Проект "Культура потребления пластика"
Обучающаяся 10 класса в своем исследовательском экологическом проекте на тему "Культура потребления пластика" внимательно изучила историю появления пластика и его свойства, рассмотрела виды пластика и определила его влияние на окружающую среду.
В процессе проведения работы над исследовательским проектом по экологии на тему «Культура потребления пластика» учащаяся 10 класса посчитала объемы бытовых пластиковых отходов в школе, проанализировала способы возможной замены пластика, а также организовала просветительскую работу среди обучающихся по формированию экологической культуры потребления пластика.
Подробнее о работе:
В ходе индивидуальной исследовательской работы по экологии на тему «Культура потребления пластика» ученица 10 класса сделала выводы о необходимости поиска возможностей сокращения использования пластика. Ведь благодаря разумному потреблению пластика можно существенно снизить экологический след каждого человека в природе.
Проведение экологических акций и мероприятий в гимназии в рамках проекта о культуре потребления пластика в 10 и 11 классах помогает формированию правильной экологической культуры у обучающихся. Каждый человек по отдельности не может решить глобальные экологические проблемы, однако правильно сформированная экологическая культура поможет детям жить в гармонии с окружающей средой.
Оглавление
Введение
1. Основная информация о пластике.
1.1. Что такое пластик?
1.2. Что служит сырьем для пластика?
1.3. История появления пластмасс
1.4. Основные свойства пластмасс
1.5. Основные виды пластмасс и их маркировка.
2. Влияние пластика на окружающую среду.
2.1 Пластик и окружающая среда.
2.2. Вторичная переработка пластика
3. Экологическое просвещение и экологический образ жизни.
3.1. Экологический образ жизни. Основные понятия.
3.2. Работа по экологическому просвещению в гимназии.
Выводы
Заключение
Список использованной литературы.
Приложение
Введение
Пластик давно и прочно поселился в нашей жизни, вытеснив из неё изделия из натуральных материалов. Сегодня невозможно себе представить быт без использования предметов из пластика. Конечно, пластмасс имеет ряд преимуществ: (демократичная цена, удобная эксплуатация, разнообразный дизайн, прочность, легкость по весу) все это объясняет популярность использования пластиковых предметов и упаковки. При этом мы отправляем на свалку пластиковые отходы, не задумываясь, какой ущерб мы наносим окружающей среде.
Актуальность: Численность населения планеты ежегодно растет, а значит, множится использование изделий из пластика, увеличиваются масштабы экологической проблемы связанной с утилизацией пластиковых отходов.
Цель работы: сформировать культуру потребления пластика у школьников и оценить возможности его замены в школьной жизни.
Задачи:
- ознакомиться с историей появления пластика;
- изучить свойства, виды пластика и его влияние на окружающую среду;
- посчитать объемы бытовых пластиковых отходов в школе;
- проанализировать способы возможной замены пластика;
- организовать просветительскую работу среди обучающихся по формированию экологической культуры потребления пластика;
Методы исследования:
- научное познание (изучение дополнительной литературы);
- анализ информации;
- статистический метод.
Предмет исследования: бытовые пластиковые отходы.
Сроки исследования: сентябрь - январь.
1. Основная информация о пластике
1.1. Что такое пластик?
Пластик или пластмасса – это органический материал. В его основе могут быть природные или синтетические высокомолекулярные соединения. Их называют – полимеры. Производят пластмасс путём химических реакций из различного органического сырья. Слово «пластик» происходит от греческого «plastikos», что означает «пригодный для лепки».
Эти материалы под действием нагревания и давления способны формироваться и сохранять заданную форму после охлаждения или отвердения. В процессе формования происходит переход из вязкого в твёрдое состояние (стеклообразное или кристаллическое). Изменяя условия полимеризации, химики получают пластики с нужными свойствами: мягкие или твёрдые, прозрачные или непрозрачные и т.д.
1.2. Что служит сырьем для пластика?
