В процессе проведения работы над исследовательским проектом по обществознанию на тему «Выбор профессии» обучающяся 10 класса изучила рейтинг самых востребованных профессий в стране, выявила факторы, влияющие на мотивацию обучающихся 10-11 классов при выборе профессии, а также разработала собственный план выбора профессии.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте по обществознанию на тему «Выбор профессии» автор сделала выводы о том, что для того, чтобы сделать правильный выбор профессии, выпускнику необходимо изучить разнообразную литературу о различных образовательных учреждениях и учесть свои интересы. Много информации о таких учреждениях можно найти в Интернете, в различных буклетах, а также можно посетить Дни открытых дверей.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Определение понятия «Профессия»
1.2. Мотивы выбора профессии
1.3. Профессии, пользующиеся популярностью у молодежи, и причины их популярности
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анализ результатов анкетирования учащихся 10-11 классов МБОУ Николаевской СОШ, МОБУ СОШ № 24 г. Таганрог
2.2. Участие в итоговом заседании студенческого научного географического кружка (ТИ имени А.П. Чехова)
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Введение
Каждый ученик школы рано или поздно сталкивается с важным решением — выбором будущей профессии. В наше время, характеризующимся стремительным развитием общества, технологий и всеобъемлющей глобализацией, количество доступных профессий расширяется, приобретая дополнительную сложность и остроту выбора.
Актуальность данной темы заключается в том, что правильный профессиональный выбор является неотъемлемой частью долгосрочного успеха в карьере.
В настоящее время я учусь в 10 классе и стремлюсь к тому, чтобы моя жизнь развивалась в нужном направлении. Однако, одним из ключевых шагов на пути к стабильности и уверенности в завтрашнем дне является выбор профессии. Профессия, которая станет смыслом жизни и позволит целенаправленно идти к поставленной цели. Выбор дела своей жизни является одним из самых сложных и ответственных решений. Ведь от решения зависит то, сможем ли мы реализовать свой потенциал.
Цель данной работы заключается в том, чтобы сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора.
Задачи:
- Изучить источники информации по данной теме;
- Изучить рейтинг самых востребованных профессий в стране;
- Выявить факторы, влияющие на мотивацию обучающихся 10-11 классов при выборе профессии;
- Разработать собственный план выбора профессии.
Методы исследования:
- изучение научно-популярной литературы;
- поиск информации в сети Интернет;
- изучение справочной литературы;
- проведение анкетирования в 10-11 классах;
- анализ, обобщение.
Ожидаемый результат: разработка собственного плана выбора профессии, и выбор будущей профессии и места ее получения.
Проектный продукт: буклет-памятка «Выбор профессии – выбор будущего» для старшеклассников, публикация проекта на общеобразовательном портале «Обучонок».
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Определение понятия «Профессия»
Профессия - это одна из форм человеческой деятельности, которая требует особых знаний и навыков в определенной сфере. Эти знания и навыки получаются человеком в результате учебы, как теоретической, так и практической, а также приобретаются опытом по мере его работы.
Выбор профессии является одним из важнейших решений в жизни человека, поэтому психологическая и педагогическая поддержка играют важную роль в успешном определении своего пути. Ответы на вопросы о выборе профессии и планировании карьеры могут быть получены от профессионалов в области карьерного консультирования, психологии и педагогики.
Психологическая поддержка поможет выпускнику школы и его родителям более глубоко понять себя, свои интересы, навыки, природные способности и ценности. Психологи помогут установить связь между личностными характеристиками и возможными профессиональными направлениями, что поможет лучше понять, какие специальности могут соответствовать индивидуальным потребностям и склонностям.
Исходя из этого, главная цель современной школы и родителей – подготовить выпускника к самостоятельной жизни, к удачному исполнению им своих общественных и профессиональных функций, помочь в том, чтобы каждый ребёнок верно выбрал профессию, сделал правильный выбор своей судьбы.
Проблема выбора профессии сейчас обсуждается на государственном уровне. Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» (2013) образование выполняется в интересах человека, семьи, общества и государства; в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его просветительных потребностей и интересов.
