Экспрессивные синтаксические конструкции в произведениях Ю. Олеши
В художественном тексте синтаксис кроме коммуникативной задачи выполняет и экспрессивную функцию, участвуя как в создании художественных образов, так и в передаче отношения к изображаемой действительности. Особенное смысловое наполнение экспрессивные синтаксические конструкции несут в произведении, в котором на передний план выходит полный драматизма диалог Жизни и Смерти, когда автор тщательно отбирает каждую языковую единицу, когда новое слово может нарушить установку на сакральность, когда остается лишь игра с языком. Рассказ Юрия Олеши «Лиомпа» затрагивает философские проблемы жизни и смерти, соотношения имени и вещи.
Сам термин «экспрессивная языковая единица» в лингвистической литературе трактуется по-разному. В данной работе в качестве рабочего мы будем использовать определение, предложенное в ЛЭС: «Экспрессивность - (от лат. expressio — выражение) — совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают её способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи. Экспрессивность свойственна единицам всех уровней языка»[1].
В настоящее время в лингвистике оформилось две точки зрения на природу категории экспрессивности в синтаксисе. Одни ученые связывают с понятием субъективной модальности, которая рассматривается как отношение сообщаемого к действительности или говорящего к сообщаемому. При таком подходе экспрессивность понимается как проявление эмоционального отношение. Мы полагаем, что в подобном толковании смешиваются два понятия: экспрессия и эмотивность. Однако эмоциональность часто спонтанна, она связана с непроизвольностью эмоций. Экспрессия же является одним из инструментов воздействия адресанта, который осознает преднамеренность использования определенных языковых средств, уместных в данной ситуации общения.
Вторая точка зрения на природу синтаксической экспрессии оформилась благодаря исследованиям В.В.Виноградова, который трактовал экспрессивное в синтаксисе как специальный прием, сопровождаемый изменениями в конструкции синтаксических единиц. Идеи лингвиста были развиты в 60-е годы XX века.
В настоящее время к экспрессивным конструкциям ученые относят парцелляцию, именительный темы, усечение, вводные и вставные конструкции, позиционно-лексический повтор, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, разнообразные стилистические фигуры. Следует отметить, что данный ряд является открытым, так как ассортимент этих конструкций постоянно обновляется, а также зависит от идиостиля автора.
Отсюда вытекает и трудность классификации экспрессивных синтаксических конструкций. Изучив экспрессивный синтаксис в рассказе Ю.Олеши, мы составили «рабочую» классификацию таких конструкций. Проанализировав собранный материал, мы выделили три группы построений:
- Экспрессивные конструкции, связанные с сегментацией. К таковым следует отнести парцеллированные предложения;
- Стилистические фигуры;
- Парантетические конструкции (вводные и вставные конструкции).
Настоящая работа посвящена всем трем группам конструкций, поскольку все они как отдельно взятые, так и в симбиозе позволяют Ю.Олеше добиться пронзительного драматического накала.
Заметим, что все произведение характеризуется нравственно-эстетической двусмысленностью, поразительным сближением страдания умирающего Пономарева и красоты окружающего мира. Рассказ «Лиомпа» представляет собой большой «немой» диалог между жизнью и смертью (слова здесь не нужны: слишком тяжелым и философски сложным является этот диалог). Дважды этот диалог звучит в полный голос, буквально взрывая предсмертную тишину. Сначала из уст Пономарева вырывается угроза:
-Слушай,- позвал ребенка больной,- слушай…Ты знаешь, когда я умру, ничего не останется. Ни двора, ни дерева, ни папы, ни мамы. Я заберу с собой все.
В приведенном фрагменте писатель использует парцелляцию. Отделяемый компонент фокусирует на себе внимание читателя. Двор, дерево, папа, мама – это первые, самые важные вещи, которые усваивает человек, начинающий жизнь. Поэтому угроза забрать это все в другой мир звучит как проклятие.
Слова Пономарева в приведенном выше отрывке звучит прерывисто, незавершенно. Такой эффект достигается за счет использования такого приема, как умолчание. Читатель сам должен догадаться, что именно осталось невысказанным. Умолчание дает широкий простор для подтекста: например, Пономарев, обращаясь к одеялу, говорит: «Ну, как тебе не стыдно?..» Читатель сам должен дополнить недостающие слова.
В связи с тем, что рассказ построен как большой философский диалог, в нем можно обнаружить вставные конструкции. Они не только выполняют основную функцию (комментирование, уточнение), но и помогают развернуть одну из ключевых метафор.
Например:
К работающему мальчику приходил другой мальчик, совсем маленький, голый, в синих трусах. Он трогал вещи и мешал. Александр гнал его. Голый резиновый мальчик ходил по дому, по коридору, где стоял велосипед. (Велосипед педалью был прислонен к стене. На обоях педаль провела царапину. На этой царапине как бы и держался велосипед у стены.)
Эта вставная конструкция, с одной стороны, абсурдна по содержанию. Справедливо можно заметить, что большой велосипед не может удержаться на маленькой царапинке на обоях. Но с другой стороны, жизнь человека может держаться на какой-то тоненькой ниточке. Когда она оборвется, неизвестно никому.
«Лиомпа» изобилует перечислительными рядами, например:
«Исчезли страны, Америка, возможность быть красивым и богатым, семья (он был холост)…»
Такой ряд характеризует ценности в жизни Пономарева. Расположение единиц в данной конструкции также закономерно. Семья в ценностной системе главного героя, как мы можем видеть, занимает не первое место, но и не последнее (на это указывает прием умолчания).
Своеобразен и позиционно-лексический повтор. Автор активно использует анафору:
«Флакон был бракосочетающейся герцогиней. Флакон назывался «тезоименитство». Больной бредил. Он хотел писать трактат. Он разговаривал с одеялом».
Анафорическое «флакон» служит для выделения мысли , что мир когда-то незаметных и ничего не значащих вещей, окружающих умирающего героя, преображается, становится центральным.
Активно используются в тексте конструкции, построенные по принципу: повторяющееся слово ставится в конец предложения и с него же начинается последующее предложение.
Например:
«Удивителен был паук. Паук улетел при одной мысли мальчика потрогать паука рукой».
Таким образом, проанализировав экспрессивные синтаксические конструкции в рассказе «Лиомпа», мы пришли к выводу, что Ю.Олеша использует широкий ассортимент синтаксических средств экспрессии. Такой подход увеличивает прагматический потенциал высказывания, усиливает выразительность и образность речи.
Список литературы
- Арзамасцева И.Н. Идейно-эстетические взгляды Ю.К. Олеши (На материале прозы 20-х годов) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02. - Москва, 1994.
- Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В.П.Ярцева. М., 2002, с.591.
- Ноткина А.Б. Авторская концепция мира Юрия Олеши и тенденции развития русской прозы 20 - 30-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01. - Москва, 1999.
- Мусагитова Г.Н. Способы эксплицирования картины мира автора в прозаическом тексте: деятельностный аспект : На материале творчества Ю.К. Олеши : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. - Омск, 2005.
- Спивак-Лаврова И.И.Малая проза Вирджинии Вулф и Юрия Олеши в контексте эстетики модернизма : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03, 10.01.01 / Спивак-Лаврова Ирина Игоревна; [Место защиты: Сам. гос. соц.-пед. ун-т]. - Самара, 2016.