При работе над творческим индивидуальным проектом по литературе на тему "Мария Витер – старейшина литературного объединения имени Александра Лебединского. Анализ поэтического текста" учащаяся 9 класса подробно изучила биографию литературного объединения, жизненный и творческий путь Марии Витер, а также сделала анализ ее стихотворения.
Подробнее о работе:
Обучающаяся 9 класса в рамках исследовательской работы по литературе на тему «Мария Витер – старейшина литературного объединения имени Александра Лебединского. Анализ поэтического текста» впервые провела комплексный анализ произведения М. Витер «Песня первой любви», отметив также, что еще нигде не было ранее представлено ни одного описания творчества свердловской поэтессы.
В содержании индивидуального исследовательского проекта по литературе о Марии Витер, старейшине литературного объединения имени Александра Лебединского ученицей 9 класса отражены выводы о том, что поэты и прозаики всегда имеют непреодолимую тягу к тому, чтобы запечатлевать окружающий их мир словами, при этом, наделяя свои произведения чувствами: впечатлениями, мнениями, фантазиями. Этот трудоемкий процесс, занимающий большую часть жизни, и нужно очень постараться, чтобы произведения были замечены читателем и полюбились хотя бы небольшому количеству людей.
Оглавление
Введение
Раздел 1. Литературное объединение имени Александра Лебединского
1.1 Биография литературного объединения
Раздел 2. Мария Витер – старейшина литературного объединения
2.1 Жизненный и творческий путь поэтессы
2.2 Стихотворения для детей
2.3 Тема природы в лирике М. Витер
Раздел 3. Анализ поэтического текста
3.1 Алгоритм анализа поэтического текста
3.2 Анализ стихотворения Марии Витер «Песня первой любви»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Свердловск. Зеленая полоска леса у горизонта, Королевские скалы, степи, поля, терриконы… Этот шахтёрский край дорог сердцу каждого, кто живет и трудится здесь. Сколько великих и малых дел свершилось! Это моя малая родина – частичка Луганской Народной Республики.
Моя малая родина… В сердце каждого человека, который родился, жил или просто бывал здесь, она занимает самое большое место. Во все времена поэты слагали стихи и песни о Родине. Писатели и художники посвящали родной земле свои произведения.
Цель: исследование жизненного и творческого пути М. Витер, изучение особенностей анализа поэтического текста.
Задачи исследования: познакомиться с литературным объединением им. Александра Лебединского «Забой», исследовать жизненный и творческий путь Марии Витер – старейшины литературного объединения, изучить особенности анализа поэтического текста, проанализировать стихотворение Марии Витер «Песня первой любви», прививать любовь к своему родному краю, поэзии.
Объектом исследования являются произведения Марии Витер.
Предмет исследования – тема природы в лирике М. Витер, стихотворения для детей, алгоритм анализа поэтического текста.
Методы исследования: теоретический анализ источников, библиографический анализ литературы и материалов сети Internet, литературный анализ художественных произведений, анализ полученных данных, обобщение.
Актуальность и практическая значимость исследования связана с введением в школьную программу регионального компонента. Работа может быть использована на уроках литературы родного края, а также при обучении анализу поэтического текста.
Как добиться того, чтобы анализ художественного произведения не отбивал интерес к чтению, а усиливал его, чтобы алгебра анализа не убивала гармонию, а, напротив, позволяла постичь смысловую глубину и эстетическое совершенство текста? [5, с.5].
Новизна работы заключается в том, что впервые проведён комплексный анализ произведения М. Витер «Песня первой любви». Ни в одном источнике не представлено ни одного материала по творчеству свердловской поэтессы.
Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованных источников.
Раздел 1. Литературное объединение имени Александра Лебединского
Обращаясь к литературе и истории родного края, мы осмысливаем своё место в мире, приобщаемся к общечеловеческим ценностям, становимся добрее и внимательнее к людям.
Если кто-то считает, что писать стихи можно легко и незатейливо, он глубоко ошибается. Зарифмовать отдельные строки и даже выпустить сборник таких зарифмованных строк может практически каждый - достаточно настойчивости и наличия определённых средств, но создавать стихи, способные остаться в памяти читателей своей неповторимостью, образностью и красотой звучания, поверьте, удел немногих. И это называется высокая поэзия!