Обучение ориентировано на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учащихся.
Но и без того понятно, что ориентация подрастающего поколения на овладение разными профессиями, на трудовую активность представляется главной государственной задачей, насущной социально-экономической и педагогической проблемой. Эта идея отражена в новом федеральном государственном просветительном стандарте: подростки обязаны ориентироваться в сфере профессий, понимать значимость профессиональной деятельности в интересах стабильного развития общества и страны.
Стандарт устанавливает задачу – при освоении основной образовательной программы в области профориентации формировать стремление и способность обучающихся к сознательному выбору профессии, к построению будущей индивидуальной просветительной траектории на основе знания мира профессий, рынка труда, воспитания уважительного отношения к труду.
1.2. Мотивы выбора профессии
Проанализировав теоретический материал, я разработала собственный план выбора профессии:
- Определить свои любимые занятия, увлечения.
- Узнать какие профессии будут востребованы на рынке труда через 5 лет.
- Изучить учебные заведения Ростовской области, где можно получить интересующие меня профессии.
- С помощью анкеты выявить мнение моих сверстников о выборе профессии.
- Проанализировать профессии, в которых возможно применить свои увлечения, составить список подходящих мне профессий.
Василий Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Я очень люблю рисовать. Это не просто моё увлечение, это- моя жизнь. Всё, что я чувствую, переживаю, чему радуюсь и отчего огорчаюсь - всё мне хочется перенести на бумагу. Каждое время года со своей неповторимой красотой, каждое событие, каждое мгновение жизни я стремлюсь запечатлеть, красками. (Приложение №1).
Мне очень нравится профессия художник.
Художник – это человек, который занимается изобразительным искусством, т.е. создаёт произведения искусства с использованием средств живописи и рисунка. Если рассмотреть слово художник как профессию, то здесь подразумевается человек, который зарабатывает деньги с помощью занятия изобразительным искусством.
В 21 веке художникам удалось найти новые способы применения своего искусства: компьютерная графика, татуировки, фотография.
Профессия включает несколько специализаций, в зависимости от деятельности. Есть художники по костюмам, тканям, оформители, иллюстраторы, живописцы, создающие картины – пейзажи, портреты и т.д.
Я совершила виртуальное путешествие в Ростовское художественное училище имени М.Б. Грекова. Это старейшее художественное учебное заведение на юге России!
На протяжении многих лет училище готовит живописцев, дизайнеров, скульпторов, художников театра. Каждый учебный год училище открывает двери для творческих, активных, целеустремленных молодых ребят, желающих получить художественное образование в традициях русской реалистической школы.
Профессионализм выпускников РХУ, которые сегодня востребованы на рынке труда, известен далеко за пределами Ростовской области и региона. Они возглавляют Детские художественные школы и художественные мастерские, работают ведущими художниками-постановщиками театров, дизайнерами и скульпторами. Живописные полотна и графические работы молодых художников, выпускников РХУ, экспонируются в лучших выставочных залах области и страны.
В лучших традициях училища - ежегодное поступление выпускников в ведущие художественные ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга.
Училище всегда в центре культурной жизни и художественной жизни Донского края. Студенты и педагоги участвуют в оформлении городских, областных праздников, фестивалей, активно участвуют в международных, всероссийских и областных конкурсах, занимая призовые места.
Меня заинтересовал вопрос: какие профессии станут особенно нужными к тому времени, когда я закончу школу и начну свою профессиональную деятельность. И получить на него ответ в нашем невероятно динамично меняющемся мире совсем непросто.
Причин, побуждающих выбрать ту или иную профессию много, их можно разделить на внешние и внутренние. Внешние причины связаны с влиянием окружающей среды: мнением родителей, друзей, сверстников, желанием добиться внешнего успеха или страхом осуждения. За внутренние причины отвечаешь ты сам - их определяют твои способности, склонности, привычки и характер, и только они.
Лидер списка мотивов - престиж профессии. Мотив неплохой, но едва ли при выборе профессии можно опираться только на него. Можно получить профессию, которая не принесет удовлетворения.
