Описание картины В.М. Васнецова «Царевна-лягушка»
На картине «Царевна-лягушка» художник показал один из самых запоминающихся и любимый многими момент, когда Царевна начала творить чудеса. Она танцует и взмахивает рукавами. В один момент, махнув рукавом, она создает озеро, махнет вторым рукавом - по озеру плывут лебеди. Все это волшебство автор показал на заднем фоне. Прежде чем приступить к работе, мне пришлось «вынырнуть из сказки» и изучить репродукцию картины В.М. Васнецова «Царевна-лягушка».
Композиция картины отличается оригинальностью и утонченной проработкой деталей. Главным элементом этой картины является фигура молодой девушки; ее руки раскинуты в стороны, голова запрокинута, художник изобразил её в танце. На девушке надет удивительной красоты опашень изумрудного цвета, расшитый драгоценными камнями. Рукава опашня пошиты с большими прорезями, они свободно свисают во время движения.
Под ним виднеется подол атласного сарафана малахитового цвета, украшенный вышивкой, тесьмой и различными узорными вставками. На Царевне-лягушке ослепительно белоснежная рубашка из тонкой материи с пышными рукавами, отчего взмах рук становится похож на крылья белой лебедушки. Длинные, ниже пояса, темно-каштановые волосы убраны в две тяжелых толстых ниспадающих косы и украшены эффектным головным убором - повязкой с россыпью разноцветных драгоценных камней.
В руках у царевны воздушный и легкий белый платок - ширинка. На ногах героини маленькие аккуратные зеленые сапожки на невысоком каблучке, они тоже расшиты золотистым узором. Образ Царевны-Лягушки подан особым образом - девушка изображена со спины, в причудливой позе во время танца. Ее очертания, а также положения музыкантов подчеркивают тот факт, что на картине изображено активное движение. На лицах музыкантов запечатлено восхищение красотой вчерашней лягушки, ее удивительным волшебством и грацией в танце.
Каждой вещи свое место, или русский народный костюм.
Следующим этапом моей работы было изучение русского женского костюма 15-17 столетий. Женский костюм был чрезвычайно красочным.
Рубашка.
Основным элементом одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения, была рубашка. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие - из шёлка. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими.
В таких случаях для их поддержки на запястья надевали специальные браслеты. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные — обрядовые — надевались только несколько раз в году.
Сарафан.
Сарафан был основным элементом женского костюма северно-русских областей, женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов, надеваемая через голову. Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке, он имел несколько вариантов, сарафан мог быть глухим, распашным, прямым.
Распашные сарафаны, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перёд был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Их шили не только из домотканого холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.
Опашень.
Опашень - верхнее летнее распашное платье из шелковой или золотной добротной ткани (ткань церковной утвари), а большею частью - из червчатого сукна (бархатная ткань темно-красного цвета). Название говорит о том, что наряд носили «наопашь», т.е. накинув на тело. Опашень не подвязывался, не имел петлиц. Рукава с разрезами, широкие и к запястью сужаются.
Для царских особ такая одежда называлась платно. Ее шили с горностаевой подкладкой. Покрой его был такой же, как и у других верхних одежд, он делался во всех частях полнее; около шеи к нему пришивалось ожерелье или воротник из ткани более богатой, обыкновенно парчовой, украшенное каменьями большого размера, величиною с грецкий орех и больше. На суконных опашнях вместо кружева делалась строка, прострочка мелкая, или крупная, или же обе вместе, которые были нанизаны жемчугом. Опашни, как выходная верхняя одежда в царицыном быту, всегда убирались с большим богатством.
ОжерЄлье, бармы.
Ожерелье, бармы — широкое оплечье или широкий нарядный воротник в одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, надеваемый поверх опашья. Воротник мог быть стоячим или отложным, являлся частью парадной княжеской одежды.
Повязки (венцы).
Особенность девичьего наряда составляли повязки (венцы). Вообще характерная черта девичьего убора - открытая макушка, а основной признак уборов замужних женщин - полное прикрытие волос. Девичьи уборы делали в виде перевязки или обруча, отсюда и название - перевязка (в письменности - с 1637 г.).
Носили перевязки повсеместно: от крестьянской избы до царского дворца. Украшали повязки жемчугом, бисером, мишурой, золотой или жемчужной нитью. Поднизь прикладывалась к венцу с передней, налобной его стороны в виде сетки с жемчужными или золотыми висюльками по нижнему краю - рясами (пряди из жемчуга, каменьев привешиваемые по сторонам повязки). Венец и фата обязательны были именно для подвенечного костюма.
Башмаки
Башмаки кроились из бархата, атласа и сафьяна. По швам башмаки обшивались золотным с шелком пояском или кружевом, каблуки или закаблучье всегда обвивались волоченым золотом. Бархатные и атласные, как и сафьянные, переды по большей части вышивались золотом, нанизывались жемчугом, иногда с дорогими каменьями.
Наиболее употребительный цвет башмаков в царском быту был червчатый (бархатная ткань темно-красного цвета), но шились также башмаки белые, желтые, зеленые, алые, лазоревые. При выходах в церковь или к гостям и вообще в парадных случаях царицы и царевны, как и все женщины и девицы.
Ширинка - носовой платок.
В руках всегда носили ширинку - носовой платок, роскошно вышитый золотом, серебром и шелками, а иногда и нанизанный жемчугом. Ширинки кроились из тонких арабских тканей, а наиболее богатые - из белой вениценской тафты.