Проект "Благоустройство парка культуры и отдыха "Территория единства" в г. Удачный Республики Саха (Якутия)"

В рамках исследовательского индивидуального проекта по краеведению на тему "Комплексное благоустройство парка культуры и отдыха "Территория единства" в г. Удачный Республики Саха (Якутия)" учащийся 9 класса ознакомился с нынешним планом территории парка, изучил традиции этнических групп, проживающих в городе, проведя опрос населения. В проекте определены особенности посадки деревьев и кустарников в Крайнем Севере, а также выбраны программное обеспечение для создания рельефа территорий и малых архитектурных форм.
Подробнее о работе:
В процессе проведения поисково-исследовательской работы по краеведению на тему "Комплексное благоустройство парка культуры и отдыха "Территория единства" в г. Удачный Республики Саха (Якутия)" обучающийся 9 класса создал визуализацию и генеральный план благоустройства территории, а также провел расчёт расхода строительных материалов и определил сметную стоимость своих проектных решений.
Содержание работы в рамках индивидуального исследовательского проекта по краеведению "Комплексное благоустройство парка культуры и отдыха "Территория единства" в г. Удачный Республики Саха (Якутия)" отражает выводы о том, что получившийся проект благоустройства территории является комфортной зоной семейного отдыха и проведения мероприятий для жителей города, а также отвечает запросам различных этнических групп посетителей парка.
Оглавление
Введение
1. Предпроектное исследование территории
2. Разработка проекта
3. Определение сметной стоимости проекта согласно проектным решениям
Заключение
Ссылки и приложения
Список использованной литературы и интернет-источников
Введение
Улучшение окружающей среды и организация здоровых и благоприятных условий жизни - одна из задач, решение которой кроется в озелененных территориях в виде скверов, бульваров, парков культуры и отдыха. Парк культуры и отдыха – озелененная территория многофункционального направления с развитой системой благоустройства, предназначенная для массового отдыха населения города и проведения разнообразной культурно-просветительных мероприятий среди взрослых и детей.
Одна из важнейших задач общества – это воспитание гражданина, патриота своей Родины, который обладает чувством ответственности перед обществом, глубокой привязанности к семье, дому, Родине и толерантным отношением к другим людям. Ведь уважая своих близких, соседей, свои собственные традиции, мы научимся чтить и чужие, что не менее важно в нашей многонациональной стране, в республике, в городе, с целью формирования патриотических чувств подрастающего поколения. Якутия считается многонациональной республикой в России. Если мы живем в такой республике, то должны знать о таком чувстве, как чувство взаимоуважения.
Во все времена было велико стремление народов Якутии к единству, братству и дружбе. Одна «промышленная» судьба в городе, в котором мы проживаем, явилась прочным фундаментом сплоченности и единства, в основе которого лежат культура, обычаи и традиции разных этнических групп.
Объединение национальных праздников и их схожесть подтолкнули на идею создания «Территории Единства». Я решил попробовать объединить в одной парковой территории возможность празднования разных национальных событий с целью укрепления межэтнических отношений жителей города.
Актуальность проекта определяется тем, что в настоящее время в нашем городе отсутствует парковая территория, в которой можно проводить время с семьей с пользой для здоровья, созерцания и единения человека с природой.
«Территория Единства» - моя первая проектная работа, которая стимулирует фантазию с целью укрепления межэтнических отношений среди жителей нашего небольшого города путём создания общего пространства.
Целью проекта благоустройства является создание комфортной среды, отвечающей запросам различных этнических групп посетителей парка для семейного отдыха и проведения мероприятий для горожан.
Задачи:
- Ознакомиться с ситуационным планом территории парка (с фотофиксацией объектов территории, существующего озеленения, расположение инженерных сетей, подъездных путей и границ участка);
- Изучить традиции каждой из этнических групп, проживающих в нашем городе, путем проведения опроса среди населения. Провести анализ основных культурных традиций этнических групп, изучить характер празднования в реалиях современного мира.
- Изучить особенности посадки деревьев и кустарников в условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты. Определить ряд растений для применения озеленения на территории благоустройства.
- Изучение и выбор программного обеспечения для создания рельефа территорий и построения малых архитектурных форм.
- Разделение территории на функциональные зоны путем формирования дорожно-тропиночной сети.
- Создание визуализации и генерального плана благоустройства территории.
- Разработка малых архитектурных форм, расчёт расхода строительных и инертных материалов.
- Определение сметной стоимости проектных решений.
Гипотеза: Развитие единства межэтнических групп, стремление к целостности при многообразии различий культур и традиций в современном мире реализуема при создании общего пространства.
Методы исследования: Методологическую базу проектной работы «Территория Единства» составили следующие методы:
- Эмпирические методы (в т.ч. опрос, фотофиксация, измерение, математический, описание, экономический)
- Теоретические (в т.ч. анализ литературы, моделирование).
