Индивидуальный проект "Мода"
В процессе проведения работы над итоговым индивидуальным проектом по истории (МХК) на тему "Мода" учащиеся 9 кдасса изучили термин "мода" и его историю, а также подробно рассмотрели какой была мода начиная с 1700-х годов по настоящее время, определили и классифицировали главные элементы одежды, аксессуары, обувь, прически и макияж в эти периоды.
Обучающиеся 9 класса в индивидуальном исследовательском проекте по истории на тему «Мода» выяснили также, что 2000-е года - противостояние противоположностей, в котором можно отметить мешковатые джинсы и кофты оверсайз, которые соперничали с микро топами и мини юбками. Звёзды кино и эстрады задавали тенденцию в моде.
Подробнее о работе:
Содержание исследовательской работы в рамках проекта по истории (МХК) на тему «Мода» отражает выводы о том, что каждому столетию соответсвовали свои веяния и тенденции в моде. Перемены всегда касались как сценического, делового и спортивного стиля, так и повседневного, подходящего, в прочем, и для других ситуаций.
Оглавление
Введение
- Откуда взялся термин «мода».
- Мода в 1700 годах.
- Мода в 1800 годах.
- Мода в 1900 годах.
- Мода 1990 года.
- Мода 2000 годов.
Введение
Некоторые специалисты в истории моды считают, что зарождение моды началось в XII - XIII веках, когда в костюме в большом количестве стали появляться элементы, не обусловленные необходимостью, а предназначенные для его украшения.
Стиль и мода интересовали людей еще во времена, когда появилось колесо. Но тогда красивая одежда была доступна только элите, а модельеры работали на избранных. Ситуация медленно и верно менялась.
Откуда взялся термин «мода»
В русский язык слово ввел Петр I, а означает оно «мера». Сам термин с латинскими корнями, но мы его позаимствовали у французов — ведь в XVIII веке именно они были законодателями стиля.
Вообще мода как таковая появилась благодаря знати. Одежда и внешний вид помогали понять, к какому социальному слою относится человек и насколько он богат. А аристократы во все времена старались соответствовать правителям.
Некоторые считают, что мода как явление появилась в XII–XIII веках: тогда средний класс пытался подражать высшему. Другие полагают, что она существовала во все времена.
После падения Древнего Рима (Западной Римской Империи) начинается новый этап развития Европы, известный как средневековье, а, следовательно, и новые вехи в истории моды. Виды и формы одежды в разных регионах в период средневековья (от V в. - ранее средневековье - до XV в. - позднее средневековье) разнородны. Раннее средневековье отличается крайне примитивной одеждой. Довольно простой крой, не отличающийся особым разнообразием, существовал до XI века. В X - XIII веках происходит развитие швейного ремесла, появляются новые модели одежды.
По предложениям историков моды, в XV веке с развитием портновского искусства зарождается конструирование одежды, технология изготовления одежды начинает заметно усложняться. В XV веке в Западной Европе закладываются основы кроя, повлиявшие на изменение форм женской одежды.
В XVI веке и начале XVII века на Европейскую манеру одеваться влияет мода Испании. В этот период, получивший название Золотого века Испании, страна добивается мирового экономического и политического лидерства, и соответственно, многие элементы испанского костюма того времени становятся широко популярными.
В конце XVI века влияние на тенденции в европейской одежде начала оказывать и Италия, где в это время зародился стиль Барокко. Италия славилась своими великолепными тканями, и вся состоятельная публика, стремящаяся роскошно одеваться, хотела носить одежду из итальянского бархата, атласа, тафты и кружева. Главной законодательницей итальянской моды в XV веке была Флоренция, а в XVI — Венеция.
В эпоху Высокого Возрождения в Италии мода впервые была научно детализирована. В период Ренессанса появились первые литературные источники, в которых говорилось об одежде, первые руководства о том, как одеваться и гримироваться, как наилучшим образом отвечать требованиям современной моды. Эти требования формулировались в итальянской литературе того времени. Например, в трактате итальянского философа, гуманиста, писателя Алессандро Пикколомини «Рафаэлла, или прекрасные манеры женщин» (La Raffaella ovvero della bella creanza delle donne), опубликованном в 1539 году, из диалога двух героинь - Рафаэллы и Маргериты, обсуждающих одежду, косметику, ювелирные изделия и прочие земные радости, можно узнать о некоторых воззрениях на моду.
