Образ собаки в искусстве XIX - XX века
Оглавление
- Образ собаки в мировой художественной культуре
- Каштанка - главная героиня повести А.П.Чехова
- Образ собаки в литературе XX века (Джек Лондон «Белый Клык»)
- Образ собаки в поэзии XX века (С.Есенин «Песнь о собаке»)
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
"Если вы не любите собак , вы не любите верность ;
вы не любите тех , кто верен вам , следовательно , вы не можете быть верным. "
Наполеон Банопард
Тема исследовательской работы: «Образ собаки в литературе XIX -XX века »
Актуальность исследования: очень часто мы наблюдаем равнодушное и жестокое отношение к братьям нашим меньшим. На улице появилось много бездомных собак.
На защиту собак должны встать все, в том числе и литература, так как настоящие художественные произведения должны воспитывать человека.
Может быть, люди, читая произведения о собаках, и сами станут добрее, милосерднее по отношению к братьям нашим меньшим.
Данное исследование привлечет внимание людей к проблемам, связанным с отношением человека к такому верному, умному, доброму животному как собака.
Проблема: попытаться понять, как менялось изображение собаки в русской литературе и как это связано с нравственными уроками, которые даёт нам художественное произведение
Гипотеза: образ собаки играет важную роль в произведении, потому что отношение к братьям нашим меньшим является проверкой на человеческую состоятельность. Если в произведении есть образ собаки, то через отношение к ней человека автор показывает его нравственные качества.
Цель работы является выявить, как изображена собака в произведениях разных писателей и как образ собаки влияет на нравственные качества человека.
Данная цель определила круг задач:
- Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ собаки.
- Выяснить какую роль собака играет в жизни человека.
- Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателю через образ собаки.
- Изучить общественное мнение о собаках.
- Создать вопросы и провести опрос.
Объект исследования: художественная литература, произведения критиков, результаты анкетирования учащихся.
Предмет исследования: образ собаки в художественных произведениях.
Методика поиска информации: работа с произведениями русских писателей, со справочными материалами, интернет-сайтами.
Описание методов:
- наблюдение,
- изучение и анализ произведений,
- сравнение,
- эксперимент,
- обобщение и конкретизация выводов.
Этапы работы:
- выбор темы будущего исследования;
- составление плана исследования;
- работа с произведениями русской литературы;
- выдвижение гипотезы и анализ результатов исследования;
- проведение эксперимента;
- оформление результатов работы;
- подготовка презентации и материалов для выступления на научной конференции.
Данная работа представляет собой исследование её автором вопроса о влиянии собак на нравственные качества человека на примерах произведений литературы. В этой работе привожу лишь малую часть произведений о собаках. Но даже и этого достаточно , что бы осознать верность и любовь собак к людям , их преданность , самозабвение и бесконечную привязанность и желание
Образ собаки в мировой художественной литературе
На протяжении многих веков рядом с человеком живет собака- верный друг и помощник. Она охраняет стада, разыскивает преступников , помогает охотникам выслеживать дичь , стережет границу , водит по улицам потерявших зрение людей , служит физиологам , биологам и космонавтам ,играет с детьми- всего и не перечислить . Нет такого человека , который отказался иметь рядом преданного друга , который никогда не подведет ,всегда выслушает и будет защищать его в любых экстремальных ситуациях .
Много книг написано об этих животных , которых справедливо считают похитителями сердец человеческих , - за их верность и помощь неподкупную дружбу и бесконечную преданность .
Обращение к образу собаки в мировой художественной культуре уходит корнями в глубокую древность. Собака была первым животным, прирученным человеком. Веру в божественную сущность собаки разделяли многие ученые древности.
В древнем Египте, Эфиопии, Месопотамии, Греции существовал культ собаки. Собака часто становилась героем мифов и легенд.
В древнем Египте собака была важнейшим звеном в заупокойном культе умерших. Бог мертвых, Анубис, представлялся в виде человека с головой собаки или шакала.
Согласно греческой мифологии, трехголовый пес Цербер охранял выход из подземного царства Аида, препятствуя возвращению душ умерших в царство живых.
В Риме храм Юпитера сторожили собаки. Говорят, когда философ Сократ доказывал что - то, то клялся собакой, а премудрый Платон считал собаку «большим философом».
В русском фольклоре собака всегда положительный персонаж, нередко спасающий герою жизнь. Образ собаки часто встречается в русских сказках.
То, что образ собаки существовал еще в древних мифах и продолжает находить свое воплощение в современной литературе, даёт нам право говорить о "вечности" образа собаки.