Любое объединение - это сообщество людей, которых объединяет единая цель.
Имена местных поэтов известны в городе многим. Ещё в 20-е годы на шахте имени Володарского заявили о себе начинающие поэты, которые воспевали новую жизнь [3, c. 3]. В это время первым руководителем литобъединения становится Александр Яковлевич Лебединский. Талантливый поэт прожил короткую жизнь, но его литературные труды не остались в небытии.
1.1 Биография литературного объединения
Биография у городского литературного объединения очень богатая, интересная и неразрывно связана с жизнью нашего шахтерского края.
20 октября 2023 года литературному объединению «Забой» имени Александра Лебединского исполнилось 62 года. Начиналась его история в 20-е годы на шахте №10 (позже - им. Володарского), где подобрался молодежный коллектив начинающих поэтов. Молодежь жила, трудилась и в своих стихах воспевала новую эпоху. В начале своего творческого пути группа поэтов размещала свои произведения в стенгазетах на шахте. Но творческой молодежи требовалось живое общение, и вскоре талантливые поэты стали выступать в клубах, горняцких поселках, на строительных площадках города.
С появлением в 1938 году газеты «Знамя Шахтера» литераторы стали печататься: на ее страницах появлялись стихи и проза. В 50-е годы объединяются вокруг газеты «Знамя шахтера». В это время первым руководителем литобъединения становится Александр Яковлевич Лебединский. Сам он опубликовал первые стихи в 1956 году в альманахе «Балтийская слава», печатался в журналах, коллективных сборниках. Александр Лебединский написал сценарий к документальному фильму, который снял на Свердловской киностудии «Горизонт». Талантливый поэт Александр Лебединский прожил короткую жизнь, перенеся две операции, во время второй он умер.
Его стихи были выпущены отдельной книгой в издательстве «Донбасс», благодаря его земляку и другу А. А. Пчелкину, который их собрал и отредактировал. В дальнейшем литобъединению было присвоено его имя.
Издательство «Донбасс» начинает сотрудничать и печатать поэтов. Издается роман свердловчанина Дмитрия Коваленко «Остап», который переиздавался дважды.
В этом издательстве были напечатаны сборники А. Лебединского «Координаты сердца» и «Колокола», повесть Н. Горпинича «Дешлеи». Некоторые из наших свердловчан стали известными и получили всеобщее признание на литературном поприще: Николай Горпинич, Анатолий Волошин стали членами Союза журналистов СССР. После смерти первого руководителя работу в литобъединении вёл Иван Васильевич Донич, вплоть до 1990 года.
В 60-х годах сплачивается костяк литобъединения, а 20 октября 1961 года считается датой объединения творческой молодежи в литературное объединение, которое и назвали «Забой». Литераторов замечают не только в нашем городе, но и в области. В отделе Луганского областного управления по печати выпускают свои сборники И. Донич, М. Ладнюк, А. Акмаева,
А. Мостепаненко, В. Канцурова, А. Шаповалов.
Ветераны литобъединения М. Витер, Л. Бойцова, В. Гончаров, А. Волошин, Л. Костикова поддерживали молодежь и передавали свой опыт начинающим литераторам. В 90-х годах в ряды литобъединения приходят молодые талантливые поэты: С. Гарбуз, А. Быков, А. Коваленко, Е. Ткачук, О. Воронько и другие, которые известны нашим свердловчанам по публикациям в городской газете «Заря Донбасса» и в областных изданиях.
В разное время кураторами занятий в литературном объединении после А. Лебединского были: Н. Горпинич, Я. Базалинчук, М. Витер, В. Макарский, С. Гарбуз, И. Донич, А. Мостепаненко. В 1990 - 2010 гг. руководителем литобъединения был Анатолий Мостепаненко. С начала 70-х годов в газете «Знамя шахтера» появляется «Литературная страница», которую редактировала Вера Алексеевна Гринченко.