Когда молодая и наивная Маргерита спрашивает старшую, более опытную Рафаэллу о том, что является важнейшей особенностью моды, то Рэфаэлла откровенно отвечает ей, что мода должна быть «богатой», что платье должно быть широким, со множеством складок.
Относительно частая смена форм костюма в период позднего средневековья, увлечение новизной, возникновение подражания дают основания полагать, что мода как социально-психологическое явление начала зарождаться в этот период.
Однако общей моды, как таковой, все ещё не было.
Общая мода в Европе начала устанавливаться с середины XVII века, а национальные особенности отходили на второй план.
Мода в 1700 годах
Старинные вещи 1700-х годов (XVIII век)
Вещи 1700-х годов, дошедшие до нашего, XXI века, поражают утончённостью отделки, тщательностью работы, богатством ткани и изящностью.
Во времена Петра1 появились и первые модники. Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол и кафтан. Кафтан носили незастегнутым - нараспашку. В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например “кюлоты” – короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки.
Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты - с широкими раструбами в верхней части голенищ. В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру. Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.
Тогда же вошел в моду и парик. При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.
Однако, как ни богаты и красивы были мужские наряды, им было трудно тягаться с женскими. Дама, одетая в нарядное платье, напоминала изящную фарфоровую статуэтку.
По-новому стало исчисляться и время суток. Куранты, установленные на Спасской башне в начале 17 в. имели циферблат с 17 делениями, вращался циферблат и подводил одну из цифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. При Петре количество часов в сутках стало неизменным – 24. В начале 18 в. куранты в Кремле заменили голландскими, с подвижными часовой и минутной стрелками, и циферблатом с 12 делениями.
К концу 17 началу 18 вв. постепенно меняется быт как простых, так и знатных, зажиточных людей. Меняется на западный манер одежда, пища, жилище . Бояре и дворяне стригут волосы и бороды, заводят иностранные книги и музыкальные инструменты, игрушки. Женщины старательно меняли свою внешность.
На лицо наносили яркую косметику (румяна и белила), ведь при свечах лица бледнеют. Вошел в обиход язык «мушек» - искусственных родинок из тафты или бархата. Место на лице, куда наносилась мушка, было не случайным и было тайным посланием. Мушка в углу глаза означала: «Я вами интересуюсь», на верхней губе - «Я хочу вас поцеловать» и так далее. Также невербально общались с помощью вееров — они тоже стали модны.
У новых костюмов появились карманы . До сей поры карманов на одежде не было: ножи и необходимые бумаги носили а голенищем сапога, деньги иногда прятали за щеку. А вот на новых нарядах карманы были предусмотрены и, конечно же, сразу стали наполняться содержимым. Сам Петр в карманах своего кафтана носил записную книжку, готовальню с чертежными инструментами, коробочку с нитками и иглой.
Похвастаться новыми нарядами знатные модники могли на ассамблеях. Эти собрания носили и развлекательный характер, но могли послужить и делу: в непринужденных беседах обменивались новостями, а в серьезных разговорах обсуждали важные дела. Ассамблеи заменили пиры, на которых преимущественно ели и выпивали. Здесь же преобладали общение, игры и танцы: полонез, менуэт, контрданс, англез. Хозяин дома, в котором проводилась ассамблея, должен был известить письмом или иным способом, куда следует приходить желающим.
Раньше четырех часов встреча не начиналась, позднее десяти не заканчивалась, гости приезжали, когда пожелают. К слову, раньше мужчин принимали отдельно от женщин, а теперь прекрасный пол участвовал во встречах наравне с сильным полом. У самого Петра было всего два парадных костюма.
Вообще у Петра отмечали некоторую небрежность в одежде. Из своих выходных костюмов он чаще всего носил мундир капитан-бомбардира Преображенского полка или простой темный кафтан. Главным в одежде для него было удобство. Поэтому кружевных манжет он не любил — они мешали работать. А вот к выбору белья подходил более тщательно, предпочитая тонкое полотно.
Мода в 1800 годах
Мода в период 1800-1815 годов, или стиль стиля ампир, в этот период модные стили женской одежды были основаны на силуэте Империи — платья были плотно прилегали к туловищу под бюстом, свободно падая ниже. Эти стили обычно называются «стиль ампир». Женская одежда, как правило, была плотно прижата к туловищу от естественной талии вверх и сильно опущена ниже (часто раздувается с помощью юбок, кринолинов, корзин, суеверий и т. Д.).Высокая талия стилей 1795-1820 годов отвлекала внимание от натуральной талии, так что тогда не было никакого смысла к жесткому «осыстному талии», который часто считался модным в другие периоды. Без корсета в рубашках были показаны длинная линия тела, а также кривые женского торса.
