Проект "Нетрадиционные методы рисования"
В творческом проекте по ИЗО и МХК на тему "Нетрадиционные методы рисования" обучающаяся рассмотрела и проанализировала виды нетрадиционных техник рисования, осуществила интересную работу в рамках творческой мастерской.
В процессе проведения работы над творческим проектом по ИЗО на тему «Нетрадиционные методы рисования» обучающаяся 7 класса изучила литературу по заданной теме, провела анкетирование среди учащихся класса, а также создала творческие работы при помощи нетрадиционных техник рисования.
Подробнее о работе:
В готовом творческом проекте «Нетрадиционные методы рисования» автор сделала выводы о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Благодаря нашему исследованию я узнала много интересного о методах и способах рисования, а также овладела навыками нетрадиционного рисования.
Я поняла, что овладеть искусством рисовать, может каждый из нас. Но для этого к творческой работе необходимо подходить с душой и не бояться экспериментировать с художественными материалами и техниками рисования.
Оглавление
I. ВВЕДЕНИЕ
Цели, гипотеза, задачи исследования, метод исследования, продукт исследования, ход работы
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анкетирование, анализ анкетирования
2.2 Виды нетрадиционных техник рисования
2.3 «Творческая мастерская»
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
К искусству нет готового пути.
Будь небосвод и море только сини,
Ты мог бы небо с морем в мaгaзине,
Где крaски продают, приобрести
С рaннего детства я люблю рисовать. А ещё больше люблю смешивать краски и экспериментировать с цветом. Так родилось увлечение рисованием.
Когда я занята творчеством, у меня улучшaeтся настроение, я забываю oбо всех неприятностях, ведь рисование - невероятно увлекательное занятие. Ты можешь создать удивительный мир, полный необычных образов, персонажей, любимых героев. Рисование развивает интеллектуальные способности, память, внимание, мелкую моторику руки. Учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать, вызывает интерес к жизни через увлечение искусством, помогает видеть и слышать окружающий мир. Мир прeкрасен и удивителен для того, кто умеет смотреть.
Посмотрите, какой разноцветный мир вас окружает! Цветом можно изобразить даже своё настроение, свои мечты и фантазии. Но не каждый, кто смотрит, умеет видеть. А худoжник умеeт видeть мир по-особому. Художник настоящий волшебник. Только он умеет изобразить небо, землю, птиц и зверей. Самое главное для него – увидеть красоту природы, людей, животных и суметь передать её в своих произведениях, выразить своё к ней отношение.
Когда появляется какой-то навык в рисовании, хочется научиться новому. Я пробовала рисовать разными материалами и инструментами в разных техниках. Ведь рисовать можно не только карандашами и красками. Увлекли меня и нетрадиционные техники рисования.
Объектом изучения в данной исследовательской работе являются творческие рaботы, предметом – техника рисования.
Цель:
- познакoмиться с разнообразием техник нетрадиционного рисования, выполнить работы в нетрадиционной технике рисования.
Гипотеза:
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей у человека, пробуждают интерес и фантазию. Эта техника доступна для создания интересных и неповторимых рисунков.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
- изучить литературу по заданной теме;
- провести анкетирование среди учащихся класса;
- создать творческие работы при помощи нетрадиционных техник рисования;
- систематизировать собранный материал.
Мeтоды иcследования:
- изучение различных источников информации по данной теме
- анкетирование учащихся
- исследование
- изучение и обобщение данных.
Прoдукт исследования: выставка рисунков, презентация.
Ход работы:
Провела анкетирование учащихся на знание - незнание нетрадиционных техник рисования.
Изучила литературу и ряд видео-уроков по нетрадиционным техникам рисования.
Научились самостоятельно нескольким техникам нетрадиционного рисования таким, как: граттаж, монотипия, пуантилизм, аэрография, рисование на наждачной бумаге.
Провела мастер-класс среди учащихся 2А клаcса.
Основная часть
Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. В рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художествeнные cпособности. Существует много приёмов с помощью которых можно создавать оригинальные работы.
Термин «нетрадиционный» предполагает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, привычными. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Болеe того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа. Нетрадиционные техники рисования учат выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Отступают страхи, появляется уверенность в себе. Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность быстро получить желаемый результат.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Здесь же развитию творчества нет границ рисование мятой бумагой, губкой, пальчиками, ладошками, восковыми мелками, мыльными пузырями, рисование красками на молоке, восковые мелки+акварель, свеча+акварель, точечный рисунок, нaбрызг, отпечатки листьев, штампами из поролона и овощей, ниткография, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж, печать пробками, рисование ватными палочками, рисование песком, мыльными пузырями, печать по трафарету, пластилинография, раздувание краски.
Рисовать можно любыми материалами. Все зависит от фантазии.
Для того чтобы понять, насколько хорошо учащиеся нашей школы знают о нетрадиционных техниках рисования, я провела анкетирование на знание нетрадиционных методов рисования, где были заданы следующие вопросы.