На современном этапе литобъединение ведет активную работу с подрастающим поколением, организовывает встречи с учащимися, конкурсы юных поэтов. Результатом одного из городских конкурсов юных поэтов становится выпуск литературного сборника 2011 года - «Поэзии связующая нить». В книге по итогам отборочного конкурса напечатаны первые стихи наших талантливых школьников. К 75-летию г. Свердловска в 2013 году выходит коллективный сборник стихов и прозы литературного объединения.
За пятьдесят лет творческой работы вышел не один десяток сборников поэтов, как личных, так и коллективных. С 2015 года руководителем становится талантливая писательница Любовь Михайловна Бондаренко.
Литераторы активно участвуют в общественной жизни города, в республиканских фестивалях. На протяжении 2015-2020 г. было выпущено восемь коллективных сборников, из них два – детских. Все по 200 экземпляров:
2015 г. – «Они сражались за Родину» и «Мы за мир»;
2016 г. – «Донбасс не поставить на колени» и «На просторах Родины»;
2017 г. – «Моё счастливое детство»;
2018 г. – «Волшебный мир детства»;
2019 г. – «Все дороги к тебе»;
2020 г. – «Чтобы помнили», посвящён 75-й годовщине Великой Победы.
Сейчас коллектив Свердловского литературного объединения «Забой» им. Лебединского насчитывает 14 участников. Собираются поэты в Свердловской центральной городской библиотеке, где делятся своими новыми произведениями, обсуждают деятельность литобъединения, строят планы на будущее [5].
Вывод. Поэты - это люди, у которых открытые души! Эти люди богаты духовно, многогранны, щедры и вместе с тем очень ранимы. Их творчество - яркое тому доказательство.
Литературное объединение «Забой» сегодня не только идёт в ногу со временем, но и продолжает традиции, заложенные многие десятилетия назад.
Раздел 2. Мария Витер – старейшина литературного объединения
2.1 Жизненный и творческий путь поэтессы
Каждый день и каждый час мне дорог,
В нашей светлой жизни трудовой.
С добрым утром, мой любимый город,
Мой Свердловск, рабочий город мой!
Этими словами начинала свой день коренной житель города Свердловска Мария Витер. Родилась она 19 февраля 1915 г. в п. Шарапкино, с которого впоследствии начался г. Свердловск. У Марии было еще две сестры и три брата. Отец был шахтером, и жили они в чёрной казарме.
Мария Витер, которая тогда носила фамилию Пичугина, окончила 4 класса. «Про меня с уверенностью можно сказать: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», - шутила Мария Георгиевна.
После школы она сразу пошла учиться в горнопромышленное училище. После ПТУ №73 совсем юной 16-летней девушкой стала работать слесарем в механическом цехе шахты имени Свердлова. Тогда же поступила в комсомол. Именно комсомол рекомендовал её пионервожатой в школу [7].
Марию неудержимо влекло к знаниям. Она поступает в педучилище, после – Луганский пединститут. В суровые военные годы была корректором городской газеты.
Многие десятилетия Мария Георгиевна отдала благородному делу, работая учителем русского языка и литературы в школе №1 (сейчас – Свердловский лицей №1).
Первые стихи Марии Георгиевны были для детей. На этих стихах впоследствии воспитывалось не одно поколение Луганщины.
На глазах этой женщины наш город родился, рос, мужал, стал таким, каким мы привыкли его видеть. Столь грандиозные перемены на ее родной земле произошли не без ее участия. Ее волнует все: история родного города, его лучшие люди, к числу которых относится и сама.
Писать стихи М. Витер начала не с детства и не с юности. Первое стихотворение было посвящено выпускникам, появилось оно уже в зрелые годы. Называлось «Думы старой учительницы». Есть там такие строки: «Время вечно спешит и спешит, не зови - не вернется назад. Они были вчера малыши, а сегодня у них аттестат».
По складу поэтического дара - лирик. Итогом ее многолетнего труда стали поэтические сборники: «Вечерняя песня», «Чтобы жить и созидать», «Они - наша гордость и слава» (о земляках - свердловчанах), «Их сердца из пламени и света» (о героях ВОВ), 2 книги о женщинах- фронтовичках – «Они защищали Родину» и стихи для детей «Веселые музыканты», «В гостях у белочки», «А это кто?» [6].