Основным сырьём для большинства видов пластиков служат уголь, природный газ и нефть. Из них путём химических реакций выделяют простые (низкомолекулярные) газообразные вещества – этилен, бензол, фенол, ацетилен и др. В ходе реакций полимеризации, поликонденсациии выделенные вещества превращаются в синтетические полимеры.
1.3. История появления пластмасс
В 1862 году британский химик Александр Паркес решил создать доступный заменитель дорогой слоновой кости, которая использовалась для изготовления бильярдных шаров. В результате ученому удалось получить первый пластификатор.
Образованное в результате опытов вещество получило ныне забытое название «паркезин» (позже получило распространение другое название — целлулоид). Тогда же паркезин был впервые представлен на Большой Международной выставке в Лондоне.
Развитие пластмасс началось с использования природных пластических материалов, продолжилось с использованием химически модифицированных природных материалов (резина, нитроцеллюлоза, коллаген) и наконец, пришло к полностью синтетическим молекулам (эпоксидная смола, поливинилхлорид, полиэтилен и другие).
1.4. Основные свойства пластмасс
Пластик обладает целым рядом положительных свойств и качеств, что объясняет его широкое использование и в промышленном производстве, и в бытовой сфере. Неограниченная сырьевая база для его производства, также способствует развитию отрасли его производящей.
Главные свойства пластмасс:
- малый удельный вес;
- низкий коэффициент трения и малый износ;
- не подвержены коррозии;
- имеет хорошие диэлектрические свойства;
- плохо проводит тепло, хороший теплоизолятор;
- обладает хорошими оптическими свойствами;
- привлекательный внешний вид изделий;
Однако имеются и недостатки в эксплуатации:
- ограниченная теплостойкость пластмасс (от 70 до 200С);
- старение пластмасс в процессе эксплуатации под воздействием внешних факторов;
- низкая теплопроводность;
- малая поверхностная твердость появления царапин в процессе эксплуатации.
1.5. Основные виды пластмасс и их маркировка
- Термопласты: пластмассы, которые при нагреве плавятся, а при охлаждении возвращаются в исходное состояние.
- Реактопласты: эта группа пластмасс после нагревания переходят в нерастворимое твердое состояние, и при повторном нагревании уже не размягчаются.
- Эластомеры: это пластмассы, которые обладают высокоэластичными свойствами. При силовом воздействии они проявляют гибкость, а после снятия напряжения возвращают исходную форму.
№ 1 (PETE или PET) – полиэтилентерефталат. Самый распространенный вид пластика. Чаше всего используется как пластиковая тара для прохладительных напитков и прочего. Отличительная черта – дешевизна. Производство PETE не требует особых затрат, отсюда вытекает его популярность. Использовать такой вид пластика можно лишь раз. При повторном использовании бутылка или коробка выделяет опасное вещество – фталат (токсичен, способен вызывать серьезные болезни нервной и сердечно-сосудистой системы).
№ 2 (HDPE или PEHD) – полиэтилен высокой плотности. Относительно недорогой, устойчив к температурным воздействиям. Такой пластик используется при изготовлении пластиковых пакетов, одноразовой посуды, пищевых контейнеров, тары для моющих и чистящих средств. Поддается переработке, и может вторично использоваться. Относительно безопасен, хотя может выделять формальдегид (токсичное вещество, которое поражает нервную, дыхательную и половую системы, может вызвать генетические нарушения у потомства).
№ 3 (PVC или V) — поливинилхлорид. Этот вид пластика используется в технических целях. К примеру, для изготовления пластиковых окон, элементов мебели, труб, скатертей, тары для технической жидкости и прочего. Противопоказан для пищевого использования. Пластик содержит бисфенол А, винилхлорид, фталаты, а так же может содержать кадмий. Один из самых опасных видов пластмассы. При сжигании выделяет в воздух очень опасные яды — канцерогенные диоксины.
