Проект "Мифология в изобразительном искусстве"
В индивидуальной исследовательской работе по ИЗО на тему "Мифология в изобразительном искусстве" учащиеся 9 класса изучили историю развития мифологии и изобразительного искусства, а также роль, которую мифология играла в изобразительном искусстве тогда и какую играет сейчас.
В процессе проведения работы над исследовательским проектом по ИЗО на тему «Мифология в изобразительном искусстве» обучающиеся 9 класса привели в приложение большое количество примеров использования мифов в изобразительном искусстве различных эпох.
Подробнее о работе:
В готовом творческом исследовательском проекте по ИЗО на тему «Мифология в изобразительном искусстве» авторы сделали выводы о том, что мифы позволяют отобразить современные нужды и проблемы. В проектной работе рассмотрено влияние мифологии на первое изобразительное искусство, а также фольклор и его влияние на творчество.
Оглавление
Введение
- Влияние мифологии на первое изобразительное искусство
- Фольклор и его влияние на творчество
- Эпоха Ренессанса
- Значение мифологии и фольклора в современном искусстве
Заключение
Источники
Приложения
Введение
Искусство сохраняет актуальность во все времена. Оно имеет влияние на человека, его мировоззрение даже сейчас, поэтому важно быть образованным в этой теме. Мифологическая живопись является важной частью искусства и истории, ведь каждый народ мира имеет свои мифы, легенды и предания.
Изучение мифологической живописи помогает изучить верования людей в разные времена истории, понять, как люди представляли мир и его устройство. Мифология помогает расширить кругозор и узнать больше о мире. Более того, её изучение позволяет ориентироваться в символиках разных культур, что помогает лучше справляться с проблемами в жизни и ориентироваться в мире.
Наш проект освещает важную ветвь искусства, подарившую немало признанных шедевров.
Цель проектной работы: изучить как верования разных народов влияли на изобразительное искусство
Задачи проектной работы:
- узнать историю развития мифологии и изобразительного искусства
- узнать, какую роль мифология играла в изобразительном искусстве тогда и играет сейчас
Объект проектной работы: мифология в изобразительном искусстве
Предмет проектной работы: изобразительное искусство
Влияние мифологии на первое изобразительное искусство
Первобытное искусство было напрямую связано с религиозными представлениями, обрядами и ритуалами людей того времени. Оно так же было способом познать окружающий мир, его законы. К вере в существование загробной жизни людей подтолкнуло непринятие смерти. Первобытные люди думали, что между животным и его изображением есть связь. Так, к примеру, нарисовав сцену удачной охоты, они считали, что смогут принести успех в реальную жизнь.
С появлением первых государств начали появляться новые верования, а искусство начало стремительно развиваться. Рассмотрим влияние мифологии на искусство на примере двух древних государств — Египта и Греции.
Египет
Египтяне старались изображать статуи максимально реалистично, так как считали, что в них переселяются души после смерти. Скульптуры клали в гробницы к фараонам, считалось, что они помогут человеку в загробной жизни. У египтян были строгие скульптурные правила: боги всегда изображались самыми крупными, фараоны чуть меньше, а простые люди меньше всех.
Кроме этого, в Египте были развиты настенные росписи, чаще всего, усадеб и религиозных строений (см. приложение 1). Как правило, в них изображали сцены из обычной жизни древних египтян.
Египтяне думали, что то, что изображено на стенах гробницы, оживает в загробном мире и, таким образом, умерший может получить все, чего не имел при жизни.
Греция
Древнегреческим богам, как и людям были свойственны пороки. Благодаря этой схожести с человеком их получается изображать достаточно реалистично. Художникам и скульпторам были близки чувства героев греческих мифов, что позволяло их легко изобразить.
Многие мифы древней Греции легли в основу мировых шедевров, написанных спустя много веков (подробнее см. пункт 5. Эпоха Ренессанса).
Фольклор и его влияние на творчество
Сложно сказать, когда люди начали изображать сказки. Фольклорные и сказочные темы уже давно присутствуют в русском декоративно-прикладном искусстве. Но профессиональные картины появились только в XIX веке, благодаря общественному интересу к истокам национальной культуры. Былины и сказки вновь обрели популярность, на их основе начали появляться произведения, а позже и иллюстрации.
Так, например, художник Григорий Григорьевич Гагарин иллюстрирует поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», которая в свою очередь основана на древнерусских былинах. Мифологические образы также изображали в станковой живописи и графике.