Мода неоклассицизма повлияла на гораздо большую простоту женских платьев и долговечную форму для белых, задолго до Французской революции, но только после этого тщательные попытки подражать древним стилям стали модно во Франции, по крайней мере для женщин. Классические костюмы давно носили модные дамы, изображающие как фигуру из греческого или римского мифа в портрете (в частности, была сыпь таких портретов молодой модели Эммы, леди Гамильтон с 1780-х годов), но такие костюмы носили только носки для портретных сидений и маскарадных шаров до периода Революции, и, возможно, как и другие экзотические стили, как раздевание дома. Но стили, которые носили портреты Джульетты Рекамер, Хосефина де Бохарне, Тераса Таллиена и других парижских тренеров, также были для публики.
Увидев г-жу Таллиен в опере, Талейран сказал: «Возможно, вам понравится и плюс!»(«Нельзя было более роскошно раздеваться»). В 1788 году, незадолго до революции, придворный портретист Луиза Элизабет Виге Ле Брун провела греческий ужин, где дамы носили простые белые греческие туники. Более короткие классические прически, где это возможно, с кудрями, были менее спорными и очень широко приняты, и волосы были теперь открыты даже на открытом воздухе; за исключением вечернего платья, шляпок или других покрытий, как правило, носили даже в помещении раньше. Тонкие греческие ленты или филе использовались для связывания или украшения волос.
Очень легкие и свободные платья, обычно белые и часто с шокирующими голыми руками, поднимались от лодыжки чуть ниже лифа, где был сильно подчеркнутый тонкий край или галстук вокруг тела, часто в другом цвете. Форма теперь часто известна как силуэт империи, хотя она предшествовала Первой французской империи Наполеона, но его первая императрица Хосефина де Бохарне влияла на распространение ее по всей Европе. Длинный прямоугольный платок или обертывание, очень часто красное, но с украшенной рамкой на портретах, помогало в более холодную погоду и, по-видимому, было уложено вокруг таз, когда сидели, — для которых поддерживались растянутые полу-лежачие позы. К началу XIX века такие стили широко распространились по всей Европе.
В целом дамы по-прежнему жили по поговорке: «Чтобы быть красивой, можно и пострадать!». (Это дословный перевод, потом в России перефразированный как «Красота требует жертв!».) Поэтому о женщинах этого красивого времени чаще говорили, что они «хорошо задрапированы», чем они «хорошо одеты».
Жесткие корсеты исчезли, сменившись для тех, кто считал это необходимым, короткими конструкциями для поддержки груди (подобные современным бюстгальтерам). Платья шились из ткани, которая раньше шла на нижние сорочки: тонкого батиста, муслина, шелка, также использовались кисея, фуляр, кружево, креп, тюль, прозрачная шерсть - дымка. Были популярны светлые оттенки, свидетельствующие о высоком положении, белые, почти прозрачные ткани, кисеи. Материю научились отбеливать.
Одежда непривычно обрисовывала форму ног и ягодиц, а в яркий солнечный день становилась практически прозрачной. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу. Под платье надевали только короткую открытую нижнюю сорочку, а также трико телесного цвета. По внешнему виду платья напоминали рубашки и имели ампирный силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны.
Мода в 1900 годах
Главные события происходят во Франции. Универсальная международная выставка 1900 г. в Париже была первой официальной экспозицией, в которой моде был посвящен отдельный павильон.
На Парижской выставке 1900 г. свое творчество демонстрировали уже около 20 крупных Домов моды. Массовое производство одежды начинает играть значительную роль в экономике.
Мода в 1900-1907 гг. полностью отличается от моды последующего пятидесятилетия и является как бы продолжением форм конца XIX в. Этот период характеризуется прежде всего невиданной ранее пышностью декора, обилием бижутерии, меха, перьев, великолепными, роскошными тканями, любовью к импозантности и стремлением подчеркнуть богатство и разнообразие одежды.
