Проект "Батик - удивительная роспись по ткани"
В исследовательской работе и проекте по ИЗО и МХК "Батик - удивительная роспись по ткани" автор изучила историю батика, а также сравнила техники батика (виды, инструменты, материалы, методы).
В процессе проведения работы над исследовательским проектом по ИЗО и МХК на тему «Батик - удивительная роспись по ткани» обучающаяся 11 класса провела экономические расчеты затрат на изготовление поделки, а также создала красивые композиции своими руками.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте по ИЗО и МХК на тему «Батик - удивительная роспись по ткани» автор сделала выводы о том, что батик открывает безграничные возможности и способно решить любую художественную идею. Знания, умения и навыки, полученные при работе над созданием картин, пригодятся в дальнейших творческих начинаниях.
Оглавление
Введение
1. Теоретическая часть
1.1. История появления и развития батика
2. Банк идей
3. Изучение покупательского спроса картины в технике батик
4. Техника выполнения холодного и горячего батика
5. Материалы и инструменты
5.1. Материалы в холодном батике
5.2. Материалы в горячем батике
6. Техника безопасности
7. Практическая часть
7.1. Техника изготовления картины
8. Экологическая оценка
9. Экономический расчет
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Самое главное место в мире для каждого это его дом. Как говорит английская пословица, "There's No Place Like Home" - нет места лучше, чем дом". Мы любим возвращаться в свой дом, чувствуем себя там в безопасности. И, конечно, хотим сделать свой его уютным, теплым и красивым. Желание преобразить, украсить свое жилье существовало у человека всегда.
Я бы хотела, чтобы мою комнату украшали изделия, сделанные своими руками. Такие изделия всегда ценились очень высоко. В наше время, когда техника, искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд, изделия, сделанные руками, особенно актуальны.
А вы мечтали когда-нибудь написать красивую, выразительную картину с помощью техники батика?
Занимаются батиком не только профессионалы, но также люди по своей профессии далекие от искусства. Причины увлечения художественной росписью зачастую кроется в желании современного человека украсить свой интерьер, создать эксклюзивные изделия и аксессуары, с помощью которых можно подчеркнуть свою индивидуальность. Современные техники росписи ткани очень разнообразны.
Цель проекта
Выполнить картины в технике «холодный» и «горячий» батик
Для реализации цели определила следующие задачи:
- Изучить источники литературы и познакомиться с историей появления батика
- Сравнить техники батика (виды, инструменты, материалы, приёмы)
- Создать композицию для своих работ
Предметом исследования является техника батика.
Объект исследования – батик.
Гипотеза - Предполагаю, что работа в технике «холодный» и «горячий» батик даст возможность выразить себя, проявить творческую фантазию.
1. Теоретическая часть
1.1. История появления и развития батика
Рисунки на тканях люди создавали с незапамятных времен. Так, батик появился более 2 000 лет назад. За долгое время искусство претерпело изменения, но главное – оно позволяет реализовать себя в творчестве и создавать уникальные вещи, которых нет даже в магазине. Батик – это способ росписи тканей, основанный на том, что применяется специальный резерв. Он защищает краску от растекания и позволяет обозначить границы рисунка.
История возникновения батика уходит корнями в Китайскую империю. Именно в этой технике окрашивали шелк, создавая изумительно красивые вещи. [1]
В каждой стране искусство получило свои особенности. Японцам полюбилась узелковая техника, а в Индии применяли деревянные штампы. В Индонезии, на острове Ява, история развития батика приобрела новый виток. Например даже слово «batik» - индонезийского происхождения, оно переводится как «капля воска». Со временем выделилось несколько техник[3]:
- Горячий батик с использованием горячего воска.
- Холодный батик с применением в качестве ограничителя материала, не требующего нагревания. Изобрели этот способ росписи в России.
- «Баден», или узелковая техника с завязыванием узлов, которые опускаются в красящий раствор.
- Свободная роспись по ткани без резервирующего вещества.
Индонезийцы достигли высочайшего мастерства в росписи по ткани. Они вкладывали в нее сакральный смысл, считая, что созданные вручную полотна обладают магической сил. В 21 в. история батика продолжается, а изделия, выполненные в этой технике, пользуются популярностью. Чаще всего расписывают шелковые полотна, которые могут храниться сотни лет.
В современных техниках используются приемы пастели и акварели, витража, графики, мозаики. Сейчас батиком расписывают разнообразную одежду, предметы одежды, картины на шелке. Творческий процесс захватывает, умиротворяет. Еще приятнее, что его результатом становится эксклюзивные вещи, от которых невозможно отвести взгляд.
