Индивидуальный проект "Пифагор и его школа"
В ходе индивидуального исследовательского проекта по истории на тему "Пифагор и его школа" учащаяся 6 класса исследовала историю жизни Пифагора, выяснила какие из фактов о нем правдивы, а какие являются мифами, подробно изучила идеологию школы Пифагора, режим обучения в ней и особенности её функционирования.
Вследствие научно-исследовательской работы по истории на тему «Пифагор и его школа» обучающаяся 6 класса выяснила, что пифагорейцы уделяли большое внимание медицине и психотерапии, разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать, развивали смысловую память, т.е. они одинаково заботились и о физическом, и о духовном развитии.
Подробнее о работе:
Содержание индивидуальной работы над исследовательским проектом по истории на тему «Пифагор и его школа» отражает выводы ученицы 6 класса о том, что идеи Пифагора о числах, гармонии и космосе остаются важными и в наше время. По ее мнению строгие правила школы Пифагора вызывают сомнения у современных людей, особенно что касается личных свобод и прав.
Оглавление
Введение
Личность Пифагора. Факты и мифы
Идеология пифагорейцев
Распорядок дня пифагорейцев
Основные черты философии Пифагора
Заключение
Введение
«Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.» Пифагор Самосский.
В биографии Пифагора, можно встретить очень разные свидетельства, что не оставляет сомнений в уникальности этого человека. В глазах своих учеников он был полубогом (ходили даже слухи о его происхождении от Апполона). Выдающийся философ, математик и религиозный реформатор, создатель научной школы и религиозного братства, некоторыми своими современниками он, однако, считался чуть ли не шарлатаном. Так Гераклит дал Пифагору такую характеристику: «предводитель мошенников», который, «понадергав сведений со всего мира, изрекал их в виде собственной мудрости».
Этот взгляд Гераклита вполне отражал неприязненное отношение со стороны многих современников. Их пугало то, что учение Пифагора быстро набирает популярность на Юге Италии, и становится могущественным тайным орденом. Тем не менее, нет сомнений, что Пифагор обладал мощной харизмой: привлекательная внешность, искусный оратор, образован, умен и умел располагать и вести за собой людей.
Его взгляды актуальны и сейчас, многие умозаключения в различных науках до сих пор не изменились. Созданная Пифагором школа своим укладом являлась новой структурой того времени. Я считаю, что наследие этого великого ученого актуально и сегодня. И речь идет не только о научных открытиях.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что если использовать изученный материал об идеологии школы Пифагора, режима обучения в ней и её особенностей, то можно предложить варианты изменений в современный образовательный процесс, с целью всестороннего развития обучающихся.
Объектом моего исследования является наследие великого философа Пифагора Самосского, предмет моего исследования – созданная им школа.
Для достижения цели моего исследования: рассказать о школе Пифагора, как о первой школе воспитывающей философов, мне надо было решить следующие задачи:
- Изучить всевозможную информацию по личности Пифагора и созданной им школе.
- Исследовать модель работы школы.
- Выявить особенности жизни школы Пифагора, которые возможно применить в наше время.
Личность Пифагора. Факты и мифы
Согласно большинству сведений, Пифагор происходил с острова Самос. Его жизнь приходится на период приблизительно между 584-500 г.г до н.э. Согласно одной из легенд, когда Пифагору исполнилось 18 лет, он покинул родной дом и отправился в Египет, чтобы набраться мудрости у местных жрецов. Там будущий философ изучал медицину и математику на протяжении 20 лет. Потом его взял в плен персидский властитель Камбис и увёл в Вавилон. В качестве узника Пифагор провёл ещё 12 лет, часто взаимодействуя с магами, и лишь потом вернулся на родной Самос. Уже в тот период местные жители признали 56-летнего Пифагора самым мудрым человеком в мире.
