Рабочая программа «Остуоруйа дойдутугар, тыл суолтата»

Представленный методический материал является рабочей программой «Остуоруйа дойдутугар, тыл суолтата» воспитателя ДОУ Ивановой Александры Николаевны. В рабочей программе автор описывает работу кружка по изучению сказок в младшей группе детского сада во второй половине дня.
Подробнее о методическом материале:
В данном методическом материале - рабочей программе «Остуоруйа дойдутугар, тыл суолтата», тыл суолтата» воспитатель ДОУ рассматривает способы воспитания у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге.
Также автор предлагает формы организации работы с детьми, обозначает инновационные подходы и основные направления в поддержании и развитии детской эмоциональности. Предлагаемый методический материал применим для активизации речевого и мыслительного творчества детей, развития памяти, внимания, восприятия, творческих способностей дошкольников.
Пояснительная записка
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка - это древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения, отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Всем давно известно, что сказка - это волшебный и увлекательный мир, который очень интересен как детям, так и взрослым.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно - эстетического воспитания дошкольников.
Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит принимать нормы поведения.
Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Актуальность программы Сказки развивают мышление дошкольников, учат думать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, речь.
С помощью сказок можно воспитывать детей, помочь скорректировать негативные качества характера. Творческая деятельность развивает эмоции детей, способствует оптимальному и интенсивному развитию психических чувств: памяти, мышления, внимания, восприятия. В.А.Сухомлинский писал: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Цель программы: повысить интерес детей к работе с книгой, развивать познавательные и речевые умения, творческие способности.
Задачи программы:
- Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
- Поддержание и развитие детской эмоциональности.
- Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
- Развитие памяти, внимания, восприятия, творческих способностей дошкольников.
Методы и приемы.
- словесные (чтение, беседа, объяснение, вопросы);
- наглядные (иллюстрация, схема, образец, показ);
- практические (театрализованная работа, игра-драматизация; творческие работы).
Формы организации занятий:
- чтение сказок, фольклора;
- рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий;
- игры-драматизации к сказкам;
- игры на звукоподражание;
- изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация): обследование образца, показ выполнения работы, продуктивная деятельность, анализ результата работы;
- двигательные упражнения (физкультминутки).
Основные этапы реализации кружка:
Подготовительный:
- опрос родителей и детей, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
Практический:
- чтение сказок, просмотр мультфильмов;
- игры-драматизации к сказкам;
- игры на звукоподражание;
- изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация).
Заключительный:
Работа кружка организуется в младшей группе во второй половине дня, во внеурочное время. Срок реализации программы: 1 год. Количество и периодичность ОД: 1 раз в неделю. Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – старшая логопедическая группа. Длительность одного периода ОД в группе - 20 минут.
Тематический план
Сентябрь | Тема | Программные задачи |
---|---|---|
1. | Чтение сказки «Теремок» | Продолжать знакомить детей со сказкой «Теремок». Развивать связную речь. Показать сказку для детей. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности слов. |
2. | Настольный Театр игрушек по сказке «Теремок». Лепка из пластилина героев из сказки теремок | Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке. Учить способу лепки: скатывание. |
3. | Чтение сказки «Репка» | Познакомить детей со сказкой «Репка». Разучивать с детьми слова к сказке. |
4. | Чтение и показ сказки «Репка» пальчиковый театр | Продолжать знакомить детей со сказкой. Показать пальчиковый театр по сказке. |
Октябрь | Тема | Программные задачи |
1. | Чтение сказки «Колобок». Лепка колобка из пластилина. | Продолжать разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Учить способу лепки: скатывание. Украшение колобка: глаза, рот, нос. |
2. | Показ мультфильма «Колобок». | Продолжать знакомить детей со сказкой «Колобок». Разучивать с детьми слова к сказке. |
3. | Чтение сказки «Три медведя». | |