2. Банк идей
Варианты, в каком стиле делать картины я искала на разных платформах, музеях и работ других людей. Так как я собираюсь делать картины в двух техниках батика (горячий, холодный), я рассматривала разного вида изображения, чтобы создать эскиз. (Приложение 1)
3. Изучение покупательского спроса картины в технике батик
Опрошено 18 человек.
Вопросы анкеты | Результаты опроса |
---|---|
1. Знакомы ли вы с техникой художественной росписи по ткани "батик"? а) да б) нет |
да - 10 нет - 8 |
2. Нравятся ли вам изделия в технике батик? а) да б) нет |
да - 11 нет - 7 |
3. Хотите ли вы картину, выполненную в технике "батик"? а) да б) нет |
да - 15 нет - 3 |
4. Какой должна быть картина? а) пейзаж; б) цветочная композиция; в) картина в свободном стиле |
пейзаж - 2 цветочная композиция - 8 картина в свободном стиле - 8 |
5. Картина должна быть: а) ярких тонов б) сдержанных тонов в) темных тонов |
ярких тонов - 10 сдержанных тонов – 5 темных тонов - 3 |
6. Каких размеров должна быть картина? а) больших б) маленьких в) средних |
больших - 9 маленьких - 2 средних - 7 |
7. Какой должна быть цена? а) низкая б) высокая в) средняя |
низкая - 11 высокая - 1 средняя - 7 |
Проанализировав варианты картин в технике батик. Я пришла к выводу, что сюжетом будет являться цветочная композиция и в свободном стиле. При этом на мой выбор повлиял опрос одноклассников. На основании изучения покупательского спроса, то есть с точки зрения одноклассников, будущая картина должна быть средних размеров, ярких оттенков и не дорогая.
4. Техника выполнения холодного и горячего батика
Начинающие мастера, а также лица, не имеющие художественного образования, но желающие проявить себя в искусстве, при старании, смогут создать необыкновенные шедевры. Необязательно иметь специальную мастерскую, достаточно сделать небольшой рабочий угол в домашних условиях. [2]
Холодный батик
Эта техника больше подходит людям, у которых хорошее терпение, так как сам процесс работы достаточно трудоемкий и занимает много времени.
Выбрав рисунок, который вы хотите воплотить в реальность, перенесите его на бумагу, как шаблон. На ткани мы обводим карандаш резервом, необходимо проводить без задержек, но и не спешить при этом. Чтобы не допустить ошибок, нужно ознакомиться с правильной последовательностью действий.
- Выбранное полотно постирать и натянуть на подрамник.
- В стеклянную трубку набрать резервирующее вещество или приобрести в специально баночке, после чего наноситься на контур эскиза.
- Для увеличения числа оттенков на палитре потребуется разбавить один и тот же цвет разным количеством воды.
- При нанесении красок важно изначально наносить светлые тона, а потом с плавным переходом переходить к темным.
- После окончания работы с резервом, из трубки нужно удалить жидкость, в противном случае он затвердеет.
Горячий батик
Роспись горячего батика на повседневной одежде выглядит не просто красиво, а крайне эффектно. Данный способ очень удобен, так как не требует кропотливого труда с окрашиванием отдельных кусочков полотна. Единственное, в чем необходимо проявлять осторожность – это работа с расправленным воском. Инструменты в основном такие же, как в холодном батике. Наиболее подходящая для работы ткань – хлопок, шерсть или шелк.
- Для начала необходимо взять чантинг. Он напоминает линейку с толстым носиком. Так же можно использовать кисти с тонким ворсом, благодаря которой получается наносить ровные капли на полотно.
- Далее наносятся краски.
- После высыхании краски, следует удалить воск. Для этого необходимо положить полотно на старую газету и погладить ее утюгом. Затем поменять газету и снова погладить.
5. Материалы и инструменты
Для выполнения работ мне понадобятся материалы и инструменты.
5.1. Материалы в холодном батике
Ткань белая
Лучший вариант будет из натуральных волокон (шифон, вуаль). Можно также использовать креп-сатин, вискозу, атлас, бязь, поплин, ситец. Перед началом росписи ткань необходимо простирать детским мылом. Такая процедура нужна, чтобы удалить синтетические примеси с волокон.
Раздвижная рама
Преимущество заключается в том, что можно изменять длину и ширину. Так же можно использовать подрамник. По внешнему виду он напоминает оконные рамы.
Кисти
Круглые, плоские, разных размеров, от широких, до самых тонких, подбирают уже индивидуально (натуральные или искусственные). На кистях желательно не экономить. При нанесении красящего состава кончик кисти должен плавно и тонко передвигаться по основанию полотна, а не правильная форма ворса может испортить вашу картину.