Как сказал Конфуций: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни».
Условия труда тоже играют свою роль в выборе той или иной профессии:
- Востребованность. Спрос рождает предложение. Нельзя забывать о том, что многие профессии уже потеряли свою актуальность. Поэтому нам стоит прислушиваться к прогнозам специалистов.
- Престиж. Этот фактор является одним из основных мотивов выбора профессии.
- Реальные возможности получить работу. Сюда включают возможности поступления на данную специальность, наличие материальных условий.
Ко внутренним факторам относят возможности, способности и интересы самого ребёнка.
1.3. Профессии, пользующиеся популярностью у молодёжи и причины их популярности.
Проанализировав социальные сети, официальные сайты и статьи, посвященные выбору профессии современной молодежью, я пришла к выводу, что набольшей популярностью пользуются следующие профессии:
- Психолог. Профессия позволяет общаться с интересными людьми, участвовать в семинарах, выездных мероприятиях.
- Специалист в сфере PR. Специалисты в области рекламы –зарабатывают деньги на своих идеях.
- Блогер. Профессия, которая стала популярна за последние 15 лет.
- Врач. Чтобы овладеть этой профессией необходимо намного больше времени – от 7 до 10 лет учебы в ВУЗе. Несмотря на престижность перечисленных выше профессий, эксперты утверждают, что через несколько лет этот список изменится. Согласно прогнозам, через несколько лет значительно повысится престиж технических специальностей.
- IT- специалисты. Айтишники продолжают оставаться актуальными и будут востребованы ещё долгое время. Работать можно даже из дома в удобном кресле. В сферу IT входят такие специальности как веб-дизайнеры, тестировщики ПО, системные администраторы, разработчики игр.
- Юристы. Они остаются востребованными в 2022-м, и тенденция сохранится в последующие годы.
- Финансисты. К этой профессии относят бухгалтеров, экономистов, аудиторов, аналитиков, риск-менеджеров, финансовых консультантов, кредитных экспертов, страховых агентов, банкиров.
- Логисты. Эта профессия тоже стала одной из самых востребованных в 2022 году. Логистика — это все, что связано с транспортировкой и хранением грузов и документов. Можно выбрать из нескольких направлений: бизнес-логистика, транспортная, сбытовая, таможенная, складская, закупочная.
- Строители. Профессия актуальна и в 2022 году. Необходимы архитекторы, геодезисты, крановщики, маляры, инженеры, газосварщики. Работа зачастую физически тяжёлая и опасная.
А вот необходимость в офисных сотрудниках, фитнес -тренерах, работниках общепита, бьюти -мастерах в 2022 году снижается.
Научно-исследовательские центры составляют свои прогнозы, какие специальности будут нужны в будущем. Итоговые списки профессий будущего могут отличаться в зависимости от целевых групп или отправных критериев, которые используют при анализе. Однако некоторые профессии, которые еще 5-10 лет назад казались сошедшими со страниц фантастических рассказов, уже существуют и начинают пользоваться спросом.
По версии «Комсомольской Правды» на 29.02.2022 год в ближайшие 5-20 лет станут популярны такие профессии:
- Биотехнолог — специалист, который совершенствует биологические процессы, использует клетки микроорганизмов, дрожжей, бактерий, грибов, ферментов, животных для изменения продуктов в интересах развития.
- Разработчик — специалист, который создает мобильные и веб-приложения, базы данных, игры.
- Гейм-дизайнер. Создают компьютерные игры, воплощают идеи в востребованные продукты.
- Специалист по кибербезопасности. Развитие интернет-технологий вынуждает все больше беспокоиться о кибербезопасности.
- Специалист по машинному обучению — они составляют алгоритмы, благодаря которым машины могут обучаться. Уже разработан искусственный интеллект, который может поддерживать беседу.
- Сити-фермер — занимается растениеводством в условиях города.
- Стример — ведущий онлайн-трансляций. Обычно стрим связывают с играми. Отчасти это так, но стримеры также задействованы в кулинарии, музыкальной сфере. Они делают подкасты, совместные просмотры сериалов. Стримеры занимаются любимыми и профессиональными делами в прямом эфире.