Объект исследования: Благоустройство территории общественного пространства этнографического комплекса г. Удачный.
1. Предпроектное исследование территории
Ситуационный план
Место проектирования находится в городе Удачный Мирнинского района Республики Саха (Якутия), в 1692 км к северо-западу от г. Якутска (рисунок 1). Город возник в связи с открытием в 1957 году алмазного месторождения – кимберлитовой трубки «Удачная» - именем которого назван город, в 15 км от города – трубка «Зарница».
г. Удачный состоит из двух микрорайонов: Надежного и Нового города. Территория проектирования расположена в микрорайоне Новый город в отведенной природной части города и занимает 1,78 га (рисунок 2).
Оценка экологической обстановки
При проведении комплексного анализа экологической обстановки территории благоустройства на начальном этапе изучены физико-географические условия, климатические особенности, строение рельефа, почвенного покрова, ландшафтной структуры территории, расположение и видовой состав зеленых насаждений.
Основной перечень загрязнений среды территории благоустройства:
- загрязнение атмосферы (загрязненность воздуха от автомобильных дорог, общая запыленность атмосферного воздуха);
- шумовое загрязнение от городского транспорта;
Фотофиксация территории
На территории наблюдаются архитектурные формы в виде ритуальных и обрядовых форм (коновязные столбы и деревья, и импровизированное металлическое жилище)
Территория освобождена от кустарников и деревьев, наблюдается скудный травяной покров ввиду отсутствия плодородной почвы, территория покрыта песчано-гравийной смесью.
Создание графических материалов
Для облегчения задач я воспользовался следующими программами: AutoCAD, GeoRandom, Топография. С помощью этих программ, которые совместимы с GNSS оборудованием, я рассчитал высотные отметки рельефа, а также произвёл привязку к координатной сетке в местной системе координат. Помимо отрисовки рельефа в ArchiCAD была выполнена съемка МАФ в масштабе 1:500 с отрисовкой их на плане.
В северной части участка расположен обрядовый центр благословения «Алгыс» (рисунок 3). В традициях у якутов принято встречать Алгысом каждого гостя, приехавшего издалека. Весь ритуал Алгыса сочетает поклонение духу огня, духу местности, приобщение к ним через круговой танец Осуохай.
Юго-восточная часть ограждена столбами-коновязи – Сэргэ (рисунок 4). Деревянный столб-коновязь является прообразом мирового Древа Аал Луук Мас, которое служит осью трех миров, соединяет небо и землю, служит для шаманов дорогой в путешествии по всем трем мирам.
В северо-западной части располагается Аал Луук Мас (рисунок 5) - священное дерево рода, в котором обитает дух-хозяйка данной местности (якутская мифология). Аал Луук Мас считались могучие старые березы и лиственницы. Чтобы восполнить жизненные силы, принято прикоснуться к образу древа жизни обеими ладонями.
Рисунок 6. План местности
На участке располагается ЛЭП, проложенная по деревянным опорам (столбам), искусственное освещение отсутствует.
Подъездные грунтовые пути располагаются на юго-восточной части участка.
Сбор статистических данных
С помощью сервиса GoogleDrive я провел опрос на тему: «Многообразие различий культур и традиций». Опрос ориентирован для сбора информации, как жители нашего города относятся к единству межэтнических групп, стремлению к целостности при многообразии различий культур и традиций. В опросе участвовали 71 человек.
По результатам опроса выявлено: основная группа среди опрошенных – это девушки и юноши возрасте от 14 до 24 лет с преобладанием славянской этнической группы (русские, белорусы, украинцы) среди населения нашего города, 83% опрошенных соблюдают национальные обычаи и желают познать культуру различных этнических групп, 80% опрошенных знакомы с национальными видами спорта. Из представленного в опросе списка национальных праздников большинство знакомы со следующими: «Ысыах»-85%, «Сабантуй»-45%, «Бакалдын»-27%, «Сурхарбан»-14%. Большинство из опрашиваемых отмечают национальные праздники – 71%.
Анализ культурных традиций этнических групп нашего города
ЫСЫАХ – летний праздник, отмечаемый народом Саха. Представляет собой возрождение природы и начала новой жизни. Сопровождается обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и соревнованиями среди мужчин (мас-реслинг, армреслинг, хапсагай, стрельба из лука). Всеобщее единение людей символизирует хоровод Осуохай, означающий жизненный круг.
САБАНТУЙ (сабан – плуг; туй – праздник) - ежегодный народный праздник в честь окончания полевых работ у татар и башкир. На празднике проводятся массовые гуляния: танцы, исполнение хоровых песен, соревнования среди женщин, мужчин и детей (курэш, подъем-лазанье на гладкий столб, перетягивание каната, поднятие гири или штанги, мас-реслинг, армреслинг, бег).