Краски
Существует множество красок по батику, но лучше всего приобрести краски на акриловой основе водорастворимые красящие составы. Водорастворимые лучше подходят для тонких видов ткани. Акриловые краски по консистенции напоминает гуашь и используется для более плотной ткани.
Контуры
По линии рисунка наноситься специальное вещество – контур. Это вещество не позволяет краске протекать через него. После высыхания контура пространство внутри контура заполняется краской.
Резервирующий состав
Он служит для нанесения тонкой линии, которая препятствует затеканию одного цвета в другой. Резерв может быть на водной основе, смываемый или на основе латекса, парафина и бензинового растворителя. Резерв может быть прозрачный и цветной.
Шприц-флакон или стеклянная трубочка
Инструменты для работы с резервирующим составом.
Прочие материалы:
Фен – для быстрого просушивания слоев росписи, резерва.
Кнопки – канцелярские для закрепления ткани на подрамник.
Булавки – нужны для закрепления бумаги с эскизом к ткани.
Электрический утюг с паром – необходим для запаривания росписи.
Баночка для воды, палитра, тарелки – для смешивания красителей.
Тряпки – для удаления излишков краски с кисточки.
5.2. Материалы в горячем батике
Ткани
Подойдут любые ткани из натуральных волокон, лучший вариант натуральный шелк, хлопок или лен. Чем плотнее ткань, тем насыщеннее рисунок.
Кисти
Кисти для воска должны быть жесткими, поэтому для работы лучше всего подойдут щетинные кисти. Работать можно кистями разнообразной формы, получая тем самым невозможные художественные эффекты – тонкие и толстые линии, набрызг, точки, фактуры, малярная кисть подойдет для покрытия больших участков росписи.
Чантинг
С его помощью получают тонкие линии на ткани, представляет собой металлический резервуар с носиком, закрепленный на деревянной ручке. Чем меньше диаметр отверстия носика чантинга, тем тоньше линия.
Воск, парафин, бытовые свечи
Если использовать исключительно воск, то это и дорого и воск слишком пластичный, трудно добиться эффекта кракле (трещин) на ткани. Если же использовать только парафин, то это приведет к излишнему растрескиванию, что также плохо скажется на качестве работы. Оптимальным соотношением является смесь воска с парафином. Для начинающих идеальный вариант бытовые свечи.
Ёмкость для плавления воска
Воск растапливается на водяной бане, соответственно для работы потребуется электрическая плитка, старая кастрюлька и металлическая емкость с воском, при этом необходимо контролировать нагрев, периодически понижая температуру на плитке и вовремя доливать воду.
Прочие материалы:
Старый утюг – для удаления воска с работы по завершению росписи.
Фен с холодным воздухом – для просушки слоев росписи, горячий воздух использовать нельзя, так как воск может растопиться прямо на ткани, что испортит изделие.
Старые газеты – необходимы для снятия воска с работы
Баночка для воды, палитра-тарелка – для замешивания колера.
Тряпки – для снятия излишков краски с кисти и росписи.
6. Техника безопасности
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
- Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
- При работе внимательно следите за направлением резания.
- Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
- Не держите ножницы лезвием вверх.
- Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
- Не режьте ножницами на ходу.
- Не подходите к товарищу во время работы.
- Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
- Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Правила техники безопасности при работе с утюгом:
- Перед началам работ необходимо подготовить рабочее место, а также проверить исправность утюга, убедиться в том, что отсутствуют оголенные места изоляции шнура;
- Нельзя дотрагиваться до токопроводных частей утюга, рубильника, штепсельной розетки, вилки;
- Нельзя перегревать утюг, а если перегрев все-таки произойдет, нужно охладить утюг, проводя им по мокрой тряпке;
- Нельзя проверять степень нагрева утюга пальцем;
- Во время работы шнур не должен касаться нагреваемой платформы утюга, так как от этого на шнуре может сгореть изоляция;
- Во избежание пожара по окончании работы утюг следует выключить.
6. Практическая часть
Данный проект – это картины, выполненные в технике холодного и горячего батика.
6.1. Технология изготовления картины в технике «Холодный батик»
Первый этап – подготовка ткани.
Для начала нужно простирать ткань, хозяйственным или детским мылом, чтобы убрать опрет. Опрет – это верхний слой ткани, который обрабатывают на производстве. Это нужно для того чтобы резервирующий состав и краски хорошо ложились на ткань.
Второй этап – подготавливаем рисунок, эскиз. Работа над композицией, которую мы хотим изобразить.
Третий этап - подкалываем ткань с эскизом, с помощью булавок.