Её сердце перестало биться 1 января 2009 года. Поэтесса навсегда осталась жить в своих стихах, в памяти своих близких, учеников и поклонников её творчества.
Вывод. Мария Георгиевна Витер - ветеран педагогического труда, почётный житель города Свердловска, признанная поэтесса, активный член городской организации ветеранов, старейшина литературного художественного объединения им. А. Лебединского «Забой».
Поэтесса Мария Георгиевна Витер прожила достойную жизнь:
«И если вы сможете всюду дерзнуть,
чтоб Родина ваша цвела,
скажу, оглянувшись на трудный свой путь:
Недаром я жизнь прожила».
2.2 Стихотворения для детей
Тяжелее всего писать стихи для детей. Ребята – самые строгие критики. Детская поэзия – это способ общения с ребёнком, причём общения не бытового, а в некотором смысле праздничного, развлекательного. Такое общение имеет также познавательное значение – в стихах ребёнок встречает новые слова, осваивает понемножку родной язык, приобщается к музыкальности речи – плавной или ритмичной, получает наглядное представление о новых знаниях.
Детская поэзия должна быть доброй. Ребёнка легко оттолкнуть грубым словом, да и фонетические или ритмические «ляпы» могут вызвать у него неприятные ощущения. Ребёнок скажет, что ему не нравится, ещё не вполне понимая, почему. Поэтому детские стихи должны быть безупречны с точки
зрения фонетики, ритмики, музыкальности, образности и выразительности.
Писать для детей нелегко! Поэтому хороших детских поэтов не так уж и много…
Сборник «В гостях у белочки» – один из лучших сборников стихотворений для детей поэтессы.
Её стихи легки и понятны, носят поучительный характер.
ПОПРОБУЙТЕ!
Своим маленьким зайчишкам
Мама принесла арбуз.
- Ну-ка, пробуйте, детишки,
Как арбуз этот на вкус?
Быстро справились с арбузом,
Только сок течёт со щёк.
- А арбуз-то очень вкусен,
Мама, дай скорей ещё! [1, с.69].
Стихотворение читается легко, имеет доступную лексику, не нагромождено глаголами или прилагательными, эмоционально окрашено, в своей основе имеет прямую речь. Мы легко можем представить себе происходящее в виде сценки.
Стихотворения для детей М. Витер содержат много диалогов и действий. В них нет слишком много описаний природы или того места, где происходят описываемые события. Главная роль в произведениях отводится ребёнку:
ДИМКИНА ОБИДА
Димка, кушая в столовой,
Опрокинул мамин чай.
- Ну, какой же ты неловкий! –
Мать сказала сгоряча.
И ответил сын с обидой:
- Я пролил ведь невзначай,
Не люблю я мам сердитых,
Тех, которые кричат [1, с.63].
В стихотворениях поэтессы истории про персонажей, сотворенных авторской фантазией, которые мыслят и действуют так, как понятно детям.
Анализируя сборник стихотворений для детей «В гостях у белочки», я выделила четыре тематических направления:
1. «Веселые стихи», дарящие детям двойное наслаждение от поэтического и очень значимого для них комического изображения действительности: «Помощница», «Петрушка», «Калоши для Гоши», «Глубока ли лужа?», «Проказники»:
ПРОКАЗНИКИ
Ребятишки шли из школы,
Видят – лужа впереди.
- Знаешь, Глеб, как скачут кони?
Что, не знаешь? Погляди! –
И малыш тут расхрабрился,
Вдруг коня изобразив,
Через лужу вскачь пустился
И по пояс был в грязи…[1, с.68].
2. Тема «Я расту» - произведения, в которых поэтически преображаются хорошо известные маленькому читателю события детской жизни: «Весёлая азбука», «Каждую крошку – на ладошку!», «Почемучки», «Папино солнце», «Бабушка и я», «Я и кукла», «Школьная отметка», «Вредные микробы», «Упрямый Миша», «Мы – мужчины»:
МЫ – МУЖЧИНЫ
Наказали малыша –
Обижал сестричку.
- Ну, подумаешь, нельзя
Дёрнуть за косичку!