БАКАЛДЫН — это летний праздник встречи нового года, который проводится у эвенков. Символизирует возрождение природы после долгой зимы. Главная цель этого праздника - активное общение эвенков между собой, приобщение детей и взрослых к традиционной культуре. На современном празднике несколько обязательных обрядов. Первый и самый главный — прохождение через Чипичикан, это ворота из длинных палок. Считается, что дым можжевельник очищает душу и тело. Для гостей организуют показательные состязания в национальных видах спорта (мас-реслинг, прыжки через нарты, нгорчан, кидание маута на точность, тройные прыжки). Кульминацией праздника является обрядовый хоровод Дэвэйдэ.
СУРХАРБАН (эрын гурбан наадан – три игры мужей) - летний национальный праздник бурят, традиционно отмечаемый в первое воскресенье июля. Он знаменует собой окончание весенних полевых работ. По древним обычаям, его участники соревнуются в борьбе Бухэ барилдаан, стрельбе из лука. Во время праздника исполняется национальный танец «ёхор».
В представленных национальных праздниках наблюдаются общие черты, что подталкивает на разделение территории благоустройства на отдельные зоны, такие как культурно-познавательного, спортивно-соревновательного и торгово-выставочного характера с установкой малых форм национального и религиозного характера.
Особенности посадки деревьев и кустарников в условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты
Природно-климатические условия районов Крайнего Севера необходимо учитывать при высаживании в открытый грунт деревьев и кустарников (наличие вечной мерзлоты, особенности режима почвенно-грунтовых вод). При посадке деревьев и древовидных кустарников глубина посадочной ямы или траншеи должна составлять 1,5-1,8 м, а ширина – не менее 2 м. На дно ямы насыпают 15-20 см слой крупнозернистого песка в соединении со щебнем или гравием, затем 30-40 см смеси из равных частей земли, перегноя и песка.
Выше укладывается второй изолирующий слой песка 10-15 см, на котором уже создается подстилающая подушка из плодородной земли и размещается ком пересаживаемого дерева так, чтобы корневая шейка находилась на 5-10 см ниже уровня почвы. Пересаженные растения должны быть обязательно семенного происхождения. Оптимальный возраст деревьев для пересадки 10-20 лет.
В суровых условиях растительность ограничивается скудным наличием лиственницы и ели. Как показывает практика, при посадке привезенных деревьев и кустарников из близлежащих районов наблюдается приживаемость таких деревьев, как сосна, береза и рябина; кустарников: смородины, можжевельника, шиповника.
Выявленные проблемы на территории
При предварительном анализе территории были выявлены следующие группы проблем:
- Безопасность (отсутствие организационной зоны парковки; отсутствие ограждения от проезжей и парковочных зон)
- Комфорт (отсутствие организованных пешеходных связей; отсутствие зон отдыха, зон для проведения спортивно-соревновательных и культурных мероприятий; наблюдается скопление поверхностных вод на участке)
- Эстетика (ощущение заброшенности территории; наличие мусора)
2. Разработка проекта
Одним из начальных этапов в проектировании является разделение территории на функциональные зоны (культурно-просветительной, спортивно-состязательной, зон отдыха, торгово-выставочных рядов, санитарно-бытовой зоны и парковочной), путем формирования дорожно-тропиночной сети. Существующие ворота-коновязи задают начальное расположение тропинки, ведущей к существующему ритуально - обрядовому месту Алгыс. В одной из этнических групп (эвенкийской) территория также требует наличие ворот Чипичикан, согласно канонам, устанавливается в западной части территории, образуя завершенный контур культурно-просветительной зоны.
Композиционным центром является культурно-просветительная зона, в которой предполагается размещение национальных и обрядовых объектов.
Тропинки, согласно проекту, будут предусмотрены в виде деревянного настила, поэтому посетители меньше будут вытаптывать партерные газоны.
Рисунок 19. Функциональные зоны
Мероприятия по охране окружающей среды
На территории парка по периметру наблюдаются зеленые насаждения, которые представлены деревьями хвойных пород (преимущественно малоценных), декоративными кустарниками и порослями.
Для уменьшения негативного воздействия автомобильных дорог рекомендуется выполнять следующие экологические мероприятия:
- посадка деревьев и кустарников вдоль подъездного пути; деревья и кустарники рекомендуется высаживать в ямы, размер которых соответствует прикорневому кому земли. Ямы выкапывают заранее, чтобы нижний горизонт почвы обогатился кислородом. Дно посадочных ям рыхлят на глубину 0,2 м.
Проектом предусмотрена 100% замена грунта.
