В процессе проведения работы над исследовательским проектом по литературе на тему «Простые приёмы театральных методик в освоении учебных навыков на уроках в школе» обучающаяся 11 класса предложила свое видение решения насущных проблем обучения, имея живой интерес к театральному искусству. Девиз проекта - творческий человек - внутренне свободный человек. Итак, этот проект - исследование, дающее устойчивые результаты в освоение трудного материала на уроках в школе.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте по литературе на тему «Простые приёмы театральных методик в освоении учебных навыков на уроках в школе» автор сделала выводы о том, что урок, проведённый с использованием приёмов театральных методик позволяет открыть и расширить глубину базовых знаний учеников и наладить коммуникативное общение с учителем и классом. Такая форма урока охотно включает в процесс познания, поддерживает интерес, мотивирует к самообразованию, развивает внимание к окружающей жизни, а самое главное позволяет накапливать багаж знаний по всем предметам.
Оглавление
Введение
- Уроки театра
- Конспект стандартного урока литературы
- Конспект урока литературы с театральной методикой
Вывод
Введение
В настоящее время в России в сфере образования, внедряется множество проектов. Все эти проекты направленны на повышение качества и вариативности образовательных программ, развитие интереса к процессу обучения у детей с разными образовательными потребностями, формирование гармоничной личности учащегося, самореализацию в жизни.
За последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в два раза. Увеличился и объем домашних заданий. В итоге, чтобы все успеть, мы вынуждены постоянно спешить, у нас практически не остается времени на отдых. Мы становимся раздражительными и в погоне за объёмом изучающей программы усваиваем лишь малую часть на уроке, а придя домой начинаем изучать тему урока сначала. Это стало для меня первой отправной точкой в решении проблемы, которая легла в основу моего проекта.
С первого класса мы слышим одни и те же слова: нужно учиться хорошо, учись на пятёрки, сядь не вертись, тишина я сказала и т.д. Конечно же, мы все прекрасно знаем что, новаторы, изобретатели, лидеры, творцы, учёные, не могут вести себя тихо и выполнять задания по шаблону «на пять» все они родом из детства и обязательно должны играть и часто маме или папе нет дела до того, что у их ребенка внутри! А жаль!
Безусловно, ребёнку необходимо получить традиционные базовые знания, научиться управлять собой и сформировать нужные для учёбы навыки. Но при этом важно сохранить его индивидуальность и творческую природу. Необходимо бережное отношение к детям - к их душам. Детство проходит быстро. И очень бы хотелось, чтобы дети его помнили и, став взрослыми, возвращались мысленно каждый в свою детскую страну и брали из неё все, что им необходимо.
Имея живой интерес к театральному искусству, я хочу предложить свое видение решения насущных проблем. На это и будет направлен, проект «Приёмы театральных методик в освоении учебных навыков на уроках в школе». В своей работе я использую программы по театру Ершовой А.П. «Уроки театра на уроке в школе»; Клубкова С.В. «Режиссура и педагогика корня»; сборник программ по сказкотерапии под редакцией Т.Д. Зикевич- Евстигнеевой.
Почему я остановилась на этих авторах? Программа А.П. Ершовой - рекомендованная к использованию МО РФ, и универсальная - по ней можно работать как в тренинговом режиме, так и в классно - урочном. Её метод позволяет детям, учиться играя и при этом развивает у них мощные коммуникативные навыки.
Программа Клубкова С.В. мне нравится тем, что все театральные дисциплины даются в форме упражнений. Это весьма удобно - в рамках отпущенного для работы времени можно взять все необходимое по театральным дисциплинам.
Девиз проекта - творческий человек - внутренне свободный человек. Итак, этот проект - исследование, дающее устойчивые результаты в освоение трудного материала на уроках в школе.
Составленная мною программа направлена на выстраивание грамотных, конструктивных, творческих взаимоотношений учителя и ребенка, ребенка и ребёнка. Что по моему мнению исключит трения по поводу взаимных ожиданий каждого из субъектов учебно- воспитательного процесса и, действительно, будет способствовать становлению творческой личности ребенка.
Цель - Воспитание целостной личности ребенка, способной творчески мыслить, усваивать школьный материал и индивидуально развиваться.
Задачи:
- развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества; развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся
- активизация познавательных интересов - ученье с увлечением
- развитие основных высших психических функций: внимания, памяти, мышления, воображения
- воспитание самостоятельности и ответственности; развитие самоконтроля
- научение овладению навыкам внутреннего раскрепощения
- развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции
- развитие воображения
Уроки театра
Уроки театра – мощное средство в решении проблем мотивации школьного обучения, т.к. позволяет учителю самостоятельно, не прибегая к помощи психолога, грамотно взаимодействовать с детьми. Для этого используется система социально-игровых упражнений:
- «Приобщение к делу»
- Игровые разминки
- задания для творческого самоутверждения
Программа предполагает поступательность в познавательной деятельности каждого ученика и всей группы, обеспечение динамики и последовательности в приобретении знаний.