Так она давай скорей
Жаловаться маме,
Будто не могли мы с ней
Помириться сами… [1, с.66].
3. Пейзажная лирика - стихи, в которых находит яркое словесное выражение уже известный им опыт эмоционального общения с природой: «Утро», «Зимой», «Росинка»:
ЗИМОЙ
Иду я улицей заснеженной,
Под сапожком скрипит мороз.
Мальчишка съёжился изнеженный,
В воротничок упрятал нос…[1, с.61].
4. Стихотворения о животных.
Мария Витер показывает своему маленькому читателю, что животные испытывают то же самое, что могут испытывать люди. Так автор приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность, не произнеся ни одного поучительного слова: «Кот Котофей», «Ёжик», «Непослушные утята», «Цыплята», «Белочка», «Шаловливый котёнок», «Обиделся», «Медвежонок на зарядке», «Удод», «В гостях у белочки»:
ЁЖИК
Ходит-бродит Ёжик
Вдоль лесных дорожек,
От куста к кусточку,
С кочки да на кочку.
Ушки его чутки,
Глазки его зорки,
А на серой шубке острые иголки…[1, с.79].
Вывод. Мария Витер, работая с ребятами, наблюдая за ними, вдохновлялась и наполнялась их энергией и задором, все эмоции и чувства, переполнявшие её, превращались в стихи для детей.
2.3 Тема природы в лирике М. Витер
Тема природы - одна из главных и любимых тем в творчестве Марии Витер. Излюбленный художественный прием поэтессы – олицетворение. Она описывала природу живо и с чувством. М. Витер делится с нами своим убеждением, что природа одушевлённая, она живет так же, как живет человек: «природа вновь преобразилась», «развесил гроздья виноград», «июль дары раскинул рядом», «услышать звон колосьев в поле, ручья услышать разговор» («Дары июля») [1, с.41].
М. Витер рисует пейзажи природы, часто обращаясь к образу весны: «нас чарует весна», «весна нашу душу волнует», «подснежник глазком голубым улыбнётся», «открой своё сердце весне, пусть в тебя ширь её песней светлою тихо вольётся» («Весна») [1, с.21].
Поэтесса пишет о весне не только как о времени года. В стихотворении «И вновь повеяло весною» весна имеет еще и философский смысл - это пора вдохновения, желания творить:
… Ищу минуты вдохновенья…
К бумаге тянется рука,
Хочу творить с весною вместе….
В душе рождается строка [4, с.20].
Не только весну изображает Мария Витер в своих стихотворениях. Образ осени часто встречается и несет в себе противоположное весне настроение. Это грусть, переосмысление прожитых дней:
Снова осень стоит у порога,
Снова в воздухе плач журавлей.
Осень – спутница в поздней дороге,
Веха зрелости жизни моей [1, с.11].
Мария Витер умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком:
Кружатся и пляшут снежинки
И стайкой садятся на ель [1, с.17].
Стало вдруг темным-темно.
И речушка возле сада
Отливает, как свинец.
Хлынул дождь! Всему отрада.
Даль вздохнула: «Наконец!» (Дождь) [1, с.45].
Пейзаж родных земель рождает в поэтессе чувство благоговения перед скромной, но такой любимой и знакомой природой: «пряный дух свежескошенных трав», «запах хлеба и трель соловьиная», «я пойду по лугам и полям, поклонюсь низко нивам ухоженным, здравствуй, милая наша земля…» («Это ты, моя Родина») [3, с.47].
Вывод. Мария Витер уделяла огромное внимание проблеме взаимодействия человека и природы. В её лирике мы находим восхищение и нежную чувствительность. М. Витер любила все времена года и часто использовала их описания в своих стихотворениях, тонко чувствуя прекрасное и величественное состояние природы в каждом из них.
Раздел 3. Анализ поэтического текста
Анализ текста, особенно текста поэтического, вызывает у школьников, а подчас и у учителей наибольшие трудности.
Искусство анализа не является конечной целью, это средство развития - развития интеллектуального эстетического, и в конечном счете - творческого.
Я задумалась, как добиться того, чтобы анализ художественного произведения не отбивал интерес к чтению, а усиливал его.