№ 4 (LDPE или PEBD) – полиэтилен низкой плотности. Обществу известен по пакетам, мусорным мешкам, компакт-дискам и линолеуму. Довольно широкое распространение данного типа обусловлено его дешевизной. Безопасность относительна. ПЭТ-пакеты для организма человека практически безопасны (однако не забывайте об их влиянии на окружающую среду). В редких случаях тип PE-LD выделяет формальдегид. Поддается переработке и вторичному использованию.
№ 5 (PP) – полипропилен. Прочный и термостойкий. Из него изготавливают пищевые контейнеры, шприцы и детские игрушки. Сравнительно безопасен, но при некоторых обстоятельствах может выделять формальдегид.
№ 6 (PS) – полистирол. Этот тип пластика вы встретите в мясном или молочном отделе. Из него сделаны стаканчики для йогурта, мясные лоточки, коробочки под овощи и фрукты, сэндвич-панели и теплоизоляционные плиты. При повторном использовании выделяет стирол, который является канцерогеном. Специалисты рекомендуют по возможности отказаться от использования данного вида пластика или сократить его потребление к минимуму.
№ 7 (O или OTHER) – поликарбонат, полиамид и другие виды пластмасс.В данную группу входят пластмассы, не получившие отдельный номер. Из них изготавливаются бутылочки для детей, игрушки, бутылки для воды, упаковки. При частом мытье или нагревании выделяет бисфенол А — вещество, которое ведет к гормональным сбоям в организме человека.
2. Влияние пластика на окружающую среду
2.1. Пластик и окружающая среда
Изделия из пластика заметно облегчают быт, но к сожалению не являются совершенно безопасными для здоровья человека, при неправильной утилизации наносят вред окружающей среде. Пагубное влияние оказывают некоторые вещества, содержащиеся в пластике, на окружающую среду. Более триллиона пластиковых пакетов выбрасывается людьми сразу после их единичного применения.
Лишь каждая четвертая пластиковая бутылка в мире подвергается вторичной переработке, - таковы подсчеты ученых. А это означает, что ежегодно миллионы тон пластика оказываются в лучшем случае на свалке, в худшем в водоемах и грунте. Загрязнение пластиком — одна из причин гибели животных, ухудшения качества воды и почвы.
Выделяя вредные химические вещества, полимерные материалы загрязняют почву и грунтовые воды.
К сожалению, у природы нет механизмов эффективной борьбы с полимерными материалами. Процесс их разложения длится от 100 до 200 и более лет. Все это время из пластика будут выделяться вредные вещества, отравляя окружающую природу.
Безусловно, экологическую проблему нужно решать на государственном уровне, но способствовать её решению может каждый человек.
2.2. Вторичная переработка пластика
Ежегодный прирост потребления пластика составляет до 8 % в год. При этом, в мире переработке подвергается около 14 % потребляемого материала, большая часть складируется на полигонах или долго разлагается в природе. Вторичная переработка является основным путём решения проблемы пластикового загрязнения.
В результате процессов переработки образуются дополнительные продукты для других отраслей промышленности, а природа загрязняется в гораздо меньшей степени. В то же время, использование вторичных отходов может позволить существенно сократить употребление первичного сырья, такого как нефть, газ, а также электроэнергии и воды.
Рециклинг (вторичная переработка) тонны полимеров требует в среднем 10% энергии и воды от затрат на первичное производство. Помимо экономии пластик можно перерабатывать неограниченное количество циклов.
Благодаря вторичной переработке можно:
- сохранить невозобновляемое топливо — нефть;
- снизить потребление энергии;
- уменьшить объем отходов на свалках;
- уменьшить выбросы углекислого газа в атмосферу.
Рециклинг выгоден и с экономической, и с экологической точки зрения. Благодаря современным линиям переработки, из пластиковых отходов получается отличное сырье для производства любой продукции. Из вторичного ПЭТ гранулята можно производить огромное количество изделий: пленку, шпагат, щетки, пластиковую тару, асфальтовое покрытие и т.д.
Чтобы большая часть пластика все же попадала на переработку нужно начать повсеместно оборудовать точки по раздельному сбору мусора, не только в крупных городах, но и в небольших поселках.