- Киберспортсмен — профессионал в компьютерных играх. Развитие игровой индустрии превращает киберспорт в профессию.
- Тестировщик — специалист, который тестирует программы, игры, сервисы, приложения.
- Эпидемиолог — врач, который исследует причины возникновения инфекций и вирусов, а также ищет способы остановить их распространение.
Согласно совместному анализу, проведенному 16.08.2016 г. Microsoft и TheFutureLaboratory, востребованными через несколько лет станут такие профессии:
- Дизайнеры виртуальной реальности. Существуют игры в виртуальной реальности. В будущем эта сфера будет развиваться еще сильнее, а, значит, потребуются квалифицированные специалисты.
- Биохакеры. Специалисты, которые проводят исследования в молекулярной биологии, что позволит участвовать в создании лекарств от многих серьезных заболеваний.
- Аналитики интернет-вещей. Так как сейчас практически вся техника оснащена собственным «мозгом», понадобятся специалисты, которые объединяют все приборы в систему по типу «умного дома».
- Космические гиды. Попытки развивать космический туризм предпринимаются уже сейчас. А в будущем этот вид бизнеса станет доступнее и проще, поэтому понадобятся космические экскурсоводы.
- Специалисты по восстановлению экосистем. Многие виды животных и растений находятся на грани вымирания. Благодаря собранному генетическому материалу можно будет воссоздать их заново.
- Виртуальные гиды. С развитием виртуальной реальности понадобятся виртуальные гиды, которые будут хорошо ориентироваться в законах и правилах виртуального мира.
- Кураторы персональных данных. В будущем компьютеры смогут считывать мысли и преобразовывать их в удобную для восприятия информацию.
- Разработчики устройств постоянного питания. Многие страны уже пытаются перейти на возобновляемые источники энергии — солнечные батареи, ветряки. Но погода непостоянна, и такие специалисты должны будут решить эту проблему.
- Боди-дизайнеры. Это специалисты, которые станут проектировать идеальные тела человеку, а пластической хирург будет опираться на разработанный макет.
- Разработчики робоэтики. С развитием искусственного интеллекта появится нужда в специалистах, которые разработают этические нормы для роботов.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Анализ результатов анкетирования учащихся 10-11 классов МБОУ Николаевской СОШ, МОБУ СОШ №24 г. Таганрог
Для проведения опроса учащихся были разработаны анкеты. Первая включала в себя 6 вопросов и предназначалась для обучающихся 10х классов. Вторая анкета содержала в себе 9 вопросов и была составлена специально для учеников 11х классов. Тексты анкет представлены в приложении (Приложение №1, №2)
В качестве респондентов выступили учащиеся 10 и 11 классов МБОУ Николаевской СОШ и МБОУ СОШ № 24 г. Таганрог. Важно отметить, что для анкетирования обучающихся городской школы были использованы интернет-технологии, а именно – гугл формы.
Результаты анкетирования обучающихся 10х классов МБОУ Николаевской СОШ.
В ходе исследования участниками анкетирования стали 12 обучающихся 10х классов. Из них 92% девушек и 8% юношей. Результаты представленный на диаграмме рисунок 1.
Диаграмма рис. 1. Половой состав респондентов из 10 класса.
Если говорить о возрасте, то исследование позволило выявить, что 75% респондентов 16 лет, 17% - 17 лет. Также ученики в возрасте 15 лет, их количество – 8%.
Диаграмма рис. 2. Возраст респондентов из 10 класса.
Отмечается, что при ответе на вопрос о том, готовы ли респонденты из 10 класса к выбору профессии 75% ответили положительно и только треть (25%) – отрицательно.
Диаграмма рис. 3. Готовность респондентов из 10 класса к выбору профессии.
В результате ответа на вопрос о том, выбрали ли десятиклассники свою будущую профессии мнения распределились следующим образом: абсолютное большинство (67%) выбрали, четверть (25%) не определились и 8% ещё не окончательно выбрали. Результаты представлены на диаграмме (рис.4)
Диаграмма рис. 4. Результаты ответа на вопрос о том, выбрали ли 10классники свою будущую профессию.
