Проект "ЗОЖ в литературных произведениях"
В процессе работы над индивидуальным исследовательским проектом по литературе о ЗОЖ в литературных произведениях обучающиеся 9 класса изучили образы героев, ведущих здоровый образ жизни, организовали беседу с медицинской сестрой школы и учителем физкультуры с целью получения информации о физическом здоровье современных школьников.
Подробнее о работе:
В готовой научно-исследовательской работе по литературе на тему "ЗОЖ в литературных произведениях" обучающиеся 9 класса школы рассмотрели литературные произведения, в которых изображены персонажи, ведущие здоровый образ жизни, провели анкетирование с целью определения уровня знаний литературных произведений, содержащих информацию ЗОЖ.
Анализируя итоговый индивидуальный проект о ЗОЖ в литературных произведениях, видно, что ученики 9 класса лицея организовали интересную беседу с учителем физкультуры и медицинской сестрой школы, с целью получения знаний о физическом здоровье современных школьников, организовали ЗОЖ для одноклассников.
Оглавление
Введение
- Образы литературных героев, ведущих ЗОЖ
- Понимание современными школьниками значения ЗОЖ
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современная экологическая и эпидемиологическая обстановка не щадит людей, не уделяющих должного внимания своему здоровью. Сейчас идет период пандемии, когда люди начали борьбу с новым вирусом Ковид 19, который наносит существенный вред здоровью.
Грязный, сухой, спёртый воздух наносит существенный вред дыхательной системе, отсутствие сбалансированного питания негативно сказывается на пищеварении, а малоподвижный образ жизни и жёсткий распорядок дня несут вред всему организму; нынешний ритм жизни способен оказать негативное влияние и на психику человека.
Безусловно, даже ведя здоровый образ жизни, жить вечно человек не будет. Однако ЗОЖ- это в первую очередь уровень комфорта жизни, забота о себе.
Особое внимание здоровому образу жизни уделяли многие авторы литературных произведений, пытаясь донести до читателей важность мыслей об укреплении здоровья и профилактики заболеваний.
Если обратиться к художественным текстам, то можно увидеть, что талантливые авторы относятся к ЗОЖ как к неотъемлемой части жизнедеятельности человека, для которого важно и физическое, и духовное развитие личности. Часто описания ЗОЖ создатели произведений используют в качестве элемента художественного текста как важного средства создания положительного персонажа. Авторы хотят донести мысль о том, что такие герои здоровы и счастливы в жизни.
Таким образом, изучение ЗОЖ в художественных книгах помогает современному читателю понять важность укрепления организма, чем и объясняется актуальность темы нашего исследования в период современных условий пандемии.
Гипотеза: помогает ли чтение литературных произведений сформировать ЗОЖ?
Предметом исследования будут художественные образы литературных героев,
ведущих здоровый образ жизни.
Целью исследования является изучение образов героев, ведущих ЗОЖ.
Достижение поставленной цели обусловлено решением ряда задач:
- рассмотреть литературные произведения, в которых изображены персонажи, ведущие ЗОЖ;
- исследовать образ в художественном произведении;
- организовать ЗОЖ для одноклассников;
- организовать беседу с медицинской сестрой и учителем физической культуры с целью получения знаний о физическом здоровье современных школьников;
- донести до современного школьника сущность ЗОЖ;
- путем анкетирования выяснить у школьников уровень знаний литературных произведений, содержащих описание ЗОЖ.
Методы исследования:
- наблюдение
- поиск данных
- анкетирование
- собеседование
- анализ текста
- изучение и обобщение
Образы литературных героев, ведущих 3ОЖ
Здоровый образ жизни - деятельность людей, которая направляется на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний (словарь - справочник).
Принципы образа жизни обычно закладываются с детства, поэтому для формирования здорового образа жизни важным является формирование привычек, организация питания, физической активности и психологического здоровья. Сформировавшиеся в молодости принципы ЗОЖ зачастую сохраняются и во взрослой жизни человека.