В Каменск-Шахтинском, городе, в котором я живу, эта проблема пока активно не решается. На весь город оборудованы всего две такие точки.
Однако готовить к процессу разделения мусора нужно начинать с детского возраста, формируя у подрастающего поколения правильные экологические привычки.
3. Экологическое просвещение и экологический образ жизни
3.1. Экологический образ жизни. Основные понятия
Экологическое мышление — это устойчивое понимание ценности и взаимосвязи всех элементов экосистемы Земли, ощущение ответственности за возможные последствия своих действий с точки зрения сохранения природы и жизни на планете.
Экологическое мышление состоит из:
- поддержания и принятия экологических ценностей;
- понимания взаимосвязи всех процессов в природе;
- понимания, что каждый несет ответственность за будущее;
- избавления от потребительского отношения к природе.
Экологическое сознание - это способность человека понимать, что он является частью природы, а не выделять себя как самостоятельную систему, которая не зависит от внешнего мира.
Экологически ответственное поведение— это способность действовать определенным образом (и достигать определенного результата), чтобы содействовать поддержанию желательного состояния окружающей среды.
Экологические привычки - это привычки, в сфере потребления природных ресурсов, контакта с природой, нацеленные на уменьшение вредных отходов и заботу о природе. Формирование экопривычек с раннего возраста может значительно помочь снизить экологический след каждого человека и окажет существенное влияние на решение сложных экологических проблем современности.
3.2. Работа по экологическому просвещению в гимназии
Начиная с 7 класса я являюсь активным членом волонтерского отряда «Экопатруль». Я не понаслышке знаю о проблеме загрязнения природы пластиковым мусором, т.к. постоянно участвую в различных субботниках по уборке территорий нашего города. Традиционная акция нашего волонтерского отряда «Сделаем русло Донца чистым!» свидетельствует о наличии острой проблемы. Ежегодный субботник оголенного русла реки демонстрирует плачевные результаты: 2020 г. – 18 мешков (объемом 120 л.) твердых бытовых отходов, 2021 г. – 16 мешков, 2022 г.- 18 мешков. (Приложение1.)
Большая часть собранного мусора – это различные виды пластика, которые в летний период плавают у берега в зарослях камыша, нанося вред речной экосистеме. Не в лучшем состоянии пребывают и городские парки. Объяснить такое положение дел можно двумя причинами: несвоевременным вывозом мусора и отсутствием, у большинства горожан, правильно сформированной экологической культуры.
Весте с ребятами из волонтерского отряда «Экопатруль» я озадачилась вопросами экологического просвещения гимназистов. Вместе с инициативной группой отряда участвовала в различных экологических акциях по сбору батареек, макулатуры и пластиковых крышек.
Особенно «продуктивной» стала акция «Крышка – оживишка». Мы присоединились к акции, которую в нашем городе инициировал благотворительный фонд «Оживи». В каждом классе гимназии мы поставили накопительные ёмкости для сбора пластиковых крышек, рассказали школьникам о вреде пластика и о возможностях его переработки, объяснили, что вырученные за собранные объёмы пластика деньги пойдут на помощь и реабилитацию бездомным животным. Акция «Крышка-оживишка» стала долгосрочной (Приложение 2).
За время проведения акции получили следующие результаты:
- привлекли внимание к проблеме пластиковых отходов;
- научились сортировать пластик, учитывая маркировку;
- общими усилиями учащихся гимназии мы собрали 220 кг пластиковых крышек ( 220 кг отходов миновали свалку!);
- передали благотворительному фонду «Оживи» вырученную сумму (5500 рублей), наглядно продемонстрировав, что отходы можно «превратить» в доходы.
В гимназии я стала инициатором проведения цикла мероприятий об экологических привычках (Приложение 3). Рассказывая подробно гимназистам о правильных экопривычках и привлекая ребят к различным экологическим акциям, вместе с волонтерами, смогли добиться сокращения пластиковых отходов в школе.