При выборе будущей профессии большинство респондентов опираются на финансовую составляющую отплаты труда и личные способности, и склонности. Результаты опроса о том, на что опираются учащиеся представлена на диаграмме рисунок 5.
Диаграмма рис. 5. Факторы, на которые опираются респонденты при выборе будущей профессии.
При этом необходимо подчеркнуть, что половина (50%) респондентов хотели бы, чтобы их профессия относилась к гуманитарному направлению. Четверть (25%) респондентов считают приоритетным естественнонаучное направление. 17% хотели бы остановиться на общественно-правовом и 8% - спортивном направлении.
Диаграмма рис. 6. Приоритетные направления для выбора профессии.
Подводя итог анкетирования учащихся 10х классов, я пришла к выводу, что большая часть респондентов являются 16летними. Большинство (75%) уже готовы к выбору профессии. Они имеют высокую мотивацию и уверены в себе. При выборе будущей профессии большая часть респондентов опираются на финансовую составляющую отплаты труда и личные способности, и склонности. При этом необходимо подчеркнуть, что половина (50%) респондентов хотели бы, чтобы их профессия относилась к гуманитарному направлению. Четверть (25%) респондентов считают приоритетным естественнонаучное направление.
Результаты анкетирования обучающихся 11х классов МБОУ Николаевской СОШ, а также МБОУ СОШ № 24 г. Таганрог.
Опрос также был проведён среди обучающихся 11х классов. В нём приняли участие 28 обучающихся: среди которых число девушек и юношей поровну. Из них абсолютное большинство (68%) в возрасте 17 лет, 21% обучающихся - 18, и 11% - 16 лет. Данные представлены на диаграмме рис.7.
Диаграмма рис. 7. Возраст респондентов.
Что касается привлекательности профессий, то проведённое анкетирование позволило выявить, что среди обучающихся 11 классов первое место по популярности занимают профессии в сфере программирования, ИТ-технологий. Вторыми по популярности были профессии, связанные с журналистикой, СМИ, блогерством. Третьей по популярности стала категория профессий, связанная с медициной. Важно отметить, что среди привлекательных профессий респонденты также отмечали профессию преподавателя и психолога.
Важно сказать и об успеваемости респондентов, результаты представлены на диаграмме (рис.8): 61% респондентов почти всегда получает оценку «4», 32% всегда получают преимущественно «5», 7% учатся удовлетворительно. Стоит отметить, что в ходе исследования не успевающих учеников среди обучающихся 11 классов выявлено не было.
Диаграмма рис. 8. Успеваемость респондентов.
Среди вопросов анкеты был также вопрос о том, какие предметы являются любимыми у обучающихся. Результаты представлены на диаграмме (рис. 9). Из неё следует, что наиболее любимыми предметами являются русский язык и литература, математика и физкультура.
Диаграмма рис. 9. Любимые предметы респондентов.
При ответе на вопрос о том, куда ученики собираются пойти после окончания 11 класса 93% учеников были солидарны в том, что они хотят поступать в ВУЗ. Результаты представлены на диаграмме рис. (10).
Диаграмма рис. 10. Результаты ответа на вопрос о том, куда респонденты хотят пойти после окончания 11 класса.
Вопрос о том, какую профессию 11классники решили для себя выбрать позволил выявить, что наиболее приоритетными считаются: программист и ИТ направления, психолог, инженер, врач. Наиболее важным при выборе профессии, обучающиеся считают высокую заработную плату, возможность карьерного роста и высокую востребованность на рынке труда. Результаты представлены на диаграмме (рис.11).
Диаграмма рис. 11. Результаты ответа на вопрос о том, что для респондентов из 11 класса является наиболее важным при выборе профессии
При этом важно отметить, что при выборе профессии треть (32%) опрошенных сделали выбор самостоятельно, четверть (25%) прислушалась к совету родителей, 21% сделали выбор под влиянием социальных сетей. На 14% опрошенных оказали влияние школьные учителя и по 3,6% указали, что на выбор повлияют результаты ЕГЭ и СМИ.