Дорогие текучие ткани модерна орнаментировались стилизованными формами вьющихся, экзотических, болотных растений, водорослей, раковин, медуз, внутренним строением цветов и листьев. Узор располагался асимметрично. Цветовая гамма строилась на умеренных приглушенных тонах: глубокий гранатовый, темно-зеленый, табачный, бронзовый, многочисленные оттенки серого, нежно-голубого и розового.
Изогнутые линии s-образного силуэта подчеркиваются асимметричным расположением отделки, драпировками на лифе и юбке. Декоративное решение костюма осуществляется путем сопоставления фактур материалов (бархата, атласа, шифона, дорогого меха), изысканных цветовых сочетаний (синего с зеленым, желтого с зеленым, серого с розовым), широкого применения кружев и вышивки крупного рисунка шелком, бисером, драгоценными камнями. Крой юбок — в основном клеш.
Мода 1900-1907 годов заимствовала много форм из прошедших эпох. Костюмы времен Людовика XIII нашли отражение в широких воротниках, коротких болеро и собранных спереди блузках. Период Людовика XIV проявился в умеренных жакетах, называемых vestons Louis XIII, которые начали в то время соперничать с миниатюрными болеро. Кроме того, носили юбки со вставленными спереди отделочными клиньями, строгие пальто редингот, а также разнообразные банты. Влияние стиля Людовика XV нашло отражение в воланах платьев, длинных прямых лифах и форме бижутерии. Как и во времена Людовика XVI, были популярны большие шляпы, узорчатые ткани в цветах и букетах, косынки. Атласные вензеля, разбросанные по ткани платья, и более широкие, чем прежде, юбки. Домашние платья имели черты стиля ампир и складки.
В первые годы XX века все платья еще волочились по земле, подметая улицы и паркеты. Но в мировой моде уже появились попытки ввести короткие платья. В Европе этому положил начало Международный институт закройщиков в Дрездене, который в 1902 г. выставил много образцов эстетичных и разнообразных по покрою спортивных платьев (для гребли, крокета), а также множество образцов летних костюмов, платьев для путешествий и улицы, обеспечивающих свободу движения и уже столь коротких, что была видна обувь до щиколотки.
В 1904 г. укороченное платье называли trotteuses*. Оно было все на подкладке, еще очень широким внизу и заканчивалось тесьмой с шелковой щеточкой. Носили его только на улице, в утренние часы. В салонах же еще долго царствовали исполинские трены со множеством рюшек и оборок.
Покрой платья был в то время очень сложным. Верх плотно облегал фигуру, имел отрезные бочка или многочисленные клинья и вытачки. Часто применялся фрачный покрой.
Модная женщина должна была переодеваться несколько раз в день: с утра в домашнее платье, затем в платье для визитов или костюм для прогулок, в обеденное платье, «чайное платье», в театральное платье, платье для приемов, бальное платье.
Мода 1990 года
Стиль «оставайся самим собой»
Именно в 90-е годы появился стиль «оставайся самим собой», который предлагает индивидуальный стиль фасона одежды. В моду вошла загорелая кожа и стройная фигура (на счет стройной фигуры, эксперты сходятся во мнениях, что это пришло из 80-х годов, где все были помешаны на аэробике и правильном питании).
Каждое десятилетие женское население находило для себя своих кумиров в том или ином стиле. В 90-е годы иконами стиля считались Джулия Робертс, Синди Кроуфорд, Гвинет Пелтроу, Риз Уизерспун, Кортни Лав, Дженифер Энистон, Шерон Стоун и другие. Голливудские и музыкальные звезды отражали классику 90-х и на них равнялись многие женщины и девушки того времени.
Главные элементы одежды 90-х
В моде была очень популярной куртка-косуха, рваные джинсы, олимпийка, спортивные вещи, объемные свитера, длинные шифоновые юбки, джинсы бойфренды, свободные футболки с ярким принтом, яркие и цветастые лосины, безразмерные пиджаки и костюмы из денима, где главный упор делался на джинсовую куртку.
Аксессуары 90-х
В 90-х классические серьги на застежках или гвоздиках немного отходят в сторону, уступая место клипсам. Клипсы были крупными и изготавливались из всех цветов радуги. В моду вошли чокеры, которые больше всего носили девушки подростки. В обиходе были бусы из страз, цепочки из метала, разноцветные резинки для волос и другое. Почти все носили солнцезащитные очки в пластмассовой оправе и с темными стеклами. Чем темнее были стекла очков, тем более модной считалась вещь. В моде были овальные, круглые и прямоугольные формы.