Результаты просветительской деятельности следующие:
- в классах смогли отказаться от использования одноразовых пластиковых стаканчиков, перейдя на индивидуальные многоразовые бутылки;
- начали собирать на утилизацию «пластиковый лом» - сломанные ручки и линейки;
- стали выбирать учебные принадлежности из других материалов (древесина, железо);
- сократили покупку шариковых ручек, начали формировать привычку менять стержни;
- сократили использование пластиковых пакетов для второй обуви, перешли на использование специальной матерчатой сумки;
- старшеклассники стали использовать сумки - шоперы.
Когда я попала на склад, где собирают пластиковые отходы и поучаствовала в подготовке пластиковой массы к рециклингу, то получила полное представление, о том, как сортируется пластик по видам. Я обратила внимание, что пластик № 3 (PVC или V) не отправляют на переработку, его просто утилизируют. Меня заинтересовал этот факт. В школьном ученическом наборе есть вещи, которые сделаны из такого вида пластика. Это обложки для учебников. Стандартный набор учебников и учебных пособий составляет от 12 -18 шт. в зависимости от возраста ученика.
Несложный подсчет показывает, что в конце учебного года на городскую свалку отправиться около 169 кг ПВХ (старых обложек) (только из нашей гимназии!). (Приложение 4.) Я озадачилась вопросом: «Как можно заменить изделие из ПВХ на что-то более экологичное?». Я предложила простой выход из создавшейся ситуации. Вместе с волонтерами отряда мы провели акцию «Эко - обложка для учебника» (Приложение 4. Рис.8), где показали мастер класс, как сделать красивую и прочную обложку из бумаги.
На перспективу наш волонтерский отряд наметил сделать ежегодным в гимназии конкурс «Лучшая обложка своими руками». В будущем я планирую продолжить работу в рамках исследовательского проекта "Культура потребления пластика" и просветительскую работу по формированию экологических привычек.
Заключение
- изучив литературу и материалы Интернет-ресурсов я пришла к выводу, что необходимо искать возможности сокращения использования пластика;
- благодаря разумному потреблению пластика можно существенно снизить экологический след каждого человека в природе;
- проведение экологических акций и мероприятий в гимназии помогает сформировать правильную экологическую культуру у гимназистов;
Конечно, каждый человек по отдельности не может решить глобальные экологические проблемы. Но большое всегда начинается с малого! Правильно сформированная экологическая культура должна помочь подрастающему поколению жить в гармонии с окружающей средой.
Список литературы
- Дзятковская Е. Н. Мои экологические привычки/Иркутское областное отделение Всероссийского общества охраны природы; филиал кафедры ЮНЕСКО факультета глобальных процессов МГУ; ИСМО РАО.- Иркутск: Издательство института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2014.
- Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения. М.: Образование и экология, 2011 г.
- Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия. - М.: Новая школа, 1996).
- Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008.
- Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. М. 2000. 174с.
- Цветкова И.В., «Экологический светофор для младших школьников», Педагогическое общество России, Москва, 2000.
Приложение 1
Рис.1. Акция «Сделаем русло Донца чистым!»
Рис.2 Уборка территории парка им. Героев пионеров
Приложение 2
Рис.3. Акция «Крышка- оживишка»
Рис. 4. Сортировка крышек
Приложение 3
Рис.5. Мероприятие «Важные экологические привычки» в 6 «б» классе
Рис. 6. Пример сортировки бытовых отходов
Приложение 4
Расчет количества используемых пластиковых ПВХ обложек для учебников в МБОУ гимназии №12
Вес ПВХ обложки в среднем 19,5 гр. или 0,0195 кг.
Количество учебников в наборе (младшая школа) - 12 шт.
Количество гимназистов младшей школы - 240 учащихся.
Количество учебников в наборе (старшая школа) - 18 шт.
Количество гимназистов старшей школы - 322 учащихся.
0,0195 х (12 х 240 +18х 322) = 169,2 кг