Проект "Роль чтения в жизни современных подростков"
В публикуемой научно-исследовательской работе (проекте) по русской литературе на тему "Роль чтения в жизни современных подростков" учащиеся 8 класса выяснили на сколько правда, что современные подростки тратят меньше времени на чтение, и так ли то, что в современном обществе нет места для книг.
В процессе проведения работы над исследовательским проектом по русской литературе на тему «Роль чтения в жизни современных подростков» обучающиеся 9 класса провели опрос для определения круга читательских интересов современного подростка, а также для привлечения подростков к чтению, познакомили молодых людей с ресурсами для чтения, основанными на их собственных интересах и проблемах.
Подробнее о работе:
В индивидуальной исследовательской работе по литературе о роли чтения в жизни современных подростков ученики 9 класса сделали выводы о том, что и подростки, и взрослые формируют новые привычки чтения, большинство из которых переходит в электронную среду, и это развивается все активнее. Это связано с тем,что в интернете есть много полезной информации для юных читателей.
Оглавление
Введение
1. Основная часть
1.1. Интерес к чтению. Системный кризис читательской культуры.
1.2. Чтение в жизни подростков.
1.3. Ресурсы, которые можно использовать для чтения с учетом интересов каждого.
Заключение
Введение
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что в наши дни очень многие подростки стали забывать о пользе чтения. Оставив книги пылиться на полках, они заменили их новыми гаджетами. Причем использование современных технологий ограничивается в основном общением в социальных сетях, прослушиванием музыки и просматриванием видеороликов.
В нашем проекте по литературе о роли чтения в жизни современных подростков мы хотим привлечь внимание к данной проблеме, изучить круг читательских интересов подростков. Рассказать, каким образом можно использовать гаджеты, извлекая из этого пользу, развивая свою личность, умение анализировать и правильно выражать свои мысли.
Используя собранный материал, мы также сможем сделать вывод:
- Действительно ли подростки сегодня отводят намного меньше времени чтению.
- Действительно ли в современном обществе нет места книге.
Объект исследования: учащиеся 9-х-11-х классов.
Предмет исследования: чтение подростков.
Цель исследования:
Привлечь внимание к проблеме чтения подростков и рассказать о путях развития чтения.
Задачи:
- Изучить читательские интересы подростков 15-17 лет.
- Изучить литературу по этому вопросу.
- Определить роль и значение чтения в современном обществе.
- Ознакомить подростков с ресурсами, которые можно использовать для чтения с учетом интересов каждого.
Для решения поставленных задач в процессе исследования были использованы следующие методы:
- анкетирование среди учащихся;
- математические методы обработки результатов исследований;
- работа с интернет - ресурсами.
Практическая значимость:
- Материалы исследования помогут определить круг читательских интересов современного подростка;
- Данные, представленные в работе, также помогут привлечь подростков к чтению.
1. Основная часть
Чтение, как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и себя.
В. А. Сухомлинский
1.1. Интерес к чтению. Системный кризис читательской культуры.
Чтение является важнейшим элементом культуры. Общество читающее является обществом мыслящим. Основная же тенденция последних лет – утрата чтением его исключительной роли в жизни общества. В связи с этим, среди населения стала распространяться вторичная неграмотность.
В современной России, как и в других странах, интерес к чтению заметно понизился. Масштабы этой социальной проблемы настолько значительны, что дают основания говорить о системном кризисе читательской культуры.
24 ноября 2006 года состоялось подписание «Национальной программы поддержки и развития чтения», рассчитанной на период с 2007 по 2020 год. Целью данной программы являлись в первую очередь повышение читательской компетенции и рост читательской активности. Как подчёркивают разработчики, страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Этому способствует и конкуренция телевидения, мультимедийных форм, и, особенно, Интернета.
Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения. А также ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.
Надо сказать, что с появлением данной программы россияне действительно стали уделять книгам больше времени. Таким образом, еще в 2014 году Россия находилась на седьмом месте среди самых читающих стран мира, уступая Чехии, Египту, Филиппинам, Китаю, Таиланду и Индии. На данный момент, мировой рейтинг исследовательской компании GfK возглавляет Китай, где доля читающих составляет 70%. Россия в этом рейтинге расположилась на втором месте. 59% россиян заявили, что читают ежедневно или хотя бы раз в неделю.
Однако сегодня будущее России зависит от тех, кто сидит за школьной скамьёй. У нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий. Осознание важности чтения, и особенно чтения детей и подростков, в последние десятилетия стало предметом заботы государства и общества во многих странах.
1.2. Чтение в жизни подростков
В нашей работе мы решили изучить отношение к чтению подростков 9-х-11-х классов, определить их читательские интересы и приоритеты. Также в заключение своей работы мы бы хотели представить специальное приложение, которое можно установить на телефон. С помощью него любой подросток сможет почитать то, что ему действительно может понравиться и что ему, возможно, ближе.
Нами было проведено анкетирование 50 учащихся, 22 мальчика и 28 девочек. Ребятам было предложено заполнить анкеты, состоящие из 7 вопросов об их отношении к чтению.