Четвертый этап – переносим эскиз карандашом. Но нужно помнить, что карандаш не должен быть сильно ярким, иначе резервирующий состав не перекроет карандаш.
Пятый этап – ткань натягиваем на подрамник с помощью кнопок (есть специальные для батика крабики, а есть простые кнопки)
Шестой этап – берем шприц флакон и заполняем его резервирующим составом. Можно прозрачный, а можно цветные контуры или резерв для батика. Обводим рисунок, сушим. Далее начинаем роспись композиции, увлажняем всю поверхность картины и наносим краску, сочетая различные оттенки. Если мы хотим сделать узор, то можно посыпать поверх краски соль, чтобы получить необычный эффект. В самую последнюю очередь украшаем цветными контурыми. Снимаем работу с подрамника. С левой стороны режимом пара прогладить ткань утюгом. Запаривать ткань или нет, это зависит от красок. Натянуть на картон светлого цвета (белого) и поместить в рамку. (приложение 2)
6.2. Технология изготовления картины в технике «Горячего батика»
Первый этап – разработка композиции и цветовое решение, эскиз.
Второй этап – подготовка материалов. Простирываем и проглаживаем ткань.
Третий этап – переносим эскиз на ткань.
Четвертый этап – Если несколько покрытий, то берем чантинг. Разогреваем на водяной бани воск и наносим. Наносим по цветовой гамме. Сначала я наносила самые светлые, и фиксировала воском, другой цвет зафиксировала цветом, и поверх наносила другой цвет.
Пятый этап – рисуем лицо, акриловами красками по ткани.
Шестой этап – воск убираем с помощью утюга, проглаживаем ткань над газетой (газету берем обязатель старую, иначе с новой перепечатается текст). Так же берем картон и натягиваем ткань на него, картон обязательно светлого цвета. И помещаем в рамку. (приложение 3)
7. Экологическая оценка
Один из важных критериев, на которые я обратила особое внимание при создании проекта, это экологичность. Она заключается в использовании экологически чистых материалов. С этой задачей мне удалось справиться.
Шифон – искусственный шелк, изготовлен из отходов древесной целлюлозы.
Рама и подрамник из древесины. Это экологически чистые природные материалы.
Акриловые краски - органический краситель, т.е. из натуральных пигментов. Краски –водорастворимые. Резервирующий состав (бензиновый растворитель, латекс, парафин) - все составные части природные мономеры.
Поэтому можно сделать вывод, что картина не буде выделять вредных веществ в окружающую среду и будет экологически безопасна для здоровья человека.
8. Экономический расчет
На выполнение данных картин я потратила 5017 р. Считаю, что это экономически выгодно, т. к. в магазинах одна такая картина стоит гораздо дороже.
Материалы | Сколько шт. | Стоимость |
---|---|---|
Ткань | 2 шт. | 831 |
Кисти | 1 набор | 400 |
Чантинг | 1 шт. | 435 |
Воск | 40 г | 150 |
Емкость для плавления воска | 1 шт. | 250 |
Контуры | 1 шт. | 180 |
Резервирующий состав | Прозрачный 2 шт. | 190 |
Итог | 5017 |
Заключение
Ручная работа из спокон веков до наших дней очень ценна. Работа в технике батик расширила мои границы об изобразительном искусстве. Я считаю, что поставленные цели и задачи мною достигнуты.
Я узнала об истории появления батика, сравнила технологии батика, создала композиции для своих работ и также выполнила две работы в горячей и холодной технике батика.
В результате работы я обнаружила, что роспись на шелке имеют широкое поле деятельности. Независимо от того, что ты хочешь изобразить, будь то цветочный мотив, композиция, все строиться по законам текстильной графики:
- плоскостное решение;
- отсутствие планов;
- сочетание линий, цвета.
Батик открывает неограниченные возможности, позволяющие решать любые художественные задумки. Те знания, умения, навыки, которые мной приобретены в процессе работы над созданием картин помогут мне в дальнейшем творчестве. Гипотеза полностью подтвердилась, работа в технике «холодный» и «горячий» батик даёт возможность выразить себя, проявить творческую фантазию.
Мои работы получились оригинальными и необычными, а главное очень хорошо вписались в интерьер дома. Мои картины понравилась друзьям и родственникам. Полученный результат доставил мне радость творческого самовыражения.
Литература
- Технология. Этот чудесный батик: конспекты занятий к разделу «Художественная роспись ткани» / авт.-сост. А.А.Ярыгина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 78 с.
- Давыдов С.Г. Батик; Техника; Приемы; Изделия – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.- 184 с.
- Ресурсы интернета.
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3