К сожалению, и на уроках литературы чаще всего «ставка» делается на интеллект, на стремление разложить по полочкам пресловутые «тему» и «идею», а разговор о форме произведения, о его художественной специфике сводится к требованию использовать те самые «теоретико-литературные знания», «базовые литературоведческие понятия» — то есть перечислить так называемые «художественные средства».
Эта столь знакомая нам традиционная схема анализа родилась в те времена, когда во главу угла не только литературоведения, но и всей нашей жизни ставилась «идея», вернее, идеология, когда анализ формы художественного произведения, внимание к его эстетическим параметрам объявлялись «формализмом», а формула «в единстве формы и содержания» подразумевала несомненный приоритет содержания. Анализ по вышеуказанной и такой живучей схеме на самом деле предполагает отрыв формы от содержания, а подчас и полное ее игнорирование. Особенно это касается поэзии: не секрет, что, выявив «тему» и кое-как сформулировав «идею», ученик в лучшем случае добавит к этому перечисление тропов (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.) и определение стихового размера.
Такие понятия, как движение художественной мысли, структура образной системы, художественный мир автора, ассоциативные образные ряды и т.п., остаются за пределами внимания не только ученика, но чаще всего и учителя [5, с.5].
Изучив литературу, алгоритм анализа поэтического текста, соотнесённый с психологией его восприятия, с работой не столько интеллекта, сколько воображения. Этот алгоритм основан на исследованиях Л. Выготского, касающихся, с одной стороны, психологии восприятия искусства и, с другой, закономерностей развития мышления и воображения детей [2].
Предлагаемая методика анализа поэтического текста требует преимущественного внимания именно к его художественной форме: к структуре образной системы стихотворения, к полисемантизму, то есть многозначности ключевых слов текста, взаимодействию этих множественных смыслов и рожденных ими ассоциаций, к ритмической, звуковой организации стиха и т.д. Такой «многомерный», разнонаправленный анализ формы позволяет выйти на самые глубинные, «потайные» слои содержания, постигнуть произведение во всей его сложности и многозначности. И в то же время – не «засушить» его, а, напротив, «включить» интуицию, воображение, способность постичь смысл как бы «поверх» прямого значения каждого слова [5, с.6].
3.1 Алгоритм анализа поэтического текста
Лексико-семантический анализ
- Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого, эмоционального впечатления.
- Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.
- Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.
- Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.
- Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа.
Лингво-стилистический анализ (фактически он проводится параллельно с семантическим)
- Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.
- Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера - ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки - мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.
- Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и свое к ней отношение.
Анализ стихотворения в контексте
- В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) - и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.
- В контексте национального литературного процесса: найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени.
Предложенный алгоритм, конечно же, не может служить универсальным «ключом» к постижению любого поэтического текста. Этот алгоритм намечает главный принцип анализа: от слова - к образу, от прямого значения слова к его многозначности, от формы – к содержанию. И в каждом отдельном случае этот принцип реализуется так, как подсказывает сам текст: где-то толчок движению нашей мысли дает название произведения; где-то сразу выявляются те самые два эмоциональных полюса, вокруг которых выстраиваются лексические, образные, ассоциативные цепочки; где-то достаточно остановиться лишь на ритмической организации стиха или на движении его интонационного рисунка и показать, как подчинен единой художественной цели любой элемент стиховой формы [6].
В основе алгоритма - постижение многозначности слова, работа воображения, следовательно, обращение к образному, ассоциативному – невербальному мышлению [7].
3.2 Анализ стихотворения Марии Витер «Песня первой любви»
День неприветливый и серый,
А у меня в душе весна.
Мне небо кажется весенним –
В нем глаз твоих голубизна.
Меня смущает взгляд твой нежный,
Когда встречаюсь я с тобой.
Из глаз твоих глядит подснежник,
Как огонечек голубой.
Хочу признаться, но не знаю,
Где взять такие мне слова.
Свою судьбу тебе вручаю,
Моя родная синева.
О чем это стихотворение? Это стихотворение описывает ощущения автора в серый и неприветливый день, когда в его душе царит весеннее настроение.