Анкетирование включало в себя следующие вопросы:
1. Любите ли вы читать?
2. Сколько времени обычно уделяете чтению?
3. Любите ли вы читать то, что задают в школе?
4. О чем вы больше всего любите читать?
5. Какой формат чтения предпочитаете? (цифровой, бумажный)
6. Есть ли у вас любимый писатель? Назовите вашу любимую книгу.
7. На какое место из пяти в вашей жизни вы бы поставили чтение книг среди своих увлечений?
1. Любите ли вы читать?
Все | Девочки | Мальчики | |
---|---|---|---|
Да | 24 | 14 | 10 |
Нет | 26 | 11 | 15 |
2. Сколько времени вы уделяете чтению в день?
Все | Девочки | Мальчики | |
---|---|---|---|
2 часа и более | 23 | 12 | 11 |
Меньше 2 часов | 27 | 15 | 12 |
3. Любите ли вы читать то, что задают в школе?
Все | Девочки | Мальчики | |
---|---|---|---|
Да | 5 | 3 | 2 |
Нет | 28 | 13 | 15 |
Смотря что | 17 | 9 | 8 |
4. О чем вы больше всего любите читать?
Жанры я расставила по порядку от самого читаемого до менее читаемого. Ребята имели возможность выбрать несколько жанров.
1 место | Книги о любви | 22 |
2 место | Фантастика | 20 |
3 место | Детективы | 16 |
4 место | Классика | 12 |
5 место | Научная литература | 11 |
5 место | О сверстниках | 11 |
6 место | Приключения | 10 |
7 место | Об истор. событиях | 9 |
7 место | Ужасы, мистика | 9 |
5. Какой формат чтения вы предпочитаете?
Ребята могли выбрать оба формата.
Бумажный | 35 |
Цифровой | 25 |
6. Есть ли у вас любимый писатель? Назовите вашу любимую книгу.
Есть любимый автор и книга | 27 |
Нет | 23 |
Любимые книги опрошенных подростков разнообразны и, в основном, это творчество их любимых авторов. Некоторые называли по несколько книг, таким образом, среди них:
- Марк Твен «Приключения Тома Сойера»;
- Вениамин Каверин «Два капитана»;
- Портер Элинор «Полианна»;
- Анна Тод «После»;
- Нора Сакавич трилогия «Всё ради игры»;
- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
- Метт Хейг «Быть котом»;
- Паоло Коэльо «Алхимик»;
- Джон Грин «Виноваты звёзды», «В поисках Аляски»;
- Эли Фрей «Мой лучший враг»;
- Артур Конон Дойл «Шерлок Холмс»;
- Мариам Петросян «Дом, в котором»;
- Кассандра Клэр «Орудия Смерти»;
- Джейми Макгвайр «Моё прекрасное несчастье»;
- Жак Вринс «Хорошие дети не плачут»;
- Рей Бредбери «Вино из одуванчиков»;
- Николас Спаркс «Выбор»;
- Кристина Хигер и Даниэль Пайснер «В темноте»;
- Александр Грибоедов «Горе от ума»;
- Все произведения Дженифер Макмахон и Стивена Кинга;
- Джоан Роулинг «Приключения Гарри Поттера»;
- Джордж Р.Р. Мартин «Игра Престолов»;
- Рэнсом Риггс «Дом странных детей»;
- Гейл Форман «Если я останусь»;
- Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»;
- Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней»;
- Стейс Крамер «Мы с истекшим сроком годности»;
- Меделин Ру «Приют»;
- Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита».
7. На какое место из пяти в вашей жизни вы бы поставили чтение книг среди своих увлечений?
Все | Девочки | Мальчики | |
---|---|---|---|
1 место | 0 | 0 | 0 |
2 место | 8 | 8 | 2 |
3 место | 9 | 5 | 4 |
4 место | 9 | 2 | 7 |
5 место | 24 | 12 | 12 |
По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:
- Примерно 50 % опрошенных заявили, что любят читать, это является достаточно неплохим результатом. По большей части это девочки.
- Большая часть учащихся уделяет чтению менее двух часов в день.
- Основная часть учащихся не любят читать школьную литературу, для многих имеет значение, какое это произведение (его жанр, сюжет).
- Наиболее читаемые жанры среди опрошенных подростков: книги о любви, фантастика, детективы.
- Большинство ребят предпочитают традиционный формат чтения (бумажный).
- Опрос показал, что примерно у половины учащихся нет любимой книги или автора! Однако у 27 подростков все же есть определенные предпочтения, некоторые называли даже по несколько. Больше всего ребята предпочитают зарубежную литературу и авторов.
- Половина учащихся ставят чтение на последнее место (5) среди своих увлечений.
Также, нам стало интересно, и мы решили спросить у ребят, считают ли они, что уделяют чтению достаточное количество времени. Если нет, то почему они так считают.
В основном, почти все ответили, что, по их мнению, уделяют чтению мало времени из-за большого объема домашней работы и, конечно же, из-за наличия гаджетов, с помощью которых ребята общаются в социальных сетях и т.д., многие считают, что переписка с друзьями гораздо интереснее прочтения книги.