Появление большого количества художественных произведений о животных можно объяснить следующими фактами: человек с каждым днем все более удаляется от природы, хотя был и остается её порождением, её детищем.
Развитие цивилизации делает человека все менее зависимым от природы. Но зов природы не может исчезнуть из его крови, и чем дальше человек отходит от природы, тем сильнее ощущает в ней потребность.
Каштанка - главная героиня повести А.П. Чехова
Продолжение традиционных символичных обращений к образу собаки мы можем видеть в произведений А.П.Чехова «Каштанка», где писатель ярко и эмоционально описывает чувства, на которые способно животное.
Каштанка отправилась со своим хозяином (столяр-пьяница Лука Александрович) по делам, но, испугавшись проходившего мимо под аккомпанемент громкой музыки полка солдат, Каштанка бросилась в сторону и вдруг осознала, что она потерялась.
Подобрал замерзающую собаку незнакомец: накормил досыта и уложил спать. Утром Каштанка знакомится с другими обитателями своего нового дома: гусём (Иван Иваныч), котом (Федор Тимофеевич) и некрасивым черным поросёнком (Хавронья Ивановна) Незнакомец дает Каштанке новое имя. Теперь она - Тётка.
Вскоре оказывается, что новый хозяин учит своих животных показывать разные интересные номера. Но на первом же выступлении произошел курьез: так случилось, что на нем присутствовал столяр, её прежний хозяин, и его сын Федюшка. Они узнали свою Каштанку и позвали её. Забыв все, чему её учили, Каштанка бросилась к своим старым хозяевам. Теплая комната, вкусная еда, тренировки, все это, без колебания, было оставлено ради них.
Хотя в тексте ясно сказано что её хозяива не любили собак . но все равно в конце произведения Каштанка делает свой выбор в сторону хозяина. Чехов дает нам яркий пример того что собака очень преданное животное. Собачка несмотря на сытую и хорошую жизнь все-таки вернулась к своим прежним хозяевам.
Авторы предлагают нам взглянуть на события с точки зрения другого существа. Изображая чувства и переживания собаки, авторы предлагают нам, людям, проанализировать собственное поведение и ответить на вопросы: какой жизнью мы живем, достойны ли мы звания Человек.
Образ собаки в литературе ХХ века
Изображение образа собаки мы можем видеть и в зарубежной литературе, говоря о творчестве Джека Лондона. Именно рассказы о животных занимают одну из главных тем его творчества.
Джек Лондон был превосходным знатоком животных с большой любовью и мастерством рисует их нравы , поведение в различных ситуациях .
В произведении «Белый клык» мы видим, как преданность человеку становится для животного законом, и из родившегося на воле волчонка получается собака, в которой много волчьего, и все же это собака, а не волк.
Красавчик Смит покупает у него Белого Клыка и жесточайшими побоями заставляет того понять, кто его новый хозяин. Смит делает из Белого Клыка настоящего профессионального бойца и устраивает собачьи бои.
Однажды драка с бульдогом чуть не становится для Белого Клыка роковой. Бульдог вцепляется ему в грудь и, не разжимая челюстей, висит на нем, перехватывая зубами все выше и подбираясь к горлу. Видя, что бой проигран, Красавчик Смит, потеряв остатки разума, начинает бить Белого Клыка и топтать его ногами. Собаку спасает высокий молодой человек, приезжий инженер с приисков, Уидон Скотт.
Скотт задаётся целью вознаградить Белого Клыка за все то, что тому пришлось вынести, «искупить тот грех, в котором человек был повинен перед ним». За любовь Белый Клык платит любовью.
Вместо того чтобы , повинуясь голосу первобытных инстинктов, уйти из мира цивилизации , Белый Клык покидает глушь, чтобы жить с человеком и остается преданным человеку.
Джек Лондон, рассказывая о собачьей верности и преданности, поднимает в произведении общезначимые проблемы нравственности, которые не потеряли своей актуальности и по сей день.
Образ собаки в поэзии ХХ века
Одним из ярчайших примеров поэтического творчества в изображении образа собаки, на мой взгляд, является изображение собаки в произведениях С.А. Есенина.
Есенин в своих стихах всегда уделяла большое внимание животным .
Ему жаль лисицу ,которая на раздробленной ноге приковыляла , у горы свернулася в кольцо . Жалко глухарей ,которые "плачут во бору " ,усталых лошадей , погоняемых кнутом ямщика .
В стихотворении " Песнь о собаке " поэт рассказывает нам о собаке , родивший семерых щенят . Это было, наверно , самое счастливое событие в её собачей жизни .
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок ...