Диаграмма рис. 12. Ответ на вопрос о том, кто повлиял на выбор респондентов из 11 класса.
Исследование среди учеников 11х классов позволило выявить, что абсолютное большинство респондентов являются 17летними. Первое место по популярности место занимают профессии в сфере программирования, ИТ-технологий. Вторыми по популярности были профессии, связанные с журналистикой, СМИ, блогерством. Третьей по популярности стала категория профессий, связанных с медициной. Важно отметить, что среди привлекательных профессий респонденты также отмечали профессию преподавателя и психолога.
Важно сказать и об успеваемости респондентов, результаты представлены на диаграмме (рис.8): 61% респондентов почти всегда получает оценку «4», при этом любимыми предметами являются русский язык и литература, математика и физкультура. После окончания 11 класса 93% опрошенных учеников хотят поступать в ВУЗ. Наиболее приоритетными считаются: программист и ИТ направления, психолог, инженер, врач. Наиболее важным при выборе профессии, обучающиеся считают высокую заработную плату, возможность карьерного роста и высокую востребованность на рынке труда. При этом важно отметить, что при выборе профессии треть (32%) опрошенных сделали выбор самостоятельно.
Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой.
(Михаил Аркадьевич Светлов)
2.2. Участие в итоговом заседании студенческого научного географического кружка (ТИ имени А.П. Чехова)
Ведя речь о выборе профессии, нельзя забывать о вкладе учителя в судьбу ученика. Ведь именно благодаря педагогам ученики становятся самими собой. Именно поэтому, я решила изучить профессию учителя более подробно.
Для продолжения исследования 22 декабря 2022 года посетила традиционное итоговое заседание студенческого научного географического кружка под руководством преподавателя С.М. Гончаровой на факультете экономики и права Таганрогского института имени А.П. Чехова.
В мероприятии приняли участие студенты 3 – 5 курсов кафедры экономики гуманитарно-правовых дисциплин подготовки «Педагогическое образование» (профили «География» и «Экономика»), студенты 1 – 2 курсов кафедры биолого-географического образования и здоровьесберегающих дисциплин подготовки «Педагогическое образования» (профили «Биология» и «География»). В ходе диалога были подведены итоги работы СНГК за 2022 год, намечен план работы на 2023 год. Фотоотчёт с мероприятия представлен в приложении (Приложение №2.).
Учителя и наставники – это основа любого общества. Какие нравственные основы заложит, каким навыкам обучит учитель своего ученика, таким будет ученик. Возродить престиж профессии педагога, поднять её на качественно новый уровень, признать особый статус педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность – вот цель объявленного президентом Года педагога и наставника в 2023 году.
Студенты, участвующие в мероприятии, уже ступили на преподавательскую стезю. Ковярова Виталина и Семибратова Александра (кафедра экономики гуманитарно-правовых дисциплин подготовки «Педагогическое образование» (профили «География» и «Экономика») трудятся в школе, и именно поэтому практические умения, которые ими были приобретены сегодня, так важны для них. Начинающие педагоги выразили искреннюю благодарность опытным взрослым коллегам Таганрогского института.
Виталина и Александра отметили, что основная задача учителя – поддерживать интерес в детях, делиться с ними знаниями, подходя к процессу профессионально и творчески, раскрывая способности каждого ученика. Профессия учителя благородная, трудная, но интересная. Общение с детьми, поиск лучших методик их обучения и воспитания, постоянное развитие становится смыслом жизни молодых педагогов.
Проведённое заседание студенческого научного кружка позволило познакомиться с профессией учителя географии. Я представила студентам свое увлечение: рисунки о природе. Рисунки представлены в приложении (Приложение №3.)
Заключение
Для того, чтобы сделать правильный выбор профессии, выпускнику необходимо изучить разнообразную литературу о различных образовательных учреждениях и учесть свои интересы. Много информации о таких учреждениях можно найти в Интернете, в различных буклетах, а также можно посетить Дни открытых дверей.