Обувь 90-х годов
Самой популярной обувью 90-х считаются кеды и кроссовки. Чуть позднее в обиход входит обувь на тракторной подошве, туфли-лодочки, туфли-лоферы, высокий каблук и шпилька.
Прическа и макияж 90-х
Волосы ценились объемные, поэтому многие модницы прибегали к начесу. Иногда такой начес был весьма огромен, от чего голова казалась значительно больше, чем есть на самом деле. Девушки подростки носили хвосты на бок, а также в моде была короткая стрижка каре.
В 90-е было модным два направления в макияже: темная классика и яркое обилие. В первом использовался темный карандаш, тени, подводка для бровей, а также коричневые, кирпичные и бежевые тона помады.
Во втором же случае на веки наносились разноцветные тени, все это подчеркивалось жирным черным карандашом и выделялись губы в яркий цвет. В качестве помады использовали яркий оранжевый, холодный красный и алый оттенок. В моде были металлические тени.
Мода 2000 годов
Стиль одежды в 2000-х годах отличался блеском, театральностью и откровенной сексуальностью. Некоторые модные тенденции из «нулевых», как ещё называют тот период, перешли и в 2020-е гг. и получили своё название «Y2K», что расшифровывается, как «year 2000» или «мода 2000».
Эксперты в мире моды отмечают, что большая часть современных дизайнеров реализуют свои задумки как новые, в то время как, на самом деле, многие из них появлялись в начале этого века.
Стили 2000-х и что в нём особенного
Стиль 2000-х годов можно охарактеризовать, как противостояние противоположностей. Так, например, мешковатые джинсы и кофты оверсайз соперничали с минимумом ткани на человеке, так как популярностью также пользовались микро топы и мини юбки, в которых неудобно было присесть или нагнуться. Звёзды и киноактёры всегда задавали тенденцию в моде. О том, что носили вначале XXI в., можно судить, посмотрев фильм «Блондинка в законе» или сериал «Зачарованные».
В 2000-х девушки по всему миру отдавали предпочтения розовым юбкам и кофтам со стразами, облегающим спортивным костюмам, в которых можно было выйти и на официальное мероприятие, и джинсам цвета «деним» с низкой посадкой талии.
Эксперты в фешн-индустрии называют символами моды «Y2K» такие элементы гардероба, как:
- топы-кардиганы, облегающие силуэт;
- микро юбки и майки;
- капри;
- юбки-баллоны;
- топы-тубусы;
- платья с вафельной сборкой;
- серьги кольца;
- пояса цепочки;
- плюшевые спортивные костюмы.
В 2000-х годах появилось несколько новых стилей в одежде, которых не было ранее.
Особенно можно выделить:
- хип-хоп;
- уличный стиль;
- эмо.
Перемены также коснулись сценического и спортивного стиля, который раньше был более консервативным. Дизайнеры создали такую одежду, которая подходила для многих мероприятий. Так, например, в спортивном костюме теперь можно было посещать не только спортплощадку или фитнес зал, но и ходить за покупками в крупные торговые центры или веселиться на светских вечеринках.
На сцену стало модно выходить не только в классических платьях или костюмах, но и в том, что первое попалось под руку. За свой внешний вид перед камерами звёзды перестали переживать. При этом эксперты условно делят моду 2000-х на 3 периода. Вначале нового века хитом продаж стали блестящие вещи тёмных оттенков. Особой популярностью пользовался чёрный цвет.
В середине «нулевых» на модных вечеринках и в повседневной жизни люди отдавали предпочтение вещам, сшитым по фасонам 60-х годов прошлого века. В этот период носили рубашки со стоячими воротниками, штаны для йоги, толстовки с капюшонами и лёгкие облегающие джинсы с заниженной талией. Кроме этого в моду снова вошли футболки в рок-стиле, костюмы в полоску и поло с перевёрнутым воротником.
В последней части десятилетия модницы отдавали предпочтение платьям-свитерам, юбкам-баллонам и облегающим майкам, которые вытеснили короткие топы. В этот период дизайнеры создавали свои коллекции, основываясь на тенденциях 80-х годов прошлого века.
Так, например, снова стали популярны животные принты, свитера с V-образным вырезом и фланелевые рубашки. Из головных уборов вернулись кепки-аэродромы и отцовские шляпы, а лук обычно завершали или байкерские грубые ботинки или лёгкие кроссовки.