Часто пропаганда ЗОЖ встречается в художественных произведениях. Писатели не только изображают героев, ведущих активный здоровый образ жизни, они тщательно подбирают их, так как это не просто образ. За каждым персонажем стоит определенная символика, герой выбирает свою жизнь, отличную от всех других, преследуя жизненные цели, к которым он стремится.
А это во многом определяет характер и судьбу литературного героя. Выбранный образ жизни персонажа, описанный автором, становится дополнительным средством характеристики героя, усиливает эмоциональное впечатление от всего произведения. Например, уже в детстве читатели знакомятся с произведением К. И. Чуковского "Мойдодыр", в котором герою прививаются привычки, направленные на соблюдение гигиены, например, мытье рук и лица:
Мылом, мылом,
Мылом, мылом
Умывался без конца...
Чистоплотность - залог здоровья. Сейчас это особенно актуально в связи с пандемией Ковид 19, когда детей стали приучать тщательнее мыть и лицо, и руки.
Проанализировав художественное пространство произведения, юный читатель понимает, как много зависит от самого человека, от его привычки следить за собой. От героя сбегают все вещи, еда, он не может даже покушать, так как руки его нечисты.
С самого детства нужно соблюдать правила личной гигиены следить за чистотой своего тела:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам...
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Герой становится счастливым, потому что он понял, что неряшливые люди отталкивают от себя всех вокруг, а с опрятными - хочется общаться и дружить. Это произведение учит детей чистоплотности, соблюдению элементарных норм гигиены. К.И Чуковский писал: «Вся моя задача была в том, чтобы, максимально приспособившись к психологии малых ребят, не только внушить им «взрослые» идеи о гигиене, но и по возможности поднять их литературный и умственный уровень».
Многие дети и взрослые бояться делать прививки, а С. Михалков в стихотворении
"Прививка" пишет об этом весело и с юмором, объясняя, что здоровье важно для каждого:
На прививку! Первый
Вы слыхали? Это нас!...
Я прививки не боюсь:
Если надо - уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и - пошёл....
Сегодня многие школьники в возрасте от 12 до 17 лет прививаются вакциной "Спутник М", чтобы не заболеть коронавирусом, поэтому стихотворение С. Михалкова как никогда актуально. Лирический герой - школьник, учащийся первого класса, пытается подбодрить себя и других перед процедурой профилактической прививки. Но он еще маленький, поэтому чувство страха пока присутствует у юного ученика перед дверью медкабинета, хотя важность этого мероприятия герой осознает в полной мере.
А.С. Пушкин в стихотворении "Зимнее утро" изображает не только красоту зимнего пейзажа, но и пишет о здоровом образе жизни. Лирический герой, проснувшись утром, видит чудесную природу за окном. Он призывает совершить прогулку на свежем воздухе в санях:
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Автор создает атмосферу зимнего пейзажа, который заряжает героя бодростью свежего морозного утра, даря положительные эмоции. Лирический субъект выражает чувства счастья от желания совершить прогулку на свежем воздухе.
Современный писатель Е. Гаглоев, пишущий фэнтези для подростков, в своей книге
"Пандемониум. Город темных секретов" повествует о герое, который каждое утро совершает пробежки:
"Он с наслаждением потянулся, разминая мышцы, сделал несколько приседаний. Затем вставил в уши динамики наушников, включил плеер... Ловко спрыгнул с крыльца и быстро побежал по гравийной дорожке".
Автор изображает Тимофея Зверева, который занимается спортом, ведет активный образ жизни. Девушки влюбляются в юношу, потому что находится он в хорошей физической форме. Подруги готовы даже пойти на утренние пробежки с ним. После вечеринки в старом доме Тимофею приходится убегать от злого духа, вот здесь - то он и понимает, как пригодилось ему умение быстро бегать. Здоровый образ жизни помогает герою спасти свою жизнь.
Спортивное воспитание, напрямую связанное со здоровым образом жизни, может сформироваться с помощью рассказов В. Голявкина «Про Вовкину физкультуру». Автор повествует о мальчике, который ведет здоровый образ жизни и понимает значимость уроков физической культуры, где по прыжкам в высоту он первый. Герой готовится к занятиям, желает научиться прыгать еще лучше, тренируясь во дворе: "Утром он во дворе всегда прыгает. Днём тоже прыгает. Вечером прыгает.