Реализация данного проекта по обществознанию на тему "Выбор профессии" помогла мне ясно определиться с тем, кем я хочу быть в жизни. Уже сейчас думаю о своём будущем и стараюсь усиленно учиться, а в перспективе успешно сдать экзамены, ведь в это время я смогу полностью проявить все свое умение и потенциал!
Список литературы
- Лебединцевa, Л.A. Социология профессий: учебник и прaктикум для бaкaлaвриaтa и мaгистрaтуры / Л. A. Лебединцевa [и др.]; под ред. Л. A. Лебединцевой. — М.: Издaтельство Юрaйт, 2016. — 273 с. — Серия: Бaкaлaвр и мaгистр. Aкaдемический курс.
- Пaрнов, Д.A. Кем быть? Секреты выборa профессии. Книгa, с которой нaчинaется кaрьерa / Д.A. Пaрнов. – М.: Книжный мир, 2014. – 256 с.
- Бодров, В.A. Психология профессионaльной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.A. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2001 – 511 с - (Современное обрaзовaние).
- Вaчков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для стaршеклaссников / И.В. Вaчков. – Сaнкт-Петербург.: Подростки — Психологические исследовaния — Популярные издaния, 2009. – 188 с.
- Джуринский A.Н. Рaзвитие обрaзовaния в современном мире: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зaведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гумaнит. Изд. центр ВЛAДОС, 2003. - 240 с.
Приложение № 1. Анкета для обучающихся 10 классов
Анкета для обучающихся 10 классов
Пол_________Год рождения_____________
1. Готов ли ты к выбору профессии?___________________________
2. Ты уже выбрал свою будущую профессию?___________________
3. На что ты опираешься при выборе будущей профессии (личные качества/финансовая составляющая/способности/советы окружающих людей)?______________________
4. Какое направление профессии Вы выбрали бы на основе своих предпочтений?
а) гуманитарное
б) лингвистическое
в) точные науки
г) естественнонаучное
д) художественное
е) спортивное
ж) общественно-правовое
з) экономическое
5. Испытываешь ли ты сложности при выборе профессии? Если да, то какие?_____________________
Приложение № 2 . Анкета для обучающихся 11 классов
Анкета для обучающихся 11 классов
Пол______________________ год рождения____________________
1. Назовите, пожалуйста, 10 наиболее привлекательных для Вас профессий (расположите их по степени привлекательности):
1.________________________ 6.______________________
2.________________________ 7.______________________
3.________________________ 8.______________________
4.________________________ 9.______________________
5.________________________ 10.______________________
2. Как я учусь:
а) отлично (преимущественно получаю «5»),
б) хорошо (почти всегда получаю «4»),
в) удовлетворительно (преимущественно получаю « 3»),
г) плохо (часто получаю «2»).
3. Мои любимые предметы: _________________________
_______________________
4. Мои любимые занятия на досуге:
а) чтение
б) участие в художественной самодеятельности
в) занятия каким-либо видом искусства (музыка, литературное творчество, рисование)
г) спорт
д) техника (радиотехника, фотографирование, мотодело и др.)
е) моделирование,
ж) коллекционирование,
з) рукоделие,
и) другое ___________________
5. Куда я собираюсь пойти после окончания 11 класса:
а) в Вуз
б) работать,
в) не знаю.
6. Какую профессию я решил(а) для себя избрать и почему? ________________________
Не выбрал(а) и почему?_______________________
7. Кто может повлиять или уже повлиял на выбор профессии:
а) родители
б) учителя
в) друзья
г) СМИ
д) социальные сети
8. Что является для тебя наиболее важным при выборе профессии?
а) престиж профессии
б) высокая зарплата
в) высокая востребованность на рынке труда
г) возможность карьерного роста
д) возможность самореализации
е) семейные традиции
ж) интерес к данной области деятельности
з) затрудняюсь ответить
Приложение № 3. Фотоотчет с итогового заседания студенческого научного географического кружка (ТИ имени А.П. Чехова)
Приложение № 4. Иллюстрации Миланы