Я вижу два противоположных друг другу природных образа – зима («день неприветливый и серый») и весна («мне небо кажется весенним», «из глаз твоих глядит подснежник»). Их противопоставление «поддерживается» не столько лексически (само слово «зима» вообще отсутствует), сколько синтаксически (с помощью противительного союза «А»): «День неприветливый и серый, // А у меня в душе весна».
Однако гораздо более важной оказывается здесь другая образная пара: день – душа. Это противопоставление не природных образов между собой, а образов из мира природы – и человека.
Попытаемся (согласно предложенному нами алгоритму) выстроить лексические цепочки, относящиеся к каждому из этих образов (день – душа), то обнаружим, что это невозможно. К чему отнести «небо кажется весенним», «глядит подснежник», «огонёчек голубой»? Это приметы «природной» весны, но появляются они в душе человеческой. А эпитеты «родная синева», «огонёчек голубой» - несут в себе «человеческий» смысл, но являются олицетворениями и описывают состояние природы.
Во второй строфе мы видим синтаксические параллелизмы, где переданы чувства любви («меня смущает взгляд твой нежный») и приметы весны («глядит подснежник, как огонёчек голубой»), где неразделимы «весенняя нега» природы и «женская любовь».
И эта неразделимость двух миров – природного и человеческого – как раз и является темой данного стихотворения.
Я считаю, что олицетворение в данном стихотворении - не просто художественный прием, это ощущение одухотворённости всего сущего, единства человека и природы.
Движение поэтической мысли и эмоции в этом стихотворении направлены от минуса к плюсу, от неприветливого и серого дня к первой любви, доверии к своему избраннику («свою судьбу тебе вручаю»).
Первая строфа повествовательна. На душе печаль (эпитеты «день неприветливый и серый»). Но постепенно это чувство переходит в радость (метафоры «в душе весна», «глаз твоих голубизна»).
Во второй строфе это радостное волнение всё возрастает, и автор добивается усиления эмоционального напряжения с помощью следующих художественных приемов: это глаголы (здесь они в настоящем времени) – (смущает, встречаюсь, глядит), это и сравнение («подснежник, как огонёчек голубой»); и олицетворение («глядит подснежник»). Это и появление цвета («огонёчек голубой», который ассоциируется и с ранней весной, и с первыми чувствами: нежный взгляд голубых глаз).
В третьей строфе прослеживается эмоциональная точка, которая в конце концов обретает свое подлинное имя – «любовь». Строки «Свою судьбу тебе вручаю// Моя родная синева» раскрывают главный его смысл, основной поэтический нерв.
О чем это стихотворение? - Конечно же, о любви, о великом чувстве, которое, подобно весне, пробуждает душу, согревает ее, помогает преодолеть печали.
Размер стихотворения – четырёхстопный ямб.
Рифмовка: 1 строфа - холостая (первая и третья строки не рифмуются, но при этом вторая строка рифмуется с четвертой строкой); 2 строфа – холостая; 3 строфа – перекрёстная (первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой).
Еще одна особенность художественного мира М. Витер - философская наполненность её произведений.
Я найду
На щеках полыхают зарницы,
А глаза, будто звёзды в ночи.
От меня ты вспорхнула жар-птицей,
Обронив на лету: «Не ищи!»,
Но я буду искать тебя всюду
И найду, обойдя целый свет.
Все обиды прощу и забуду –
Без любви твоей жизни мне нет.
В нашу встречу счастливую верю,
Лишь бы в сердце надежда жила.
Ты навстречу откроешь мне двери,
И я сразу пойму: «Ты ждала».
Это известное стихотворение можно отнести к любовной лирике. Однако и здесь при углубленном анализе текста тема любви, лежащая на поверхности, оказывается не самой главной. В этом стихотворении можно выделить образную пару: «Я» - «Ты», определяющую мотив любви, межчеловеческих отношений. Человек в этом стихотворении выделен из природного мира, здесь присутствуют конкретные «Я» и «Ты», лирический герой – и героиня, о любви к которой он вспоминает.
