывать влияние на социальное взаимодействие между детьми и подростками, формируя определенные образцы поведения и коммуникации [30].
Одним из важных аспектов изучения воздействия рекламы на детей и подростков является анализ ее влияния на формирование ценностей у молодого поколения. Реклама может акцентировать внимание детей и подростков на материальных ценностях, стимулировать потребление и создавать иллюзию о необходимости определенных товаров для счастья и успеха [31].
Однако, помимо положительных аспектов, влияние рекламы на психику детей и подростков имеет и свои негативные стороны. Неконтролируемое потребление рекламных материалов может привести к формированию негативных установок, низкой самооценке, а также способствовать развитию материалистического мировоззрения у детей и подростков [31].
Для защиты детей и подростков от негативного воздействия рекламы важно развивать их критическое мышление и способность анализировать информацию, которую они получают из рекламных источников. Семья и образование играют ключевую роль в формировании критического восприятия рекламы у детей и подростков, помогая им различать реальность и маркетинговые уловки [32].
Таким образом, изучение влияния рекламы на психологию детей и подростков позволяет выявить как положительные, так и отрицательные аспекты этого воздействия. Формирование рекомендаций по улучшению регулирования рекламной деятельности в отношении детей и подростков становится важной задачей для обеспечения их психологического благополучия и развития [33].
При исследовании в индивидуальном проекте влияния рекламы на психологию детей и подростков было выявлено множество интересных и важных аспектов, которые заслуживают внимания и дальнейшего изучения. Анализ существующих исследований позволил нам лучше понять, как реклама влияет на восприятие и поведение детей и подростков, а также выявить основные тенденции в этой области.
Одним из ключевых выводов нашей исследовательской работы о влиянии рекламы на психологию детей и подростков является то, что реклама имеет значительное воздействие на психику детей и подростков. Она способна формировать их ценностные ориентации, влиять на выбор товаров и потребительское поведение, а также оказывать влияние на самооценку и самопонимание. Важно отметить, что реклама может как позитивно, так и негативно влиять на психологию детей и подростков, поэтому необходимо разрабатывать меры по защите данной аудитории от потенциально вредного воздействия.
Также мы обратили внимание на роль семьи и образования в формировании критического восприятия рекламы у детей и подростков. Важно, чтобы родители и учителя помогали детям развивать критическое мышление и аналитические навыки, чтобы они могли осознанно относиться к рекламным материалам и принимать обоснованные решения.
Наше исследование в 10 классе в рамках исследовательского индивидуального проекта о влиянии рекламы на психологию детей и подростков также выявило необходимость усиления этических аспектов использования рекламы в отношении детей и подростков. Важно, чтобы рекламные материалы не нарушали права и интересы детей, не провоцировали негативные эмоции и не создавали ложных представлений о товарах и услугах.
В целом, изучение влияния рекламы на психологию детей и подростков позволяет нам лучше понять механизмы этого воздействия и разработать рекомендации для улучшения регулирования рекламной деятельности в отношении данной категории потребителей. Надеемся, что наши выводы и рекомендации будут использованы для создания более эффективных механизмов защиты детей и подростков от негативного воздействия рекламы и способствуют их психологическому благополучию.
Список литературы
- Нормативно-правовые акты
- Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)
Приложение 1
Анкета
1. Как Вы относитесь к рекламе на телевидении?
Положительно ________________
Отрицательно _________________
Все равно _____________________
2. Какая телереклама вам больше всего нравится? (допускается один вариант ответа)
Продуктов питания, напитков _________
Игрушек __________________________
Развлекательных центров ____________
Фильмов ___________________________
Косметики _________________________
Бытовой техники ____________________
Спорта ____________________________
Обучение, работа ____________________
3. Доверяете ли вы рекламе?
Да _________________________________
Нет ________________________________
Не знаю ____________________________
4. Насколько реклама помогает вам с выбором товаров и услуг?
Очень помогает ____________________
Не помогает _______________________
Полагаюсь на себя __________________
5. Часто ли вы совершаете спонтанные покупки поддавшись рекламе?
Часто ____________________________
Иногда ___________________________
Никогда ___________________________
6. Что вас привлекает/раздражает в рекламе?
Меня привлекает красивая реклама ___________________________
Реклама — это удобный способ получить информацию о товаре и его качестве ___________________________________________________
Реклама формирует мои потребности, привлекает мое внимание к современным товарам и идеям ______________________________________________
Я и не верю рекламе, но смотрю ее с удовольствием ________________
Рекламы слишком много, она раздражает _________________________
Приложение 2
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6