4. | Показ кукольного театра и чтение сказки «Три медведя». | Продолжать знакомить детей со сказкой «Три медведя». Помочь детям запомнить и рассказать отрывок из сказки. Развивать связную речь. |
Ноябрь | Тема | Программные задачи |
1. | Мультфильм «Курочка ряба». | Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
2. | Чтение якутской сказки «Куобах хаппыыстата». | Знакомить детей со сказкой. Развивать связную речь с помощью картинок. |
3. | Чтение сказки «Гуси лебеди». | Знакомить детей со сказкой «Гуси лебеди». Показать театр настольных игрушек по сказке. |
4. | «Гуси лебеди». | Продолжать знакомить со сказкой «Гуси лебеди». Формировать умение рассказывать сказку. Раскрашивание героя из сказки. |
Декабрь | Тема | Программные задачи |
1. | Сказка «Мойдодыр» | Продолжать знакомить детей со сказкой, показ картинок где животные тоже умываются. |
2. | Сказка «Мойдодыр». | Продолжать знакомить детей со сказкой, показ картинок «Гигиена». |
3. | «Волк и семеро козлят». | Познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят». Воспитывать интерес к диким и к домашним животным. |
4. | «Волк и семеро козлят». | Формировать умение рассказывать отрывок из сказки. Раскрашивание иллюстрации к сказке. |
Январь | Тема | Программные задачи |
1. | Сказка «Гуси-лебеди». | Продолжать знакомить детей со сказкой. |
2. | Фланелеграф по сказке «Гуси-лебеди». | Разучивать с детьми слова к сказке (отрывок), добиваться выразительности. Раскрашивание иллюстрации к сказке. |
3. | Якутская сказка «Бэйбэрикээн эмээхсин» | Знакомить детей с якутской сказкой. |
4. | Якутская сказка «Бэйбэрикээн эмээхсин» | Продолжать знакомить со сказкой. |
Февраль | Тема | Программные задачи |
1. | Мультфильм «Заюшкина избушка» | Продолжать знакомить детей со сказкой. |
2. | Сказка «Заюшкина избушка» | Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Игра-конструирование «Избушка для зайчика». |
3. | Сказка «Три поросенка» | Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
4. | Театрализованный показ сказки «Три поросенка» | Играть с детьми театр по сказке «Три поросенка» учить детей развивать речь играя. Воспитывать интерес к домашним животным. Закреплять у детей умение самостоятельно рассказывать сказку, правильно составлять предложения. Развивать связную речь, словарный запас. |
Март | Тема | Программные задачи |
1. | Сказка «Маша и медведь». | Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
2. | Театрализованный показ сказки «Маша и медведь». | Театрализованный показ воспитателей к сказке «в Гостях у Маши и Медведь» |
3. | «Кошкин дом» | Познакомить детей со сказкой, воспитывать интерес к диким и к домашним животным. |
4. | «Кошкин дом» | Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Показать театр настольных игрушек по сказке. |
Апрель | Тема | Программные задачи |
1. | «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки) С. Прокофьева | Познакомить детей со сказкой. Раскрашивание мышонка восковыми мелками. |
2. | «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки) С. Прокофьева | Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
3. | «Бычок смоляной бочок» | Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
4. | показ мультфильма «Бычок смоляной бочок» | Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке. В технике обрывания цветной бумаги выполнить аппликацию «Земляничка». |
Май | Тема | Программные задачи |
1. | Сказка «Дюймовочка». | Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
2. | «Дюймовочка». | Продолжать знакомить детей со сказкой. Раскрашивание иллюстрации к сказке. |
3. | Литературная викторина. | Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях кружка. |
4. | Подведение итогов кружковой работы за учебный год: папка-передвижка «По дорогам сказок» | Подготовить отчет о работе кружка: оформить папку-передвижку «По дорогам сказок» |
Список литературы
- Программа «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 368 с.
- Развитие речи в детском саду. В.В.Гербова, Младшая группа. / - М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 80 с.
- Большая книга пословиц, поговорок, потешек и загадок.- СПБ: Детство-Пресс,2003.
- Книга для чтения в детском саду и дома (2-4 года) Гербова В.В.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Лучшая книга сказок /сост. А.С. Давыдов – М.: Эксмо-Пресс, 2004.
- Праздники в детском саду. Игры, фокусы, забавы. М.А.Михайлова – М.: Академия-Пресс, 1999.
- Кукольный театр - дошкольникам / Т. Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко – М.: Просвещение, 1982.
- Развитие воображения у детей - метод. пособие /Л.Ю. Субботина– М.: Просвещение, 2005.
- Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам. /Л.Б.Фесюкова.- М.: Сфера, 2014.
- Читаем по слогам. Маша и медведь. М.: «Фламинго», 2002; и другие русские народные сказки.
- Обучающие мультфильмы.