1.3. Ресурсы, которые можно использовать для чтения с учетом интересов каждого.
В нашей работе мы бы хотели предложить альтернативу. Приложения, с помощью которых каждый сможет найти и почитать то, что хочет, учитывая свои интересы и предпочтения.
«Фикбук» или «Книга фанфиков».
Это некоммерческий русскоязычный архив фанфикшена, а также оригинальной прозы, поэзии и публицистики, размещаемых пользователями на безвозмездной основе.
«Книга фанфиков», по состоянию на 2022 год, является самой большой русскоязычной площадкой для онлайн-публикации фанфиков, оригинальных историй и литературоведческих статей.
На «Фикбуке» публикуются начинающие авторы, издавая фанфики - любительские сочинения по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т. п.), комиксов, а также компьютерных игр и т. д.
Наверняка, у каждого было такое чувство, когда досматриваешь сериал или фильм, дочитываешь книгу, и безумно хочется какого-то продолжения, развития отношений определенной пары влюбленных или приключений компании друзей. Фикрайтеры, авторы, предлагают десятки тысяч подобных произведений по абсолютно любым направленностям.
На сайте происходит сортировка работ авторами, то есть произведения рассортированы на категории («Известные люди», «Книги», «Мультфильмы», «Фильмы и сериалы» и т. д.) и подкатегории (фандомы) в зависимости от взятого за основу произведения либо фигурирующих в фанфике персонажей.
Кроме фандома, авторы на сайте помечают свою работу соответствующими её содержанию тегами.
- Направленности — классификация произведений по основной любовной линии или ее отсутствию.
- Метки, основные из которых это жанры (мистика, драма, ужасы, повседневность и т. д.), и предупреждения (о возможно неприемлемых для потенциальных читателей событиях в тексте, например, «Смерть основного персонажа»).
- Также могут выделяться основные персонажи и/или основные любовные линии.
- Спойлер, то есть важная сюжетная информация (например, «Счастливый финал», «Несчастливый финал», «Измена» и т. д.) Спойлер автор может указать по собственному желанию.
Также на сайте действует проверка на грамотность текста, ведь произведения, проверенные на грамотность, пользуются большей популярностью у читателей. Для этого на платформе существует бета.
Бетой, то есть корректором или редактором произведения, может стать любой читатель. Но не все так просто. Для создания анкеты беты требуется успешно пройти тест на знание правил русского языка. Минимальный результат теста, при котором можно быть бетой — 60 %.
Зарегистрированные читатели могут давать понравившимся работам оценку «нравится», оставлять отзывы фанфикам, сортировать их по своим читательским сборникам.
На «Фикбуке» любой может попробовать себя в роли автора. На самом деле, когда читаешь труды других людей, хочется попробовать самому заняться подобным занятием. Хочется ощутить, каково это, иметь собственную аудиторию и людей, которые заинтересованы в твоей работе, которые с нетерпением ждут продолжения. Но у многих бывает что-то вроде барьера, который возможно преодолеть, если захочешь, перебороть неуверенность и стеснение.
Для нас это оказалось несложным, и в свое время мы даже пытались писать собственные работы, у нас тоже были свои читатели, которые оставляли нам очень приятные отзывы. Хоть сейчас у нас больше нет большого количества свободного времени, и мы не занимаемся писательством уже около двух лет, некоторые наши читатели до сих пор продолжают писать нам и интересуются, возьмемся ли мыза новую работу.
Важно, что на сайте каждый уважает творчество другого, каждый открыто говорит приятные слова в твой адрес и в адрес твоей работы. Любой читатель может сообщить о каких-то допущенных ошибках, дабы помочь автору. И все люди очень добры друг к другу, из-за этого мы очень любим данную платформу и счастливы, что смогли переступить через наши страхи и когда-то публиковаться на этом сайте.
Заключение
Всё же, несмотря на изменения в окружающей нас действительности, вызванные новыми информационными технологиями, роль книги и чтения остается по-прежнему актуальной в жизни многих подростков. Результат анкетирования показал, что достаточно много ребят всё же уделяют чтению время, хоть и не так много, как им хотелось бы. Сегодня подростковое чтение носит более деловой характер, а развлекательное чтение отошло на второй план в связи с появлением доступных альтернативных способов развлечения (онлайн-игр, фильмов, музыки, соц. сетей и т.д.).
В целом, именно сейчас как у подростков, так и у взрослых развиваются новые практики чтения, оно во многом переходит в электронную среду, и этот процесс динамично и активно развивается дальше. Мы считаем, что это не плохо, ведь интернет содержит в себе тонны информации, полезной для юного читателя.
Нашу исследовательскую работу в рамках проекта "Роль чтения в жизни современных подростков" хотелось бы завершить словами знаменитого современного сказочника Нила Геймана: «Стоит перелистнуть страницу, и начнется приключение. Так перелистни ее. Там, на ступеньках, вас ждут…»