Конспект стандартного урока литературы
Давайте рассмотрим на примере фрагментального конспекта урока литературы в 6 классе разработанного учителем по литературе и русскому языку Дорониной Ксенией Николаевной.
Тема урока «Родная природа в стихотворениях А.А. Блока и С.А. Есенина»
Тип урока: применения знаний и умений
Цель урока (для учителя): показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять учащимся настроения, чувства авторов, дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово.
Планируемый результат (для учащихся):
- Предметные: определять черты внутреннего сходства А.А. Блока и С.А. Есенина, анализировать стихотворения, проследить, как раскрывается тема природы.
- Метапредметные: уметь определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы
- Личностные: формировать ответственное отношение к обучению, воспитывать уважительное отношение к труду, прививать интерес к познавательной деятельности.
Задачи урока:
- Формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
- Развивать умение находить в стихотворении тропы.
- Обучать анализу лирического произведения.
- Развивать творческие способности обучающихся.
Описание хода урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем с проверки домашнего задания. Вам было задана выучить на выбор или стихотворение А. Блока, или стихотворение С. Есенина. |
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку. Отвечают стихотворения наизусть. |
2. Актуализация знаний | Какой теме посвящены эти стихотворения? (стихотворения посвящены теме природы, авторы описывают в своих стихотворениях родную природу) Давайте запишем тему урока – «Родная природа в стихотворениях А.Блока и С.Есенина». Как вы думаете, какая цель нашего урока? (сравнить, как поэты изображают родную природу) |
Отвечают на вопрос. Формулируют цель урока. |
3. Первичное закрепление | Прежде чем мы перейдем к анализу стихотворений, давайте познакомимся с фактами биографии двух поэтов. Вы работайте в паре с раздаточным материалом, один человек из предложенных фактов выбирает факты о А. Блоке, второй – о С. Есенине. • Его отец был юристом и преподавал в одном из университетов Варшавы, мать поэта была переводчицей. • Родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге. • Раннее детство мальчик провел в доме своего деда по матери в одном в имении Шахматово. Поэт с юных лет полюбил родной уголок, его живописную природу и, когда станет взрослым, будет каждый год приезжать летом в дом деда. • Родился в крестьянской семье в селе Константинове Рязанской губернии в 1895 году. • Русская деревня, необыкновенная природа средней полосы России, народные песни, частушки, сказки оказали сильное влияние на формирование юного поэта. • Его первые стихи были посвящены деревне, животным, природе – этим темам поэт не изменял никогда. • «Стихи о Прекрасной Даме» - один из известных циклов стихотворений этого поэта. • Трагически погибает в 1925 году в Санкт-Петербурге. Проверяем, ребята читают факты. Что общего в биографиях двух поэтов? |
Работают с раздаточным материалом. Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. |
4. Применение умений и знаний | Итак, перед вами два стихотворения «О, как безумно за окном» и «Пороша», начнем анализ с поиска средств выразительности. «О, как безумно за окном» «Пороша» «Буря злая» (эпитет), «холод сырой» (эпитет), «ветер воет, замирая» (олицетворение), ужасна ночь (эпитет), объятья холода сырого (метафора), «безумно ревет» (олицетворение), «ужасна ночь!» (эпитет), «бушует ветер, изнывая» (риторические восклицания) «Дремлет лес» (метафора), «сосна поднагнулась, как старушка» (сравнение), «заколдован невидимкой» (метафора), «словно белую косынкой подвязалася сосна» (сравнение), снег «стелет шаль» (метафора), «бесконечная дорога» (эпитет). |
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
5. | На слайде вы можете видеть разные слова и словосочетания. Определите, к какому стихотворению из можно отнести и запишите в нужный столбик. Дополните столбики своими ассоциациями. О, как безумно за окном» «Пороша» Хаос, безумие, отчаянье, сильное переживание, бушующая стихия. Тишина, бесконечность, простор, нетронутая красота, загадочная природа. |
Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в раздаточном материале. |
6. | Теперь давайте подумаем над вопросом: какое настроение передается поэтами в стихотворениях? Поделимся на группы: первые три ряда работают над стихотворением А. Блока, вторые три ряда работают над стихотворением С. Есенина. Проверяем, слушаем ответы друг друга и заполняем таблицу. После проверки делаем вывод, что настроение в этих стихотворениях противопоставляется. |
Осуществляют учебные действия по намеченному плану. |
7. | Давайте на минутку почувствуем себя поэтом. Соберите строчки в четверостишие и определите, чье они. Давайте найдем общие образы. 1. Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосёт глаза. (С. Есенин) Строки принадлежат С. Есенину. В стихотворениях «Гой ты, Русь, моя родная» и «Пороша» есть общий образ бесконечного пути. 2. Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер гнет упругие кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты. (А. Блок «Осенняя воля») Строки принадлежат А.Блоку. В стихотворениях «Выхожу я в путь…» и «О, как безумно за окном» есть общий образ бушующей природы. |
Осуществляют учебные действия по намеченному плану. |
8. Рефлексия | Представьте себя художниками, какими бы красками вы нарисовали бы эти два пейзажа? На слайде представлены разные пейзажи. Какой пейзаж вам ближе? Вам больше нравится? | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
9. Домашнее задание | Запишите, пожалуйста, домашнее задание на выбор вам предлагается сравнить настроение двух стихотворений или А. Блока («О, как бушует за окном» и «Летний вечер»), или С. Есенина («Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша»). | Выбирают задание из предложенных с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание. |
Несомненно, этот подготовленный урок учителем получился и ребята, которые активно принимали участие на уроке, что то запомнили. Да, да, что то запомнили, потому что в дальнейшем, если им снова понадобиться эта тема, они будут вновь погружаться в этот материал, но только уже самостоятельно. Как мы знаем, любой проект зарождается из возникшей проблемы, которую необходимо найти, обозначить и постараться реализовать. Взяв за основу этот конспект урока и добавив в него методические разработки Ершовой А.П. и Клубкова С.В мне кажется, получился «живой» урок который при помощи театральных игровых методик усвоиться быстро а самое главное останется в голове.