В чем же философский смысл данного стихотворения? Глаголы, употреблённые в настоящем («полыхают зарницы», «верю»), прошедшем («вспорхнула», «жила», «ждала»), будущем («прощу», «забуду», «откроешь») времени, обращают нас к еще более далекому прошлому, следы которого тянутся в бесконечность, что здесь как бы незримо присутствует еще одно «время» - вечность.
Если избрать для анализа философский ракурс, то и образ героини также обретает философские очертания. Не случайно автор использует соответствующие художественные средства: метафоры «на щеках полыхают зарницы», «вспорхнула жар-птицей»; сравнение «глаза, будто звёзды в ночи». На первый взгляд, мы видим образ яркой, незабываемой героини. Но если задуматься, то перед нами символ быстротечности бытия. Вечному бессмертию природы (полыхание зарниц, звёзды в ночи) противостоит быстротечность молодости, любви и самой жизни человеческой. Остаётся только верить («в нашу встречу счастливую верю») и надеяться («лишь бы в сердце надежда жила»).
О чем же это стихотворение? О любви. Но в первую очередь это философское произведение, суть которого – быстротечность жизни.
Вывод. Искусство анализа не является конечной целью, это средство развития - развития интеллектуального эстетического, и в конечном счете - творческого. Ассоциативный анализ стиха призван помочь в сохранении и развитии сферы психической деятельности, в приобщении к богатству и красоте художественного мира. Регулярное использование этой технологии развивает воображение и ассоциативное мышление, позволяет углубиться в текст, воспринять более сложные его смыслы.
Заключение
Поэты и прозаики ничем не отличаются от других людей, кроме одного: есть у них непреодолимая тяга к тому, чтобы запечатлевать окружающий их мир в словесных текстах, причем, известными только им методами, наделять свои творения чувствами: впечатлениями, мнениями, фантазиями. Этот процесс отнимает довольно много времени, иногда большую часть жизни, и счастлив тот литератор, чьи труды были замечены читателем, тем более счастлив, если стали востребованными обществом и полюбились хотя бы малой части его.
Каждое стихотворение М. Г. Витер – строка из её биографии, биографии переживаний её души и сердца.
Каждый человек интересен по-своему. Каждый человек – это звезда на небесах нашего бытия. Одна светит ярче, другая – менее ярко. Каждый из нас имеет право заявить миру о том, что он есть!
По окончании творческого индивидуального проекта по литературе на тему "Мария Витер – старейшина литературного объединения имени Александра Лебединского. Анализ поэтического текста" мы убедились, что поэзия Марии Витер – это и есть конкретная заявка на то, чтобы быть услышанной и понятой. Она окрашена мягкими полутонами, незлобна и не задириста.
«Жизнь прекрасна!» - восклицает Мария Витер в одном из стихотворений. И это звучит нашим повседневным неурядицам не как вызов, а как напоминание о том, что все невзгоды преходящи. Непреходящи удивление перед прекрасным, вера в необходимость любви, которая делает нас людьми.
Чтобы глубже познакомиться с творчеством поэтов, необходимо овладеть искусством анализа стихотворения. Ассоциативный анализ стиха призван помочь в приобщении к богатству и красоте художественного мира, что позволит развить воображение и ассоциативное мышление, углубиться в текст, воспринять более сложные его смыслы.
Уверена, что наш город Свердловск будет жить и процветать. А поэты напишут ещё много удивительных стихотворений.
Список использованных источников
- Витер М. Вечерняя песня. – Луганск, 1994
- Выготский Л.С. Психология искусства. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
- Донич И. В. Стихи и проза членов литературного объединения имени А. Я. Лебединского. А вчера ещё лето было/ Под редакцией Стрельника Л. П. – Луганск, 1992
- Донич И. В. Стихи членов литературного объединения имени А. Я. Лебединского. Синие звёзды меж чёрных ветвей /Под редакцией Стрельника Л. П. – Луганск: Выход, 1994
- Каганович С. Л. Обучение анализу поэтического текста: методическое пособие для учителей-словесников. - 3-е изд. - Москва: Русское слово, 2012
- Храмцова Р.А. Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы в 5-11 классах" – Москва: Первое сентября, 2006
- Шрагина Л.И. Логика воображения. М., 2001.