Кажется что Есенин рисует перед нами злого и жестокого мужчину который хочет лишить мать- собаку такого счастья .
Собака бежала за хозяином , просила оставить щенят , но все тщетно .
По сугробам она бежала
Поспевая за ним бежать
И так долго долго дрожала
Воды незамершей гладь.
«Песнь о собаке» стала событием не только в есенинском творчестве, но и во всей русской поэзии: никто из поэтов до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом.
Есенинская собака - это не просто животное, выполняющее своё дело - охранять дом, а животное, способное на глубокие чувства. может и мыслить, и страдать, и радоваться. Этим стихотворением Есенин говорит о том, что не может быть чужой боли в мире, где всё взаимосвязано. В единстве всего живого смысл человеческой жизни.
Заключение
Таким образом, проанализировав произведения писателей и поэтов XIX - XX
веков, пришёл к следующим выводам:
- Образ собаки играет важную роль в литературе.
- Благодаря этому образу, мы можем точнее понять идею произведения и авторский замысел, раскрыть характеры героев.
- С помощью данного образа писатели характеризуют реальную действительность и внутреннее состояние человека.
Этот образ многофункционален:
- Собака – действующее лицо, персонаж;
- Собака - средство характеристики человека (уровень образованности, воспитанности, оцени морали и нравственности героя);-
- Собака - символ, позволяющий выявить внутреннюю сущность человека и оценку поступков людей
При выполнение данной работы мне удалось прочитать немало произведений о собаках. Каждое из них оставило неизгладимый след в моем сердце.
Каждое произведение преподносит нравственные уроки , которые мы из него извлекаем. Сопоставляя образ собаки с образом человека ,можно отметить , что между человеком и собакой большое сходство. Но часто собаки превосходят человека по душевным качествам. Мы видим , что образ собаки действительно очень важен в произведении , ведь отношение к животному - это проверка на человечность.
Выдвинутая мною гипотеза о том, что в литературе отношение к собаке и братьям нашим меньшим является проверкой на человеческую состоятельность, в ходе исследования подтвердилась. Русские писатели подчеркивали в образе собаки нравственно-этические стороны, пытаясь научить людей заботиться не только о себе, но и о тех, кто живёт рядом.
В отношении к собакам проявляются самые человеческие чувства: доброта, любовь и привязанность. Эти нравственные качества становятся в дефиците в нашем обществе, и их воспитанию могут помочь книги о собаках. Нравственно воспитанный человек никогда не сделает ничего плохого «братьям нашим меньшим». Мне кажется что каждому человеку необходимо остановиться и внимательно присмотреться к себе, задуматься о том , какую роль играют животные в нашей жизни : роль красивой игрушки или же роль близкого друга ?
АНКЕТИРОВАНИЕ
После изучения данной темы, решил выяснить , есть ли у моих одноклассников опыт общение с собаками , знаю и чиают ли они художественные произведения о собаках и как эти факты оказывают влияние на характер человека , их нравственные качества .
С этой целью задал несколько вопросов:
1. Любите ли вы собак?
2. Считаете ли вы , что собака друг человека ?
3. Любите ли вы произведения о животных?
4. Есть ли ( была ли ) у вас собака?
5. Какая кличка у вашей собаки?
6. Какой породы ваша собака?
7. Как можно помочь бездомным собакам?
Вот как ответили ребята:
1) 12%-нет 88%-да
2) 4%-нет 16% - частично 80%-да
3) 8%-50 на 50 25%-нет 67%-да
4) 29%- нет 71%-да
5) 29%-нет 71% разные
6) 29%-нет 16%- смешанная 25%- разная 12%-не знают
7) 100% - разные варианты.
Проделав практическую часть работы, сделал выводы, что многим ребятам нравятся собаки. Большинство моих одноклассников очень любят собак.
Некоторым нравятся только знакомые собаки. Это осторожные ребята, но они правы. Выяснилось, что многие клички даны в основном по фильмам и прочитанным книгам (Бим, Дружок,Тобик...)
Выяснилось, что ребята знают фильмы с участием собак гораздо больше. Этот факт тоже заинтересовал меня, и решил прочитать как можно больше историй о собаках, чтобы потом рассказать о них друзьям.
Может это изменит отношение некоторых ребят к братьям нашим меньшим.
На вопрос о том, как можно помочь бездомным собакам, были предложены следующие варианты:
- Построить для них приюты;
- Прививать от разных болезней;
- Организовать акции по поиску хозяев собакам;
- Подкармливать;
- Не быть равнодушными к ним.
Меня обрадовало то, что среди моих друзей нет равнодушных и жестоких по отношению к животным.