Конспект урока литературы с театральной методикой
Давайте рассмотрим тот же самый конспект урока с использованием этих методик.
Конспект урока по литературе в 6 классе «Удивительные и образные звуки поэзии А. Блока и С. Есенина».
Каждый без исключения урок в любой школе можно ощутить как симфонию интонаций человеческой речи, где голос учителя и его интонации гармонируют или составляют диссонанс с голосами и интонациями детей. Именно в театре, где речь актера – специальный предмет обучения, в середине ХХ века была создана классификация словесных действий. Таким образом, театр позволяет неожиданно открыть новую глубину педагогического общения. Чего ждет от детей педагог, ведущий урок? Чтобы они были активными, охотно включались в процесс познания, чтобы развивались их чуткость, внимание к окружающей жизни, чтобы накапливался багаж знаний по всем предметам.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент. Подключение внимания. Упр. «Когда ты родился?» Упр. «Зеркало» упражнение, основанное на чувстве партнёрства. |
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Здравствуйте ребята, я рада снова встретиться с вами. Пока я напишу тему нашего урока на доске, я попрошу вас очень тихо занять место в ряду согласно сезону вашего рождения, где левый ряд будет весна, середина-левее лето, правее осень и правый ряд зима. Приготовились. Начинаем с проверки домашнего задания. Вам было задана выучить на выбор или стихотворение А. Блока, или стихотворение С. Есенина. Предлагаю начать с подготовленного вами домашнего задания. Итак, повернитесь пожалуйста, лицом к своему соседу по парте. Определите, кто из вас начнёт первым. Представьте что между вами установлено воображаемое зеркало. Вы смотрите в зеркало а ваш партнёр – это ваше отражение, которое с точностью повторяет все ваши действия. Сейчас первые начнут читать стихотворения, а ваши партнёры по парте будут отражать вас в зеркале. Затем мы поменяемся. |
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку. Отвечают стихотворения наизусть. Ребята с радостью приветствуют учителя в ожидание интересного урока. Ученики, выполняя упражнение, настраиваются на урок. Ребята сразу все одновременно начинают работать друг с другом, перед ними стоит три задачи. Первая читать стихотворение. Вторая сосредоточиться на партнере и третья не сбиться. |
2. Актуализация знаний Подключение мотивации и активности. Упр. «Звук» Упр. «Слышу» Упр. «Шапка вопросов» |
Какой теме посвящены эти стихотворения? (стихотворения посвящены теме природы, авторы описывают в своих стихотворениях родную природу) Если бы можно было бы изобразить ваше стихотворение звуком, то каким бы он был? Могу я вас попросить воспроизвести этот звук по цепочке, начиная с крайнего ряда. Сейчас я предлагаю Вам послушать живые голоса этих замечательных поэтов. В какой природной зоне чаще всего можно встретить большинство этих звуков? Посмотрите на тему урока – «Родная природа в стихотворениях А.Блока и С.Есенина». Как вы думаете, какая цель нашего урока? (сравнить, как поэты изображают родную природу) Запишите на листке вопрос, затем сверните бумажку. |
Отвечают на вопрос. Формулируют цель урока.
Ребята втягиваются в эту цепочку с лёгкостью, вырабатывая мотивацию для более сложного ответа на вопрос учителя. Ответы ребят. Записывают вопросы. |
3. Первичное закрепление Упр. «Пристройка» Упражнение на подключение образного мышления и развитие воображения. |
Прежде чем мы перейдем к анализу стихотворений, давайте познакомимся с фактами биографии двух поэтов. Вы работайте в паре с раздаточным материалом, один человек из предложенных фактов выбирает факты о А. Блоке, второй – о С. Есенине.
• Его отец был юристом и преподавал в одном из университетов Варшавы, мать поэта была переводчицей. |
Работают с раздаточным материалом. Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. |
Вывод
Урок, проведённый с использованием приёмов театральных методик позволяет открыть и расширить глубину базовых знаний учеников и наладить коммуникативное общение с учителем и классом. Такая форма урока охотно включает в процесс познания, поддерживает интерес, мотивирует к самообразованию, развивает внимание к окружающей жизни, а самое главное позволяет накапливать багаж знаний по всем предметам.