В целом нужно отметить, что религиозные воззрения Пифагора были для Древней Греции делом абсолютно инновационным – греки свято верили, что души умерших отправляются в царство Аида, где превращаются в тени, Пифагор же говорил о бессмертии души и о бесконечном цикле перерождений, которые можно прервать и освободить дух, если человек достаточно будет стремиться к просветлению. Как отмечалось выше, личность Пифагора была окутана многими мифами.
В трудах многих античных авторов он предстает в образе чудотворца, понимающего язык животных и птиц, разговаривающего с реками, таинственно перемещающегося в пространстве и умеющего исцелять. Очень трудно давать оценку подобным описаниям спустя тысячелетия, однако некоторые современные авторы склонны приписывать Пифагору владение шаманскими техниками.
Основная просветительская деятельность Пифагора началась в сицилийском городе Кротоне, куда он прибыл в 532 г. до н.э. Там Пифагор начал деятельность по призыву местных жителей, ослабевших во внешней политике и спорте ввиду чрезмерной тяги к роскоши, к умеренному образу жизни. Лекции Пифагора пользовались популярностью, в немалой степени потому, что он отдельно выступал для каждой категории – мужчин, женщин, детей. Наибольшее же влияние он получает в молодежной среде, вокруг самосского мудреца возникает круг последователей из числа юношей, принадлежащих к именитым семействам города, которые и составили костяк пифагорейского сообщества в будущем, при этом имея возможность играть важную роль в политической жизни города, ввиду своей знатности.
В то же время создание школы (гетерии), где обособленно проживали 300 юношей-аристократов, по мере взросления набирающих политический вес, начало лишать Пифагора симпатий общества – если раньше его мудрость распространялась на всех, теперь он ею делился лишь с избранными.
В 510 году Кротон вступает в войну с богатым и сильным городом Сибарисом, наголову разбивает противника и становится самым влиятельным городом Южной Италии. Наряду с этим растет и могущество пифагорейцев, так как именно Пифагор явился вдохновителем войны, вел же войско также пифагореец Милон.
Среди части аристократии, оттесненной с политической сцены, зреет недовольство, они распускают слухи о планах Пифагора установить тиранию и организуют мятежи, последствием которых становится полный разгром пифагорейских школ по всему югу Италии. По свидетельству некоторых историков, мятежам сопутствовал и раскол в рядах самих пифагорейцев, по крайней мере один из лидеров мятежа, Килон, сам был выходцем пифагорейской школы, но был из нее изгнан по неизвестным причинам.
Вскоре после килоновского мятежа, Пифагор покидает Кротон, и, после недолгих скитаний по городам Греции, умирает. Со слов историка Дикеарха, Пифагор, поэтапно изгнанный из всех городов, где он появлялся в поисках пристанища, в итоге бежал в храм Муз в Метапонте, где практически уморил себя голодом, сорок дней не принимая пищу. Произошло это предположительно в 497 году до н.э.
Идеология пифагорейцев
Осталось мало свидетельств о деятельности и образе жизни пифагорейцев, в том числе из-за существовавшей клятвы о неразглашении, которая давалась при вступлении в союз. Прежде всего, мы знаем, что Пифагор ставил во главу угла идею о достижении совершенства духа, посредством которого человек мог бы избавляться от цикличного процесса перевоплощений.
Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению.
Из-за этого не каждый мог учиться в этой школе. Пифагор говорил, что «приход людей в жизнь подобен встречающемуся на празднествах сборищу.
Ибо как там суетятся разные люди, пришедшие один с одной целью, другой – с другой, так и в жизни различные люди собираются в одном и том же месте, движимые различными интересами. Одними владеет жажда роскоши и денег, других привлекает желание власти и начальствования и борьба честолюбий. А самый бескорыстный нрав у того человека, который, занимаясь созерцанием прекрасного, называется философом». И Пифагор, первым назвав себя философом, стал обучать тому делу, которое обозначает это слово, отбирая в качестве своих учеников тех, кто действительно сделал поиск истины целью своей жизни.