Проектные решения по озеленению территории
При выборе растений в ходе проектирования огромное значение имеют эстетические особенности деревьев и кустарников, их рост и развитие, а также сезонные циклы жизнедеятельности. Таким образом, согласно предварительному анализу приживаемости растений в условиях Крайнего севера, предлагается посадка таких деверев, как ель, сосна и береза по окраине территории. Посадку кустарников (можжевельник, смородина, шиповник) производить на межзональных участках.
Создание генерального плана благоустройства территории.
Генеральный план — архитектурный чертеж, представляющий собой масштабное изображение со схематичным обозначением входов и подъездов к нему, элементов благоустройства и озеленения.
Рисунок 20. Генеральный план
В культурно-просветительной зоне предусматривается строительство сцены (рис.21), посадочных мест для зрителей (рис.22) и национальных архитектурных форм разных культур.
Рисунок 21. Сцена
Рисунок 22. Трибуна
Юрта –традиционное жилище, используемое народами Центральной Азии, включая кочевые народы, такие как казахи, киргизы и буряты. Юрта представляет собой круглую или овальную конструкцию, состоящую из деревянного каркаса, покрытого шерстяными покрывалами или фетром (рис. 23).
Ураса - (якут. ураһа) — тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. Считается, что ураса — это самая древняя форма якутских жилищ (рис. 24)
Чипичикан –это старинный обряд прохождения через "небесные врата". Сам Чипичикан представляет собой ворота из раздвоенного ствола лиственницы, наверху крепится тотем в виде лица (рис 25).
Сэвэкмо – деревянный столбик, который в представлении вселенной символизирует три мира: верхний, средний и нижний. Верхний мир — это мир божеств, средний мир — это мир, в котором живут люди, нижний мир — это мир низших духов.
А также в зоне предусматривается размещение ряда стационарных беседок на бетонном покрытии (рис. 27).
Рисунок 27. Беседка
В спортивно-соревновательной зоне располагается покрытие закупочных матов для проведения соревнований по национальным видам спорта, таких как борьба и мас-реслинг (рис 28). Столб для лазания (рис 29) и деревянный “козел” (рис 30) для традиционных игр башкир и татар выполнены из бревен.
В торгово-выставочной зоне - сквозная пергола с освещением (рис. 31) для размещения ярмарки во время проведения национальных мероприятий. Выполняется из деревянного каркаса с обшивкой из брусков по кровле.
Рисунок 31. Пергола
В санитарной – готовые туалеты-кабины, их размещение максимально приближено к проезжей части с целью доступного обслуживания.
Парковочная зона (юго-восточная часть) — это зона, покрытие которой состоит из бетона, имеющая оградительные столбики шагом до 1 м.
Разработка малых архитектурных форм, расчёт расхода строительных и инертных материалов.
Поскольку проектом предусмотрены формы индивидуального моделирования, я использовал метод определения расхода материалов путем их конструирования (деталировки).
С помощью программы AutoCAD разработал чертежи. Определил геометрию форм, состав и расход строительных материалов для следующих объектов: восьмигранная сцена; трибуна на 180 посадочных мест, чипичикан, сэвэкмо, гулувун, беседки, юрты и урасы.
3. Определение сметной стоимости проекта согласно проектным решениям
Для определения приблизительной стоимости реализации проектных решений использовал единичные расценки, по таблицам определил необходимое количество и потребность затрат на общестроительные работы национальных и обрядовых объектов, а также при помощи интернет-ресурсов определил стоимость готовых товаров, подлежащих к закупке.
Заключение
Стоимость реализации поисково-исследовательской работы в рамках индивидуального проекта по благоустройству парка культуры и отдыха "Территория единства" в г. Удачный Республики Саха составляет 10 303 198,00 рублей. Проект имеет эстетическую ценность, архитектурные формы религиозно и стилистически подобраны.
В результате у меня получился бюджетный проект благоустройства территории, который является комфортной средой для семейного отдыха и проведения мероприятий для горожан, отвечающий запросам различных этнических групп посетителей парка.
Рисунок 32. Визуализация территории
Список использованной литературы
- Статья «Ысыах 2024»: история и традиции якутского праздника».
- Статья «Сабантуй – традиционный татарский праздник и его история»
- Статья «Эвенкийский Бакалдын – праздник встречи»
- Статья «Сурхарбан - праздник спорта и воспевания пробуждающейся природы
- Статья «Озеленение арктических городов»
- «Благоустройство и озеленение населенных пунктов»: учеб. пособие / А.Н. Поршакова, М.С. Акимова. – Пенза: ПГУАС, 2016. – 156 с.
- ArchiCAD. Методические указания по автоматизации проектирования / Сост. Э.Р. Мухаметгареев. Казань: КГАСУ, 2012.– 78с.
- Проектно-сметное дело: методические указания к выполнению практических работ/ Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ(НПИ), 2018. - 48 с.