Всё тренируется. Через скамейку прыгает". Автор подчеркивает, как важно для Вовки "держать марку", быть первым по прыжкам. Герой сознательно занимается, понимая важность здорового образа жизни.
Проанализируем произведение В. А. Каверина "Два капитана". Автор текста изображает героя Саню Григорьева, который хочет поступить в летное училище, стать пилотом и полететь на Северный полюс, чтобы отыскать следы затерянной экспедиции капитана Татаринова. Для этого юноша тренирует свое тело с помощью специальной системы упражнений:
"Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. Я щупал свои мускулы и думал: «А вдруг не примут?» Я проверял глаза, уши, сердце. Школьный врач говорил, что я здоров. Но здоровье бывает разное, — ведь он не знал, что я собираюсь в летную школу...
— Примут, — решительно отвечал я".
В. Каверин повествует о том, как здоровый образ жизни помогает герою закалять свой организм, идти к своей цели - стать пилотом самолета. Саня Григорьев катается и на коньках со своей подругой:
"Мы долго катались, взявшись за руки, большими полукругами то вправо, то влево. Эта фигура называется голландским шагом... Катя делает двойную восьмерку... Потом мы снова катались голландским шагом..."?
Прозаическое произведение дает читателю возможность познакомиться с интересным образом: герой В. Каверина - это очень целеустремленный человек, который с детства знает, чего он хочет, как этого добиться, с какой профессией связать свою жизнь. Книга учит читателя тому, как правильный активный образ жизни помогает человеку добиться желаемого и стать счастливым, ведь закаляя свое тело, герой закаляет и свой характер.
Также/существует множество стихотворений на тему спорта и зарядки, например, знаменитый советский поэт Владимир Высоцкий написал стихотворение «Утренняя гимнастика», где изображена целая система физических нагрузок:
Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите, три-четыре!...
Если вы в своей квартире --
Лягте на пол — три-четыре!
Выполняйте правильно движения!
Разговаривать не надо —
Приседайте до упада.
Да не будьте мрачными и хмурыми!
Если очень вам неймётся -
Обтирайтесь, чем придётся,
Водными займитесь процедурами!....
Автор пропагандирует физические нагрузки, потому что сам Владимир Семенович занимался физическими упражнениями, был стройным и закаленным. Поэт любил в молодости спорт.
Читатель может увидеть у знаменитого барда актуальные на сегодняшний день строчки в связи с развернувшейся на весь мир пандемией:
Очень вырос в целом мире
Гриппа вирус — три-четыре!
Ширится, растёт заболевание.
Если хилый — сразу в гроб!
Сохранить здоровье чтоб -
Применяйте, люди, обтирания!'
Читатель сразу обращает внимание на эту спортивную песню, ведь это гимн ЗОЖ: сначала идет совет по поводу начала гимнастических упражнений, которые следует начать с постановки правильного дыхания, потом необходимо делать тренировку на полу, затем идут приседания, а уже заключительный этап - обтирание. Автор дает совет по сохранению здоровья, обращаясь к советским людям.
Понимание современными школьниками значения ЗОЖ
Интерес к изучению материала вызвал необходимость исследования ЗОЖ в понимании современных школьников, состояние здоровья которых оставляет желать лучшего. Из беседы с медицинской сестрой школы Дорофеевой Н. Н. и учителем физической культуры Механошиной Л. А. стало понятно, что лишь 10% выпускников могут считаться абсолютно здоровыми, 40-45% имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии.
Многие учащиеся никогда не интересовались значением ЗОЖ в художественном пространстве. Встречая на страницах книг героев, ведущих активный правильный образ жизни, ученики не задумываются о значении ЗОЖ. А ведь литература - это отражение культуры народа. Используя в текстах образы людей, заботящихся об укреплении своего физического и психического состояния, авторы приближают современных школьников к глубокому пониманию здоровья нации.
Интерес к изучению материала вызвал необходимость анкетирования среди учащихся.
Ученики ответили на вопросы анкеты:
- Что такое ЗОЖ?
- В каких литературных произведениях герои ведут здоровый образ жизни?