А как для того, чтобы стать мастером в любом деле, необходим талант, помноженный на любовь к упорному труду, так же и для того, чтобы стать философом, необходимо врожденное неприятие лжи и несправедливости, помноженное на тягу к познанию. Поэтому, если люди выражали желание поступить в школу, Пифагор «сначала расспрашивал кого-нибудь о том, как они ведут себя с родителями и остальными домашними, затем наблюдал их порывы...». Он проводил психологическую проверку характера кандидатов и оценку их способностей и склонностей. Прежде всего новичков ожидали испытания мужества.
Они должны были показать, что в состоянии не поддаваться ложным страхам, свойственным психике, и умеют на элементарном уровне отличать плоды фантазии от того, что есть на самом деле. Затем их ожидала проверка на тщеславие и даже на способность спокойно реагировать на оскорбления. Также Пифагор узнавал «знакомых, с которыми они общались, и особенно тех, с кем проводят время постоянно, и кто из встречных вызывает у них радость или огорчение». Кроме того, он наблюдал их внешний вид, и походку, и всякое движение тела и делал вывод на основании отличительных признаков природы человека, обнаруживая по внешним проявлениям скрытый в душе нрав.
Того, кто выдерживал это испытание, он отпускал на три года, чтобы, понаблюдав еще, проверить, достаточно ли у человека твердости и истинной любви к учению и относится ли он к славе так, что ему безразличны почести. После этого тем, кто приходил вновь, он предписывал пятилетнее молчание, испытывая их способности воздерживаться, так как молчание – «наиболее трудный вид воздержания...».
Завещания Пифагора ученикам, были собраны в моральный кодекс пифагорейцев «Золотые стихи». Они переписывались и дополнялись на протяжении всей тысячелетней истории.
Распорядок дня пифагорейца
Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой особый распорядок дня.
День пифагорейцам надлежало начинать со стихов:
Прежде, чем встать от сладостных снов навеваемых ночью,
Думай, раскинь, какие дела тебе день приготовил.
Проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения, помогающие запоминать нужные сведения, а затем шли на берег моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами:
Не допускай ленивого сна на усталые очи,
Прежде, чем на три вопроса о деле дневном не ответишь:
Что я сделал? Чего не сделал? Что мне осталось сделать?
Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии. Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Развивали память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том случае, если в системе знаний найдены начала.
Как видим, пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них родился термин «калокагатия», обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств.
На протяжении всей истории Древней Эллады(Греции) калокагатия оставалась своеобразным культом для древних греков и от них перешла к древним римлянам.
Пифагорский образ жизни определялся тем, что нет зла большего, чем безвластие (анархия), что человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует. Высшая власть принадлежит Богу. Это является их принципом и весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу. И основа этой философии состоит в том, что смешно поступать подобно людям, которые ищут блага где-то в другом месте, а не у Богов. После Богов следует почитать правителей, родителей и старших.
Утренние прогулки эти мужи совершали в одиночестве и в таких местах, где были подходящие спокойствие и тишина, где были храмы, священные рощи или что-либо другое, отрадное для души. Они считали, что не следует встречаться с кем-либо, прежде чем не приведешь в порядок собственную душу и не настроишь гармонично разум, а для упорядочения разума благоприятна именно такая тишина. Они считали, что приходишь в смятение, если тотчас, встав с постели, идешь толкаться среди шумной толпы, и поэтому все пифагорейцы всегда выбирали места, наиболее подходящие для святилищ. После утренней прогулки они встречались друг с другом, по большей части в храмах или в других священных местах. Это время они использовали для лекций и заучивания, а также для исправления своего нрава.
После этих дел они занимались уходом за телом. Большинство натиралось маслом и участвовало в беге, меньшая часть занималась борьбой в садах и в рощах, некоторые занимались прыжками с гимнастическими гирями или вели кулачный бой, выбирая упражнения, соответствующие своей силе. На завтрак они ели хлеб и мед или медовые соты, вина днем не пили. После завтрака они занимались общественными делами, чужеземцами и гостеприимцами — в соответствии с предписаниями законов, так как со всем этим они хотели управиться после завтрака. Вечером они снова стремились на прогулку, но не порознь, как утром, а вдвоем или втроем, припоминая уроки и посвящая себя благородным занятиям.