Одним из самых известных художников, отображающих в своем творчестве фольклорные и сказочные сюжеты, является Васнецов Виктор Михайлович. В 1878 году он пишет картину «Витязь на распутье», раскрывая по-своему её смысл (см. приложение 2). Картина опирается на былину «Три поездки Ильи Муромца». Изображенные им богатыри плотно укрепились в изобразительном искусстве. Оно и не удивительно, ведь эта работа считается одной из самых известных у художника.
«Иван-царевич на Сером Волке» также очень известная картина Васнецова, написанная по мотивам «Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке» В. А. Жуковского (см. приложение 3). Сама картина будто пропитана волшебством, сказочной атмосферой.
«Аленушка» не менее известная картина художника, основанная на русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (см. приложение 4). При это картина иллюстрация не является.
Важно отметить, что картины Васнецова оказали огромное влияние на фольклорное искусство в дальнейшем.
Эпоха Ренессанса
В эпоху ренессанса интерес к античности заметно возрос, а вместе с этим влиянию мифологии подверглось мировое художественное искусство Иллюстрации древнегреческих и древнеримских сказаний были созданы величайшими художниками в истории человечества.
Легенда о похищении Европы Зевсом является одним из самых известных мифологических сюжетов в мировом искусстве. Этот миф повествует о том, как Зевс влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора. Однажды Зевс обернулся быком и увез девушку на Крит. Жан-Батист-Мари Пьер проиллюстрировал этот миф в 1750 году (см. приложение 5). На его картине изображена сцена похищения Европы.
«Рождение Венеры» –одна из самых известных влиятельных картин с мифологическим сюжетом в истории мирового искусства (см. приложение 6). Миф рассказывает о рождении из морской пены богини Венеры. Сандро Боттичелли изобразил Венеру вскоре после того, как она родилась уже взрослой женщиной и вышла на берег из моря.
«Триумф Вакха» – картина Диего Веласкеса, которую обычно также называют «Лос Боррахос» или же «Пьяницы» (см. приложение 7). Испанский художник завершил произведение незадолго до того, как отправился в свою поездку по Италии. Испанский художник во время своей поездки по Италии наткнулся на коллекцию мифологических картин, после чего вдохновился на написание и своего собственного похожего творения. На картине изображен Вакх – бог винограда и вина, окруженный простолюдинами, которые предаются пьянству.
Значение мифологии в современном искусстве
Мифологические мотивы используют в искусстве и по сей день, например, мексиканский художник Curiot, также известный как Фавио Мартинез. Он знаком многим своими необычными и яркими работами (см. приложение 8). В своих картинах Фавио обращается к мексиканскому фольклору для того, чтобы напомнить о растущей стене между человеком и природой.
Не только художники обращаются к мифам. Многие авторы примеряют на себя образы мифических героев. Один из таких авторов, фотограф Андреа Мэри Маршалл. Она часто представляет себя в роли различных мифических героев, например, в одной из своих самых известных работ она предстает в образе Ахилла.
Мифы находят отражение и в других видах искусства. Например, экранизация «Властелина Колец» основана на книге, вдохновением для которой послужила «Калевала». Другой пример, цикл книг «Перси Джексон» и его экранизация «Перси Джексон и Олимпийцы», сюжет которых связан с греческой мифологией.
Заключение
По итогу исследовательской работы (проекта) по ИЗО на тему «Мифология в изобразительном искусстве» можно сказать, что мифы, сказки, легенды — все это не просто истории прошлого. На протяжении многих лет они видоизменялись, приобретали новый смысл. Многие люди и сейчас находят в мифологии что-то родное.
Мифы встречаются нам повсюду — в скульптуре, музыке, живописи.
Самым заметным возвращениям к мифологическим темам в искусстве стала эпоха Возрождения — это было время, когда греческие и римские истории и статуи стали основой для нового творчества, а мифология обрела новое, современное значение. Многие искусствоведы считают, что в тот период были переосмыслены мифические истории, люди стали ценить их.
Благодаря своей гибкости, мифы остались интересными авторам, даже в те времена, когда другие ценности начали забываться. Мифология осталась важной темой творчества, даже когда в XIX веке модернисты стали отвергать традиционные методы в искусстве. Мифы позволяли отобразить современные нужды и проблемы. Они актуальны в искусстве и по сей день.
Мифология продолжает жить, пока существует искусство.
Источники
- Азбука русской живописи. Жукова Л.М. – М.:Белый город, 2002.
- Изобразительное искусство. Полная энциклопедия/ Е.В. Амфилохиева. – М.: Эксмо, 2014. – 256с.: ил.
Приложения
Творческий и исследовательский проект по ИЗО на тему «Мифология в изобразительном искусстве» опубликован.