- Интересовались ли вы, почему автор выбрал именно такого героя центральным образом произведения?
- Что дает ЗОЖ?
- Ведете ли вы ЗОЖ?
Результаты опроса:
Результаты анкетирования показали, что школьники младшего и среднего звена мало знают художественных произведений, где встречаются образы героев, заботящихся об укреплении своего физического и психического состояния, многие современные ученики не интересовались, почему автор выбрал центральным образом произведения героя, ведущего ЗОЖ.
Старшие школьники больше знакомы с литературными произведениями, где авторы изображают персонажей, активно занимающихся улучшением своего здоровья. Большинство опрашиваемых школьников понимают, что дает ЗОЖ, многие занимаются спортом, делают гимнастику по утрам, обожают уроки физической культуры, ведут ЗОЖ всей семьей.
По ходу исследования было принято решение совершенствовать и развивать формы занятий физическими упражнениями, формировать 30Ж через внеклассные занятия танцами, воспитательные мероприятия, пятиминутки здоровья, уроки физкультуры, секции, спортивные праздники, соревнования.
Состоялись встречи с учащимися разных классов, городских спортивных секций и школ с вопросами освещения ЗОЖ в литературных произведениях.
Заключение
Данный научно-исследовательский проект представляет опыт исследования
художественных образов литературных героев, ведущих здоровый образ жизни.
- Глубокое и всестороннее познание художественного произведения, где есть изображение героя, ведущего здоровый образ жизни, невозможно без осмысления автором.
- Художественное пространство произведения строится так, чтобы показать необходимость ЗОЖ, приводящего героев к достижению положительных эмоций.
- Образ героя, ведущего здоровый образ жизни, служит одним из важнейших средств воплощения авторского замысла и концентрирует в себе значительный объем информации.
- Изучение особенностей функционирования образов героев позволяет глубже понять идейное содержание произведения, определить авторское отношение к персонажу.
- В произведении автор имеет возможность раскрыть значение положительного героя, ведущего ЗОЖ.
- В текстах не встречается «случайных» образов, им придается особое значение, так как они являются одним из средств создания основной проблемы текста.
- В произведениях образы героев часто имеют глубокий подтекст, а также отражают субъективное отношение автора к 30Ж.
Таким образом, авторы художественных произведений изображали, как здоровый образ жизни помогает ощущать всю радость полноты жизни, так как человек чувствует себя физически активным; выполнять цели и задачи; успешно реализовывать свои планы; справляться с трудностями; быть полноценным членом здорового общества.
Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить полноценную жизнь. Здоровье - бесценное богатство каждого человека в отдельности и всего общества в целом.
Как же укрепить свое здоровье? Ответ прост - вести здоровый образ жизни, о котором можно прочитать в художественных текстах великих мастеров слова.
Гипотеза подтверждена: чтение литературных произведений помогает сформировать 30Ж.
Перспективные планы в исследовании:
-рассмотреть другие произведения литературы, где встречаются герои, ведущие 30Ж. Материалы, полученные в результате исследования, могут быть использованы на уроках литературы и физической культуры, а также при разработке материала для проведения викторин и олимпиад.
Анкетирование пробудит интерес у школьников к чтению художественных произведений, к ЗОЖ, научит творчески воспринимать литературные тексты, определять особенности авторского мастерства, т.е. будет способствовать развитию читательской культуры современных учеников.
Список использованных источников
- Гаглоев Е. Ф. Пандемониум. Издательство "РОСМЭН" 2019 г.
- Голявкин В. В. Избранное. Издательство "Детская литература" 2013 г.
- Григорьев С. В. Сто песен В. Высоцкого Издательское объединение "Культура", 1992 г.
- Каверин В. А. Два капитана. Издательство "Детская литература" 2011 г.
- Михалков С. В. Прививка. Издательство "Детская литература" 2015 г.
- Пушкин А. С. Зимнее утро. Издательство "Детская литература" 2011 г.
- Словарь - справочник. — М.: Дрофа, 2013 г.
- Чуковский К. И. Мойдодыр. М.: Издательство "Энас - книга" 2017г.