В Приложении 2, Приложении 3 к моей работе вы можете познакомиться со списком для прочтения о собаках, составленным для моих одноклассников, а также с перечнем мультфильмов и художественных фильмов.
Список использованных источников
- Бельская Л.Л. Песенное слово: поэтическое мастерство С. Есенина.- М.: Просвещение, 1990.
- Рассказ А.П.Чехова «Каштанка».- ЛШ, №2, 1994.
- Русские писатели – детям.- М.: Дрофа-Плюс, 2006.
- Соколов З. П. Культ животных в религиях.- М.: Просвещение, 1972
- Тимофеев Л. И. Словарь литературоведческих терминов.- М.:Просвещение,1974.
- Троепольский Г. Белый Бим Чёрное ухо.- М.: Детская литература, 1976.
- Тургенев И. С. Стихотворения в прозе.- М.: Детская литература, 1967.
- Эвенков И. С. Сергей Есенин, изд. 2-е, перераб.-М.: Просвещение, 1987.
- Интернет-источники:
- Гершун В. И. Домашние животные.-М.: Просвещение, 1986.
- Даль В. И. Толковый словарь русского языка.- М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
- Дмитриев Ю. Соседи по планете.- М.: Юнисам, 1993.
- Капитонова Л. А. А. П. Чехов в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.- М.:ТИД «Русское слово- РС», 2000.
- Катаев В. Б. Проблемы интерпретации.- М.: Просвещение, 1979.
- Корабельников В. А. Легенды и быль о собаках.-М.: Просвещение,1993.
- Куприн А. И. Рассказы.- М.: Детская литература, 1976.
- Маркин В. А., Хинн О. Г. Я познаю мир: животные. Детская энциклопедия.- М.: Издательство АТС, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТИРОВАНИЕ ОДНОКЛАССНИКОВ.
Вопросы:
A. Любите ли вы собак?
B. Считаете ли вы , что собака друг человека ?
C. Любите ли вы произведения о животных?
D. Есть ли ( была ли ) у вас собака?
E. Какая кличка у вашей собаки?
F. Какой породы ваша собака?
G. Как можно помочь бездомным собакам?
Ответы одноклассников:
a) 12%-нет 88%-да
b) 4%-нет 16% - частично 80%-да
c) 8%-50 на 50 25%-нет 67%-да
d) 29%- нет 71%-да
e) 29%-нет 71% разные
f) 29%-нет 16%- смешанная 25%- разная 12%-не знают
g) 100% - разные варианты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
О СОБАКАХ
- Ж.Г. Верн «Пятнадцатилетний капитан».
- Джек Лондон «Джерри-островитянин», «Майкл, брат Джерри».
- Д. Хэрриот «Истории о собаках».
- А. П. Чехов «Каштанка».
- А.И. Куприн «Белый пудель».
- Артур Конан Дойль «Собака Баскервилей».
- Г.Н. Владимов «Верный Руслан. История караульной собаки».
- Г.Н.Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо».
- М.А. Булгаков «Собачье сердце».
- А.Н.Толстой «Приключения Буратино, или Золотой ключик».
- Э.М. Хемингуэй «Нужна собака-поводырь».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ФИЛЬМЫ И МУЛЬТФИЛЬМЫ О СОБАКАХ
- «Балто» (мультфильм)
- «Белка и Стрелка. Звездные собаки» (мультфильм)
- «Белые росы» (фильм)
- «Белый Бим Чёрное ухо» (фильм)
- «Белый плен» (фильм)
- «Белый пудель» (фильм)
- «Бетховен» (фильм)
- «Бобик в гостях у Барбоса» (мультфильм)
- «Волшебник Изумрудного города (фильм)»
- «Вольт» (мультфильм)
- «Все дороги ведут домой» (фильм)
- «Все псы попадают в рай» (мультфильм)
- «Дэниэл и суперпсы» (фильм)
- «Завтрак с Эйнштейном» (фильм)
- «К-9: Собачья работа» (фильм)
- «Ко мне, Мухтар!» (фильм)
- «Лапы» (фильм)
- «Маленький бродяга» (фильм)
- «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» (фильм)
- «Отель для собак» (фильм)
- «Пес Барбос и необычный кросс» (фильм)
- «Поводырь» (фильм)
- «Пограничный пёс Алый» (фильм)
- «Спартак и Калашников» (фильм)
- «Тёрнер и Хуч» (фильм)
- «Трое в лодке, не считая собаки (фильм)»
- «Трое из Простоквашино» (мультфильм)
- «Хатико: самый верный друг» (фильм)
- «Четыре танкиста и собака» (фильм)