После прогулки они совершали омовение и после омовения встречались за совместной трапезой, причем не более, чем по десять человек. Когда сотрапезники собирались, они совершали возлияния, приносили в жертву благовония и ладан. Затем они шли на обед, чтобы закончить его до захода солнца. На обед были вино, ячменный и пшеничный хлеб, закуска, вареные и сырые овощи. Подавалось и мясо жертвенных животных, рыбу они ели редко, так как некоторые виды рыб по определенным причинам считались непригодными для еды.
После обеда совершались возлияния, затем — чтение вслух. Обычно самый младший читал, а самый старший указывал, что нужно читать и как читать. Когда они собирались уходить, виночерпий наливал им вина для возлияния, а после возлияния старший говорил так: «Садовому и плодоносному растению не вредить и не губить его, равно как и живому существу, если оно не способно вредить человеческому роду, не причинять вреда и не губить его». С восходом звезд следовало отправляться в спальни. Простыни и постельная ткань должны быть из льна, как и одежда вообще, льняная, белая и чистая.
От пифагорейцев пошел обычай выставлять при трапезах сладкие и изысканные яства, а затем отдавать их рабам, чтобы поупражняться в обуздании вожделения к этим яствам.
С восходом звезд следовало отправляться в спальни. Простыни и постельная ткань должны быть из льна, как и одежда вообще, льняная, белая и чистая.
Таким образом школа Пифагора была известна своими строгими правилами и обрядами. Вот некоторые из них:
- Тайна учения: Ученики школы Пифагора обязывались сохранять тайну учения и не разглашать его вне школы.
- Вегетарианство: Ученики школы Пифагора придерживались вегетарианской диеты, избегая употребления мяса.
- Молчание: Ученики школы Пифагора часто практиковали молчание, особенно во время обрядов и ритуалов.
- Философские обсуждения: Ученики учились участвовать в философских дискуссиях, обсуждая различные аспекты жизни и космоса.
- Чистота и гигиена: Учеников учили соблюдать чистоту и гигиену как физическую, так и духовную практику.
- Медитация и религиозные обряды: Школа Пифагора проводила медитации и религиозные обряды, включая поклонение числам и музыкальным гармониям.
Эти правила и обряды были частью общественной и духовной жизни учеников школы Пифагора, помогая им достичь гармонии и духовного совершенства.
Основные черты философии Пифагора
- Вера в переселение душ - Пифагор становиться учителем жизни дабы совершенствовать молодые души.
- Школа осуществляет нравственное воспитание, стремление к социальным преобразованиям общества.
- Воспитывает интеллектуальную аристократию, главные качества правителя – просвещение и гуманность.
- Дает мистическое учение о числах→ попытка свести все явления к числовым отношениям и рассматривать числа как непреходящую сущность вещей (как все числа составлены из чета и нечета, так и все вещи соединяют в себе противоположности, из которых основные - "предел" и "беспредельное"; в то же время каждая вещь рассматривалась как примирение противоположностей - "гармония").
- Воспевает три основных мира: естественный, человеческий и божественный.
Заключение
Проведенные мною исследования показывают, что идеи Пифагора о числах, гармонии и космосе остаются важными и в современности.
Современный взгляд на школу Пифагора включает в себя интерес к ее философским и математическим учениям. С другой стороны, строгие правила школы Пифагора могут вызывать сомнения у современных людей, особенно что касается личных свобод и прав.
Однако интерес к духовной практике, медитации и обрядам все еще существует, и некоторые аспекты учений школы Пифагора могут быть рассмотрены нами как возможные источники вдохновения для личностного роста и развития. Так например: практика молчания продолжительное время может способствовать развитию концентрации внимания учеников, а умение участвовать в философских дискуссиях, обсуждая различные аспекты жизни, является важным качеством современного человека.