Анкета
ВОПРОС | ОТВЕТЫ |
---|---|
Любишь ли ты рисовать? | ДА-14, НЕТ-0 |
Чем ты любишь рисовать? | красками-10, карандашами-4 |
Знаешь ли ты нетрадиционные техники рисования? | ДА-10, НЕТ-4 |
Назови какие нетрадиционные техники рисования ты знаешь | Рисование пальцами, ладошками, кофе, монотипия. |
Пробовал ли ты рисовать нетрадиционными методами рисования? | ДА-11, НЕТ-3 |
В опросе приняли участие 14 учащихся 5 Б класса.
Анализ анкет показал следующее:
14 человек ответили, что любят рисовать.
4 человек ответили, что любят рисовать карандашами.
10 человек ответили, что любят рисовать красками.
4 человек ответили, что не знают нетрадиционные техники рисования
10 человек назвали нетрадиционные техники рисования
10 человек ответили, что уже пробовали рисовать нетрадиционными методами рисования.
Полученные данные мы представили в виде диаграммы:
Исходя из результатов проведенного анкетирования, я начала искать информацию о нетрадиционных методах рисования, которых почти не было в ответах учащихся.
Сначала я изучила информацию о нетрадиционных методах рисования в интернете, затем с помощью видео-уроков самостоятельно освоила несколько необычных способов, после этого воспроизвела их на практике.
Позже я провела мастер-класс с учащимися 2А класса по технике пуантилизм.
Данный вид работы не вызвал у ребят каких – либо затруднений. Всем было очень интересно.
После этого мы провели повторное анкетирование среди учащихся 5Б и 2А классах.
Мы задали им следующие вопросы:
Легко ли вам было использовать нетрадиционные техники при рисовании?
Понравилось ли вам рисовать нетрадиционными техниками?
Будете ли вы рисовать другими нетрадиционными методами?
Результаты представлены в виде диаграммы.
По результатам проведенного анкетирования мы сделали вывод, что всем учащимся понравилось рисовать нетрадиционными техниками, и они хотели бы воспользоваться ими еще.
Таким образом, мы решили поделиться своим умением и информацией о нетрадиционных техниках рисования.
Виды нетрадиционных техник рисования
Граттаж.
Граттаж (от франц. Gratter — скрести, царапать) — это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной гуашью.
Другое название техники — воскография, иногда ее также называют царапкой. Рисунки, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом белых линий и черного фона, и похожи на гравюры. А если предварительно покрасить лист бумаги в различные цвета, то рисунок получится очень интересным и оригинальным.
В технике «граттаж» используется следующие материалы и инструменты: картон, желательно белого цвета, восковые мелки, свеча, гуашь, губка, широкая кисть, вязальный крючок, зубочистки.
Лист плотной бумаги или картона полностью закрашивается восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги. Далее покрывается наш лист воском. Для этого используется обыкновенная восковая свеча.
Затем берется черная тушь или черная гуашь, добавляется немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрывается закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.
Далее берется любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.
На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Монотипия.
Монотипия - (от греч. mуnos - один и tэpos - отпечаток), вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на гладкую поверхность, с последующим печатанием на станке. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным и уникальным.
Варианты монотипии:
- Монотипия с простым оттиском: нанесение цветных пятен на поверхность, с последующим отпечатыванием на чистый формат.
- Монотипия с симметричным оттиском: лист бумаги складывают пополам, наносят цветные пятна с последующим отпечатыванием на чистый формат.
- Монотипия с дорисованными элементами: нанесение цветных пятен на поверхность, с последующим отпечатыванием на чистый формат и дорисовкой различными элементами, переходящими в фантазийный образ.
- Монотипия штампами: нанесение на штамп (листок дерева, кружево, губка и т. д.) краски с последующим печатанием на чистую поверхность.
- Монотипия предметная и пейзажная
Аэрография.
Аэрография – заключается в нанесении рисунка с помощью техники набрызга. На смоченную кисть водой набирается краска и пальцем проводят по ворсу кисти, капли попадают на лист бумаги образуя эффект множества точек.
Варианты аэрографии:
- аэрография фона: лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга.
- аэрография с применением шаблона (лист дерева, вырезанный силуэт и т. д.) предварительно положить на поверхность шаблоны, а затем лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга.
- аэрография с дорисованными элементами: лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга и дорисовываются элементы, подходящие по смыслу.
Рисование на различных поверхностях - заключается в нанесении рисунка на различные поверхности различными техниками рисования
Виды рисования на различных поверхностях:
- рисование на цветном фоне
- на сыром листе
- на жатой, зернистой, наждачной бумагах
- а фактурных обоях, стекле, материале, деревянной и пластиковой поверхностях.
Рисование на наждачной бумаге
Рисунки на наждачной бумаге получаются неожиданно эффектными и бархатистыми. Это получается из-за того, что наждачная бумага чуть просвечивает под нанесенными на нее пятнами и штрихами, создавая иллюзию объемного рисунка.
Рисовать можно восковыми карандашами, масляными мелками, а можно сухой пастелью или школьными мелками. Мы решили создать рисунок восковыми мелками. Рисунки получились яркими. Работа на этой бумаге приносит удовольствие, т.к. цвета на бумагу ложатся легко и красиво.
Пуантилизм.
Пуантилизм - это направление во французской живописи. Зародилась эта техника во II половине 19 века. Основоположниками её считаются замечательные французские живописцы Жорж Сёра и Поль Синьяк. Об этом рассказывать можно очень долго. Лучше посмотрите картины, написанные в этой технике, и вы поймете, почему мы должны освоить основные её приёмы.
В картинах пуантилистов синий цвет находится по соседству с желтым, красный – рядом с зеленым, желтый цвет – возле синего.
Как балерина на пуантах
Танцует кисть по полотну
Цвета, звучащие бельканто
Совьют мелодию одну.
И мозаичная картинка
Вдруг соберется воедино.
И в Сен – Тропез, как из тумана
Возникнет парусник в порту
И лик печальной арльской дамы
И порт в Марселе, и Сосну
Увидим словно через призму.
Так в технике пуантилизма
Творил Синьяк и Жорж Сёра
И мы сподвинимся сегодня
На пробу своего пера!
Пуанты – такое красивое слово, по-настоящему французское.
– А что оно означает?
Когда слышишь его, почему-то сразу перед глазами возникает образ воздушной балерины.
Именно поэтому слово “пуанты” в первую очередь ассоциируется с балетом. И если человек впервые сталкивается с таким понятием как “художник-пуантилист”, то совершенно естественно, что оно вызывает у него улыбку и легкое недоумение: неужели эти художники ходили на пуантах?!
На самом деле художники в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле пуантилизма
– А что означает слово пуантилизм (от французского pointiller – “писать точками”, пуантилизм – от французского pointel – “письмо точками”).
Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи, возникшим во Франции, во второй половине 19 века. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось
Эта техника часто используется художниками – мультипликаторами в так называемом анималистическом жанре.
Пуантилизм в творчестве современных художников.
- Ярким представителем художников, работающих в этой технике сегодня, является Екатерина Куклачева.
- Е. Куклачева – художник-анималист: её живописные работы ведут в добрый и светлый мир кошек. Но пишет она не просто их “портреты”, а характеры, настроения, эмоции. Порой она придает кошкам черты, присущие людям, дополняет образы человеческими атрибутами – шляпкой, клоунским костюмом. Кошки Е. Куклачевой качаются на качелях, гуляют на задних лапках и живут своей собственной полноценной жизнью.
«Творческая мастерская»
Выполнение творческих работ (проектов) при помощи нетрадиционных техник рисования.
Познакомившись с нетрадиционными техниками рисования, мне захотелось самой создать рисунки пользуясь этими методами.
В результате эксперимента у меня получились творческие работы, которыми я хочу сегодня с вами поделиться.
ВЫСТАВКА РАБОТ
Заключение
Вот и подошла к концу наша исследовательская деятельность по изучению нетрадиционных методов рисования. Это был творческий и увлекательный труд в рамках творческого проекта по рисованию (ИЗО) на тему "Нетрадиционные методы рисования".
Нами была проделана не малая работа:
Провели анкетирование в начале исследования, и в конце исследования и увидели, что уровень информированности о нетрадиционных техниках рисования учащихся 5Б и 2А классов повысился.
Изучили литературу и просмотрели ряд видео-уроков о нетрадиционных техниках рисования.
Освоили несколько техник рисования для того, чтобы показать и научить других нетрадиционным способам рисования.
Провели мастер – класс с учащимися 2А класса.
Готовая продукция нашей исследовательской работы – выставка творческих работ, выполненных в нетрадиционных техниках рисования.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Благодаря нашему исследованию я узнала много интересного о методах и способах рисования, а также овладела навыками нетрадиционного рисования. Я поняла, что овладеть искусством рисовать, может каждый из нас. Но для этого к творческой работе необходимо подходить с душой и не бояться экспериментировать с художественными материалами и техниками рисования.
Область применения: практическая значимость исследования состоит в том, что данная техника может быть применена на уроках рисования, а также во внеурочной деятельности. Полученные знания и умения в освоении нетрадиционных техник рисования можно применить в творческих конкурсах как муниципального, так и всероссийского уровня. Можно использовать нетрадиционные техники рисования в качестве хобби. Есть возможность зарабатывать, изготовляя своими руками необычные работы для продажи на ярмарке или для подарка друзьям и родственникам.
Список использованной литературы и информационных ресурсов
- Емельянова Т., Большая книга рисования, Астрель. Полиграфиздат, Москва 2010г.
- Шашков Ю.П., Живопись и ее средства, Академический проект, Москва 2010.
- Марковская А.А., Рисуем фигуру человека, Клуб семейного досуга, Харьков, Белгород, 2013
Приложение
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис.7